Россия и международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Международная торговля—старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 5
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. 5
СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА 6
ОГРАНИЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 7
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС 11
ГАТТ КАК РЕГУЛЯТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 13
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 15
РОССИЯ И МЕЖДНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 17
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА. 17
ДОСТУП РОССИИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ. 18
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА В 1999-2000 ГОДАХ. 19
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА. 21
ИМПОРТ В 1999 – 2000 Г. 23
РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Россия и международная торговля.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

     Внешнеторговый мультипликатор

     Интенсивное развитие внешнеэкономических связей требует определить их влияние на развитие экономики страны. Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли, на рост национального дохода и ВНП экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие  внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп, П. Самуэльсон и другие экономисты.

           Первоначальное изменение  экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом. Дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта(Мx) обусловлен внутренними Dпроцессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению(MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS): 

     Mx=1/MRS=1/(1—MRC) 

           Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы: ВНП=МpDX.

           Но международная  торговля—это не только экспорт, но и  импорт. И если часть полученного  экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность  сократиться. Импорт действует как  утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту(MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид:   

     Mp=1/((MRS-MRM)DX)

     А влияние изменения экспорта с  учетом импорта на изменение объема производства можно описать формулой: 

     DВНП=1/(MRS-MRM)DX

     Действие  мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит  затухающий характер, величины очередных  приростов неуклонно сокращаются, т.к. значение предельной склонности к потреблению к потреблению импортных товаров меньше единицы.

     По  прошествию определенного промежутка времени, возмущение, вызванное приростом  инвестиций в одну из стран, сглаживается, системы вновь приходят в состояние равновесия. Большую роль в устранении  нарушенного равновесия торгового баланса и помех на пути развития международной торговли призвано играть активное государственное регулирование.

 

      РОССИЯ И МЕЖДНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

     Регулирование экспорта.

     Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

     Важнейшим событием в области регулирования  экспорта в 1998 году – начале 1999 года стал возврат к применению экспортных пошлин. Они были отменены весной 1996 года, под давлением МВФ и Всемирного банка. Но в связи с новыми экономическими условиями международные финансовые организации не стали препятствовать восстановлению экспортных пошлин, с помощью которых Правительство РФ рассчитывало в 1999 году получить 30.2 млрд. рублей дополнительного дохода.

     Одновременно  был усилен государственный контроль над экспортом и в некоторых  других направлениях. В отдельных  случаях необходимость введения пошлин и усиление контроля было вызвано  не только фискальными соображениями. Это было вызвано и тем, что в результате увеличения оттока отдельных товаров за границу, в результате девальвации рубля, возник их дефицит на внутреннем рынке.

     В октябре 1998 года постановлением Правительства  РФ было введено лицензирование экспорта из России необработанных шкур крупного рогатого скота, овец и некоторых других животных, а также семян подсолнечника, репса и соевых бобов. А в начале 1999 года на данные товары, на необработанные лесоматериалы из дуба, ясеня и бука, на отходы и лом цветных металлов были установлены комбинированные экспортные пошлины в размере 10%, но не менее определённой суммы (в ЭКЮ, а позже в евро) с единицы веса.

     В конце января 1999 года были введены  пошлины на экспорт мазута, кокса, газов и каменноугольных смол, битума и асфальта, сланцев, природного газа, изделий из цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в размере 5% от таможенной стоимости (на природный газ – 5%, но не менее 2-х евро за тонну).

     Правительство связывало особые надежды с обложением вывозимой нефти, но мировые цены на нефть снизились почти до уровня себестоимости её добычи в России. К тому же влияние девальвации рубля на экспорт нефти ослабло из-за того, что значительная часть валютных доходов нефтяных компаний остаётся за границей: тратится на закупку иностранного оборудования и материалов, на погашение иностранных кредитов.

     Другим  направлением мероприятий в области  регулирования экспорта стало усиление контроля за возвратом валютной выручки от экспортных операций в страну, недопущение незаконного перевода валюты за границу под фиктивные импортные контракты. В 1998 году размеры не поступившей экспортной валютной выручки и непогашенных импортных авансов составили более 9 млрд. долларов.

     В сентябре 1998 года, после кризиса, ЦБ РФ ввёл жёсткие ограничения на формы  расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям. Позже был ужесточён контроль над сроками зачисления валютной выручки. Фактически срок перевода валютной выручки был сокращён со 180-ти до 60-ти дней. 31 декабря 1998 года ЦБ РФ повысил норматив обязательной продажи валютной выручки экспортёрами на рынке с 50 до 75% и сократил срок её реализации с 14 до 7 дней.

     Доступ России на зарубежные рынки.

     В последние годы обострилась проблема доступа России на зарубежные рынки. В отношении российских товаров  в разных странах действует 67 дискриминационных ограничений. Они, как правило, связаны с обвинениями в демпинге и подрыве рынков. В ЕС под такие ограничение попадают 13 товарных групп, поставки которых оцениваются в 250 млн. ЭКЮ и составляют около 10 % российского промышленного экспорта в страны ЕС.

     В начале 1999 года США использовали крупнейшие по своим негативным последствиям антидемпинговые  процедуры против российских товаров  на американском рынке. США до сих  пор отказывают России в предоставлении статуса рыночной экономики, что позволяет применять к российским товарам дискриминационные и произвольные правила.

     Администрация США пыталась ограничить развитие торгово-экономических  связей и расширение военно-технического сотрудничества России с некоторыми третьими странами, например, Ираном. Под нажимом США 20 января 1998 года было принято правительственное постановление о контроле за внешнеэкономическими контактами ракетно-космической промышленности.

     В феврале 1999 года США приняли решение  о запрете на торговлю и оказание технического содействия против 10 российских организаций. Они подозревались в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях. Это решение было принято не смотря  на то, что Правительство РФ усилило контроль над коммерческой деятельностью, которая вызывает беспокойство американцев.

     Однако  США продолжают расширять круг, предоставляемых  России претензий. В феврале 1999 года  госдепартамент США официально предупредил  Правительство РФ, что если Россия будет поставлять Сирии противотанковое оружие, то финансовая помощь США будет сокращена на 16 %.

     Проводя такую политику, США пытается поставить  под свой контроль внешнюю политику России, вытеснить её с рынков высоких технологий. В ответ российским властям вполне можно было бы активизировать использование защитных мер или угроз их применения по отношению к американским товарам. Мировой опыт показывает, что применение встречных санкций в ответ на дискриминационные акции других стран – довольно эффективное оружие защиты интересов своих экспортёров.

     Регулирование экспорта в 1999-2000 годах.

     23 января 1999 г. правительство приняло постановление, увязывающее уровень государственных сборов с нефтяных операций с изменением цен на мировых рынках. С экспорта нефти по цене от 9,5 до 12,5 долл. за баррель взимается пошлина 2,5 евро с тонны; сверх 12,5 долл. – 5 евро. Если же цена на нефть опустится ниже 9,5 долл. за баррель, то экспортная пошлина с нее не взимается, как это и случилось в марте 1999 года.

     С начала 1999 года цена тонны нефти  на мировом рынке увеличилась  примерно на 100 долларов, этим обусловлено решение Правительства об увеличении экспортных пошлин на нефть с 23 сентября 1999 г. до 7,5 евро за тонну, а с 8 декабря - до 15 евро за тонну. Такое повышение экспортных пошлин позволит привлекать в бюджет дополнительно 1,8 млрд. руб. в месяц.

     С 21 декабря 1999 г. введена экспортная пошлина на природный газ в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за тонну газа, вывозимого с территории РФ за пределы государств-участников Таможенного союза. Эта мера даст бюджету дополнительно 10 млрд. руб. доходов в год. Экспортная пошлина была введена в связи с тем, что цена на газ на мировом рынке поднялась с 52-53 долл. за 1000 м3 в начале 1999 года до примерно 90 долларов – в настоящее время. В случае изменения конъюнктуры мирового рынка размер экспортной пошлины может быть пересмотрен.

     В течение года правительство постоянно  расширяло номенклатуру товаров, облагаемых вывозными пошлинами: рыба, крабы, спирт этиловый, отходы и лом черных металлов, нитрат аммония, древесина и изделия из нее, бумага и картон и изделия из них, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, другие товары.

     Начиная с мая, вывозные пошлины на многие товары стали применяться при вывозе, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ, за исключением стран-участниц Таможенного союза. С 1 августа взимается экспортная пошлина на сырую нефть при вывозе ее из России во все страны, за исключением членов Таможенного союза.

     Первоначально предполагалось введение экспортных пошлин на 6 месяцев, но в дальнейшем их действие было продлено. Так, Постановлением Правительства РФ №798 продлено действие введенных в феврале 1999 года сроком на 6 месяцев 5%-х экспортных пошлин на медь, никель и продукты переработки угля. Данное постановление закрепляет действие пошлины до принятия следующего постановления, снимая, таким образом, 6-месячный срок их действия.

     Вывозные  пошлины размером 5% от таможенной стоимости  товара введены с 13 июля на необработанный никель, никелевый штейн и другие промежуточные продукты металлургии никеля, а также на любые изделия из никеля.

     Еще в декабре 1998 г. Государственная  Дума приняла закон о первоочередных мерах в области бюджетной  и налоговой политики, повышающий долю выручки, которую экспортеры обязаны продавать, до 75%. Соответствующие изменения в свои инструкции тогда же внес Центральный Банк. Однако вскоре широкое распространение получила схема экспорта, обходящая принятый закон при помощи посреднических фирм, зарегистрированных в странах СНГ. Таким образом, помимо сокрытия валютной выручки экспортерам удавалось избежать обложения экспортными пошлинами.

     15 марта Президент подписал Указ  «Об изменении порядка обязательной  продажи части валютной выручки», обязывающий резидентов РФ в  семидневный срок после поступления  экспортной валютной выручки продавать 75% суммы на внутреннем валютном рынке РФ через банки и другие кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии ЦБ РФ по рыночному курсу на день продажи валюты. Главное отличие указа Президента от закона и инструкции ЦБ – льгота экспортерам, которые погашают долги иностранным кредиторам. Они могут продавать не 75%, а только 50%. Ключевую роль в появлении указа сыграли сами иностранные кредиторы, пытающиеся хотя бы косвенно компенсировать невыгодные для них схемы реструктуризации долгов российского правительства.

     20 сентября подписано Постановление  Правительства РФ № 1053 о введении  экспортных пошлин на бензин, дизельное топливо и мазут. На высокооктановый бензин вводится пошлина 20 евро за тонну, низкооктановый - 10 евро за тонну, дизельное топливо облагается пошлиной 10 евро за тонну, мазут – 12 евро за тонну.

     Несмотря  на усилия представителей большинства  алюминиевых заводов, с 1 января 2000 г. в России отменен режим «внутреннего толлинга», когда российское сырье для производства алюминия, передаваемое в переработку, не облагалось НДС и таможенными пошлинами.

Информация о работе Россия и международная торговля