Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:40, доклад

Описание

В последнее время существенно возросла роль внешнеэкономических связей России. Ее внешнеторговый оборот товаров и услуг составляет в настоящее время около 60% объема ВВП, а поступления от ВЭД формируют весомую долю финансовых ресурсов предприятий и более 40% доходов федерального бюджета страны.
Возможности, открывающиеся в результате научно-технологических преобразований в мире, используются Россией явно недостаточно. Некоторым исключением является, пожалуй, лишь информационно-коммуникационная сфера.

Работа состоит из  1 файл

Россия на международном рынке услуг.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

Россия на международном  рынке услуг

 

В последнее  время существенно возросла роль внешнеэкономических связей России. Ее внешнеторговый оборот товаров и  услуг составляет в настоящее  время около 60% объема ВВП, а поступления  от ВЭД формируют весомую долю финансовых ресурсов предприятий и более 40% доходов федерального бюджета страны.

Возможности, открывающиеся  в результате научно-технологических  преобразований в мире, используются Россией явно недостаточно. Некоторым  исключением является, пожалуй, лишь информационно-коммуникационная сфера.

По общим объемам экспорта и импорта лицензий, патентов, ноу-хау, другой научно-технической документации и услуг Россия заметно уступает странам, строящим инновационную экономику.

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача - ускорить развитие сферы услуг.

Российский рынок услуг  начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 58%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Доля торговли услугами в  совокупном объеме внешней торговли России приближается к показателям развитых стран: 21,3% в 2000 г. (в США - около 20%). Однако абсолютные показатели торговли услугами значительно отстают от мировых лидеров. Так, согласно статистике ВТО, в 2000 г. Россия в международной торговле услугами входила в ряд 30 ведущих стран, но ее доля в мировой торговле услугами составляла в 2000 г. около 1%. (доля США в 2000 г. равнялись 16,1%, для Франции - 5,6%, Германии - 7,9%, Японии - 6,5%). Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Вместе с тем доля России на мировом рынке услуг практически совпадала с ее долей в мировой торговле товарами, с той лишь разницей, что российская торговля товарами сводилась с положительным сальдо.

В последние годы внешняя  торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо, причем прослеживается тенденция возрастания импортной  зависимости. Это объясняется сохраняющейся  потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов выездного туризма.

Неизменно отрицательным  является баланс России по статьям, связанным  с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг.


Информация о работе Россия на международном рынке услуг