Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:01, реферат
Государство в лице органов финансового контроля осуществляет контроль, направленный на проверку законности и правильности распределения расходования денежных средств целям и объемам, предусмотренным в бюджете, однако сфера ответственности власти перед обществом в новых условиях существенно расширяется. Появляется насущная необходимость оценить действующие механизмы хозяйствования и выработать конкретные рекомендации по более результативному, экономному и эффективному планированию и расходованию активов государства, включая материальные ресурсы.
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ
и Восточной Европы»
Москва, 29-30 сентября 2008
Роль статистических органов
в обеспечении информационных потребностей государственного аудита
Первый заместитель директора
НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации
Государство в лице органов финансового контроля осуществляет контроль, направленный на проверку законности и правильности распределения расходования денежных средств целям и объемам, предусмотренным в бюджете, однако сфера ответственности власти перед обществом в новых условиях существенно расширяется. Появляется насущная необходимость оценить действующие механизмы хозяйствования и выработать конкретные рекомендации по более результативному, экономному и эффективному планированию и расходованию активов государства, включая материальные ресурсы.
Прогресс меняет объекты контроля и его целевые установки. Если объектом государственного финансового контроля являлась деятельность органов государственного управления только в бюджетно-финансовой сфере, то объект государственного аудита - деятельность этих структур по управлению всеми общественными ресурсами.
О масштабах потенциального влияния государственного аудита в России говорит следующее. Годовой валовой располагаемый доход – основная часть государственных финансовых ресурсов, составляет более 30% ВВП страны. Государство помимо этого управляет и ранее накопленными активами. Основной капитал государственного сектора экономики составляет более одной пятой всего основного капитала, включая хозяйствующие субъекты, находящиеся полностью в собственности государства – казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и предприятия, где государству принадлежат 100 процентов акций. Если к ним присовокупить структуры, имеющие в своем капитале государственные средства или государственное имущество, например, негосударственные корпорации, акционерные общества и другие экономические субъекты, то доля основного капитала страны, находящегося под государственным управлением, составит более половины.
Меняются целевые установки. Основной задачей государственного финансового контроля являлось выявление соответствия фактического расходования средств объемам и целям, предусмотренным в бюджете.
В рамках государственного аудита эта задача сохраняется, но у органов государственного аудита появляется новая проблема – анализ результативности использования всей государственной собственности.
Меняется философия государственного аудита и государственных финансов, подход к оценке доходов и расходов. В переходный период традиционная система практически работала на уход государства из экономики, в то время как новая система включает его в общую систему рыночных отношений, нацеливает на полноценное участие в инвестиционных процессах и ориентирует на прогнозирование более длительных перспектив развития.
Очевидно, что увеличение масштабов ресурсов, которыми владеет и распоряжается государство, их доля в общем объеме ресурсов страны обусловливают рост его влияния на социально-экономическое развитие.
Масштабы и доля сектора государственного
управления характеризуются рядом
показателей, отражающих различные
аспекты экономики. Такими показателя
являются, в частности, величина валовой
добавленной стоимости и
Переход от государственного финансового контроля к государственному аудиту в силу изменения объекта, предметной области и целевых установок влечет за собой коренное изменение информационной среды контролирующих органов. Для государственного финансового контроля достаточно было иметь данные об утвержденном бюджете и его фактическом исполнении с добавлением различного рода справочных материалов и результатов контрольных мероприятий. Теперь появляется необходимость в точной информации об имуществе и его использовании, в других данных о деятельности экономических субъектов и эффективности общественного развития, а при аудите национальных проектов и программ - данные о достижении целей развития. Нужен анализ того, достигнуты ли цели при минимальных затратах или можно было добиться большего.
В условиях современных процессов
глобализации экономики и, как следствие,
взаимозависимости социально-
Итогом деятельности
органов государственного аудита тоже
является информация, представляемая
законодательным и
Действенно работающий институт государственного аудита, осуществляя профилактические меры и выявляя случаи бесхозяйственности, может внести значительный вклад в борьбу с противодействием ходу реформ, коррупцией, мошенничеством, легализацией криминальных денег и другими нарушениями законодательства, активно способствуя переустройству общества, развитию инновационной экономики и повышению качества жизни населения.
Однако активная совместная
деятельность российских органов государственного
аудита затруднена, поскольку в
отличие от ведомственных и
В этих условиях эффективность функционирования органов государственного аудита, независимо от их статуса, особенно зависит от актуальности, полноты и надежности используемой ими информации, глубины и качества ее анализа. Все счетные палаты России без исключения испытывают острый недостаток в сведениях, дефицит которых связан с отсутствием полноценной системы регистрационно-учетных функций государства и слабой разработанностью научно-обоснованных подходов к определению характера и объема данных, необходимых для мониторинга использования общественных ресурсов.
Вместе с тем, анализ практики государственного аудита показывает его тесную связь с учетом и отчетностью, являющимися важными средствами осуществления его функций. Это обусловлено, в частности, тем, что предметом учета являются факты, имеющие экономическую и юридическую природу, а сам учет служит средством, методом и формой контроля.
Неоценимо значение самой экономико-статистической информации, которая также как и система учета, занимает исключительно важное место для оценки количественных и качественных результатов деятельности властных структур, предпринимателей, итогов выполнения утвержденных в установленном порядке проектов, целевых программ и других приоритетных направлений. Однако на субфедеральном уровне возможности получения сведений от экономических субъектов ограничены по причинам организационного и методического характера, а также в силу отсутствия законодательной базы, регулирующей процесс информационного взаимодействия сторон.
Действующая система государственной отчетности, методология сбора и разработки статистических показателей в рамках федеральной программы (плана) статистических наблюдений, приемлемые для федерального центра, еще слабо приспособлены для регионального и еще в меньшей степени для муниципального уровня. Применяемые на уровне хозяйствующих субъектов способы и методы их идентификации, а на субфедеральном уровне - способы и методы статистического наблюдения, расчеты с помощью корректирующих коэффициентов не дают полной и объективной оценки происходящих в региональной экономике процессов.
Кроме того, для использования имеющейся и часто неполной статистической информации необходимы специальные знания, профессиональные навыки, способность четко сформулировать задачу и сделать грамотный запрос о предоставлении определенных данных, что зачастую отсутствует у многих специалистов и руководителей, занятых в сфере управления, в том числе в органах государственного аудита. Причина - недостаточная информационная культура управленцев.
В 2005 году НИИ СП решением глав правительств государств-участников СНГ был определен базовой организацией СНГ в области государственного и международного финансового контроля. VIII сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, признавая важность проблем, связанных с методическим и информационным обеспечением, подготовкой научных кадров, проведением научных исследований, включая исследования в области национальных показателей прогресса и развития аудита эффективности, приняла Рекомендации о перспективах дальнейшего использования НИИ СП в этой области (сентябрь 2008г., Москва). Статус и потенциал Института позволяют выразить уверенность в том, что он может стать полноправным участником проектов, связанных с решением обсуждаемых сегодня проблем.
1 Национальные счета России в 2002-2007 годах. М.: ФСГС, 2008. С.44,16.