Российский рынок автомобильных запчастей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, доклад

Описание

В настоящее время в России возобновляется активный рост продаж автомобилей, и, в первую очередь - иномарок, о чем наглядно свидетельствуют ежемесячные отчеты Ассоциации Европейского Бизнеса (за 2010 год продажи иномарок в России выросли на 28%, а по итогам полугодия 2011 года ещё на 18%). Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей, и, в докризисный период, темпы этого роста составляли не менее 20% в год. В центральном регионе реализуется около пятой части от объема продаж автозапчастей в России. Примечательно, что рост российского рынка автозапчастей наблюдается на фоне снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов.

Работа состоит из  1 файл

Российский рынок автозапчастей.doc

— 27.00 Кб (Скачать документ)


Российский рынок автомобильных запчастей

В настоящее время в России возобновляется активный рост продаж автомобилей, и, в первую очередь - иномарок, о чем наглядно свидетельствуют ежемесячные отчеты Ассоциации Европейского Бизнеса (за 2010 год продажи иномарок в России выросли на 28%, а по итогам полугодия 2011 года ещё на 18%). Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей, и, в докризисный период, темпы этого роста составляли не менее 20% в год. В центральном регионе реализуется около пятой части от объема продаж автозапчастей в России. Примечательно, что рост российского рынка автозапчастей наблюдается на фоне снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов.

Емкость рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей в России в 2010 году по предварительной оценке экспертов составила около 42 млрд. долларов США. В России вторичный рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 75% от общего объема рынка в стоимостном выражении, доля первичного рынка составляет 25% от общего объема рынка.

На вторичном рынке автозапчастей приоритетную долю составляют запчасти для отечественных автомобилей - 55% от объема рынка, на долю запчастей для иномарок приходится 45% от объема вторичного рынка. При этом сохраняется тенденция на постепенное увеличение рынка автозапчастей для иномарок.

В 2010 году структура рынка автозапчастей определялась во многом предпочтением конечного потребителя и степенью приверженности оного к торговым маркам и брендам. Также широкая розничная торговля запчастями для легковых автомобилей зависит от парка находящихся в эксплуатации автомобилей отечественных марок - более 15 млн. единиц и значительной долей подержанных иномарок возрастом более 10 лет - около 3,5 млн. единиц. По мере «омоложения» автопарка постепенно меняется и товарная структура рынка автозапчастей за счет перемещения их потребления в автосервисную сферу, по образу западных моделей рынка.

На российском рынке автомобильных запчастей действует около двух тысяч игроков, лидирующие позиции среди которых занимают отечественные производители. Однако, одной из основных тенденций современного рынка автомобильный запчастей выступает изменение структуры автомобильной промышленности, приход на отечественный рынок иностранных производителей, и, как следствие, рост спроса на иностранные бренды. Сегодня российские производители автозапчастей действуют в условиях выраженной конкуренции с продукцией из Европы и более дешевыми автокомпонентами из Китая, Турции и Индии.

Одним из важных факторов роста конкуренции между участниками российского рынка автозапчастей является процесс унификации автомобильных компонентов, активно развивающийся в современной мировой автоиндустрии.

По оценке экспертов в кризисный год конечные потребители стали выбирать не оригинальные запчасти, в первую очередь, из-за их цены.. Компании начали привлекать новых поставщиков с новыми брендами, стали уходить от конкретных специализаций и тяготеть к мультибрендовой ассортиментной политике. Развитие в условиях такого рыночного тренда, конечно, требует довольно серьезных капиталовложений, в то время как спрос на закупленный ранее дорогой оригинал заметно снизился. Образовался дефицит оборотных средств, основным игрокам рынка стало не только сложно обеспечивать регулярные поставки по новым поставщикам, но и поддерживать свой традиционный ассортимент на должном уровне. Такая ситуация «размыла» капиталы импортеров, стали нередки ассортиментные «пробелы», чем начали пользоваться небольшие компании, которые стали активно и не всегда системно завозить никому не известные дешевые аналоги, иногда сомнительные, часто китайского производства. Появились новые мелкие игроки. Другой момент. Очень многие участники рынка отмечают, что проблемы, связанные с кризисом, сыграли на региональных рынках не только разрушительную роль, но и в некотором смысле способствовали его оздоровлению в том смысле, что ужесточилась конкурентная борьба за счет, во-первых, ухода ряда игроков, не справившихся в ситуации сокращения спроса, и, во-вторых, за счет необходимости пересматривать структуру предложения в целом и - что с этим непосредственно связано - развивать клиентский сервис. Роль последнего, кстати, то и дело подчеркивают особо, упирая на него в качестве основного фактора конкурентоспособности.

Тем не менее, торговля автозапчастями и комплектация автосервиса необходимыми автозапчастями, аксессуарами и автохимией в настоящее время в России является выгодным бизнесом. Более 90% компаний, работающих в данном секторе, считают собственную рентабельность достаточной, чтобы оставаться в этом бизнесе. Однако, в настоящее время на рынке автозапчастей наблюдается процесс специализации и укрупнения компаний, тенденция к поглощению крупными игроками более мелких конкурентов. Данный процесс связан с тем, что не многие компании могут себе позволить держать излишние оборотные средства «замороженными» на складах в необходимом ассортименте запасных частей и автотоваров. Вероятно, именно эти тенденции во многом будут характеризовать динамику российского рынка автомобильных запчастей в ближайшем будущем, и их необходимо принимать в расчет как действующим игрокам рынка, так и инвесторам в данный сектор автомобильной отрасли.

С распространением на российском рынке автозапчастей дешевой продукции из стран Азии связана актуальность проблемы ценового демпинга, что, в частности существенно затрудняет развитие отечественных производителей автомобильных компонентов. Проблема демпинга, основными факторами которого выступают присутствие на рынке значительного числа сходных или одинаковых товаров различных производителей, связана прежде всего, с обострением ценовой конкуренции, а также повышение осведомленности потребителей о ценовой ситуации на рынке, в частности, посредством распространения сети Интернет.

Демпинговые действия преимущественно проявляются среди автозапчастей невысокого уровня качества.

Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в секторе оптовой торговли, для которого в большей мере характерно и снижение цен. Продавцы, пытаясь привлечь клиентов, используют различные бонусы, отсрочки по платежам вплоть до кредитования и консигнации. Наиболее сильно противостояние между импортёрами запчастей ощущается в не столичных регионах, тогда как московский рынок уже поделен между основными игроками

В 2010 году одной из актуальных проблем рынка можно назвать и падение спроса в премиум-сегменте. Многие оптовые фирмы оптимизировали склад и отказывались от непопулярных брендов, сокращая ассортимент. В этих условиях выживет сильный производитель качественной продукции, который готов в непростой ситуации поддерживать своих клиентов. Также произошло значительное снижение продаж на рынке автосервисного оборудования.

Еще одной актуальной проблемой современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Результаты исследований последних нескольких лет свидетельствуют о том, что объемы продаж поддельных запчастей на российском рынке составляет до 30% в зависимости от наименования.

Контрафактные компоненты наносят значительный урон репутации автопроизводителей и поставщиков оригинальных запчастей. Как правило, чаще всего подделывают быстроизнашивающиеся детали. В их числе: подвески, рулевые тяги, штанги, тормозные колодки, и, естественно, всевозможные машинные масла.

Следующей проблемой рынка автозапчастей стоит назвать «серый импорт» и вытекающие отсюда проблемы таможенных пошлин. Так, на долю «серого» импорта приходилось более 70% от объема продаж запчастей к иномаркам в стоимостном выражении, но за последние два-три года ситуация стала кардинально выравниваться в сторону «белых поставок».

Говоря об итогах 2011 года, можно констатировать, что упадок 2009 года на рынке автозапчастей в 2010-2011 году сменился подъемом, и это очевидно. Пока небольшим подъемом, но можно надеяться, что в следующем году он будет уже значительно серьезнее -ведь покупательная способность клиентов значительно возросла, да и другие факторы позволяют сделать такой прогноз.



Информация о работе Российский рынок автомобильных запчастей