Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, реферат
Рост экономик развивающихся стран, повышение их доли в структуре спроса на энергоресурсы, неизбежность роста цен на энергоресурсы вследствие исчерпания наиболее дешёвых и доступных запасов, появление на энергетическом рынке новых игроков и новых форм сотрудничества, и противодействие этим процессам со стороны традиционных монопольных хозяев мирового энергорынка порождают напряжённость и делают рынок непредсказуемым.
Рост экономик развивающихся стран, повышение их доли в структуре спроса на энергоресурсы, неизбежность роста цен на энергоресурсы вследствие исчерпания наиболее дешёвых и доступных запасов, появление на энергетическом рынке новых игроков и новых форм сотрудничества, и противодействие этим процессам со стороны традиционных монопольных хозяев мирового энергорынка порождают напряжённость и делают рынок непредсказуемым.
Человечество стоит на пороге зарождения
нового, постнефтяного энергетического
уклада. Трансформационные процессы могут
повлечь за собой коренные изменения в
динамике и структуре внешнего спроса
на российские энергоресурсы, а также
к переосмыслению роли энергетического
сектора в российской и мировой экономике.
Российская Федерация — одна из ведущих
держав в мировой системе торговли энергоресурсами.
Особенно прочны позиции России на мировом
рынке углеводородов.
Россия традиционно лидирует по объемам
добычи сырой нефти, обеспечивая более
12% мировой нефтеторговли [7]. Более 80% российской
нефтедобычи предназначено для экспорта
в страны Европы, где доля России превышает
30% [7]. Для российских нефтепродуктов главным
направлением экспорта также являются
рынки стран Европы [1].
Россия, безусловно, лидирует в мире по
запасам природного газа, в российских
недрах находятся более 23% мировых запасов
этого сырья [5]. Столь же, безусловно, лидерство
России и по объемам ежегодной газодобычи,
которая обеспечивает четверть объёмов
мировой торговли этим энергоносителем,
что позволяет российским компаниям господствовать
как на европейском рынке природного газа,
так и на рынках СНГ. В газопотреблении
стран Европы на российский природный
газ приходится около 30% [5]. Обладание уникальной
газотранспортной системой обеспечивает
России решающую роль в обеспечении поставок
в Европу и СНГ центрально-азиатского
газа.
Российской Федерации принадлежит также
второе место в мире по запасам каменного
угля, которые составляют почти пятую
часть мировых запасов. Это позволяет
России, добывая 5% угля в мире, обеспечивать
около 12 % мирового оборота энергетических
углей [2].
Российская атомная энергетика обеспечивает
45% рынка обогащения урана, 15% рынка переработки
ядерного топлива, 5% рынка атомной электрогенерации,
15% рынка атомного реакторостроения в
мире, и обеспечивает 8% мировой добычи
природного урана [2].
Разработанная правительством России
и принятая в 2003 г. Энергетическая Стратегия
на период до 2020 г. определила ключевые
задачи энергетического сектора России
и пути их достижения. Однако она исходила
всё же из благоприятного сценария развития
мирового энергетического рынка, не учитывала
существенные факторы, породившие кризис
2008-2009 гг. Поэтому, на её основе в 2009 г. была
разработана Энергетическая Стратегия
— 2030, учитывающая новые вызовы энергетической
безопасности России.
Основные факторы, определяющие основы
внешней энергетической политики России
и ее положение на мировых энергетических
рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу,
связаны с особенностями нынешнего периода
развития мировых рынков энергоресурсов.
Они характеризуются, в первую очередь,
процессами их реструктуризации, что сопровождается
обострением конкуренции, порождённой
ростом удельного веса развивающихся
стран, как в добыче, так и в потреблении
энергоносителей. При этом наблюдается
существенный рост рисков, связанных с
ыепрогнозируемостью перспектив развития
мировых рынков [3].
Примером является динамика цен на нефть.
Основные факторы, которые делают её непредсказуемой:
негативные последствия мирового финансового
кризиса и угроза его нового витка, опасность
дефицита поставок энергоресурсов, неоднозначные
перспективы последствий подписания ведущими
державами Киотского протокола и заключения
других международных договоров в сфере
экологической политики с целью борьбы
с глобальным потеплением климата [6]. В
то же время, в мире растёт осознание необходимости
координации действий и концентрации
усилий для повышения долгосрочной устойчивости
рынков энергии и энергоносителей, повышения
уровня глобальной энергетической безопасности
на основе таких механизмов её обеспечения
которые не ущемят, чьи бы то ни было национальные
интересы.
Одним из направлений сотрудничества,
где Россия имеет значительные преимущества
по сравнению с другими развитыми
странами, является экспорт энергии
и энергоносителей. Между Россией
и Китаем в июне 1997г. был заключён
союз о сотрудничестве и строительстве
нефте – и газопроводов из Сибири. Между
Минэнерго России и Китайской нефтяной
корпорацией подписано соглашение о реализации
проектов в области добычи и транспортировки
нефти и газа, в том числе о разработке
Ковыктинского месторождения.
С Индией достигнута договорённость о
сотрудничестве при разработке угольных
месторождений.
Большой интерес представляет газовая
и нефтяная отрасли России для иностранных
инвесторов. Компания «Газпром» и «Эдисон»
создали новое совместное предприятие
для закупок и поставок российского природного
газа потребителям в Италии.
В нефтяной промышленности действует
около 40 совместных предприятий, работающих,
в основном, на месторождениях с залежами
высоковязких нефтей.
Создано российско-американское СП «Полярное
сияние» для разработки Ардалинского
месторождения нефти.
Внешнеэкономические связи России и стран
Северной Америки (США, Канада) всё больше
крепнут. США среди неевропейских промышленно
развитых стран – крупнейший торговый
партнёр России (в 1997г. товарооборот РФ
и США составил 8,9 млрд. долл., в том числе
российский экспорт – 4,8, импорт – 4,1млрд.
долл.). Устойчивый характер имеет торговля
России с Канадой. Главное место в российском
экспорте в США занимают товары первичной
переработки – алюминий, чёрные металлы,
азотные и калийные удобрения, драгоценные
камни, нефть и нефтепродукты. В Канаду
Россия вывозит в основном нефтепродукты
и минеральное сырьё.
Россия всерьез закрепляется в Латинской
Америке и вкладывает десятки миллиардов
долларов в экономику региона. И в политическом,
и в экономическом плане это безусловный
успех. Во-первых, Венесуэла – равноправный
платежеспособный партнер, сотрудничество
с которым приносит огромные прибыли нашей
экономике. Во-вторых, разрабатывая южноамериканские
месторождения, российские компании могут
получить ценный опыт в переработке тяжелой
нефти, который может пригодиться при
освоении залежей энергоносителей в Восточной
Сибири. В-третьих, и это, пожалуй, самое
главное, крепнущие экономические связи
России и Венесуэлы показывают, что Российская
Федерация и флагманы ее энергетической
промышленности уверенно осваиваются
в роли глобальных игроков, имеющих интересы
уже не только в ближнем зарубежье.
Успешно развивается энергетическое партнерство,
Россия-ЕС, согласован механизм продвижения
по основным направлениям сотрудничества
– инфраструктурные проекты, безопасность
транспортных сетей, энергосбережение,
энергетические технологии, вопросы ядерной
безопасности. Важное место занимает долгосрочное
сотрудничество в области поставок в Центральную
и Западную Европу энергоносителей из
России в обмен на инвестиции и технологии
для российского топливно-энергетического
комплекса. Этот диалог будет способствовать
укреплению энергетической безопасности
континента, обеспечению необходимой
основы для устойчивого роста европейской
экономики.
На фоне динамичного развития отношений
России с ЕС есть немало моментов, которые
вызывают беспокойство. К ним относятся
защитные меры ЕС в отношении импорта
ряда российских товаров, например, стали,
европейские установки на диверсификацию
источников снабжения энергоресурсами
и либерализацию энергетических рынков,
ограничения доступа на рынок ЕС российских
товаров ядерного топливного цикла. [10]
Торгово-экономическое сотрудничество
России со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона (Япония, Южная Корея, КНДР, Китай,
страны Юго-Восточной Азии и др.) относительно
невелико, однако развивается в последнее
время весьма динамично и имеет значительный
потенциал для дальнейшего роста. Географическая
близость богатых природными ресурсами
восточных Районов России к странам восточной
и Юго-Восточной Азии благоприятствует
этому.
В Западной Азии наиболее активно развивается
внешнеторговое сотрудничество с соседствующей
(на Чёрном море) Турцией (на её долю приходится
примерно половина внешнеторгового оборота
России в этом субрегионе). Из России в
Турцию более всего поступает нефть и
природный газ.
Если же взять все статьи сырьевого экспорта,
то более 75% экспорта России приходится
на прямой и косвенный экспорт невозобновляемых
ресурсов, т.е. наша страна на мировом рынке
выступает почти исключительно в качестве
поставщика сырья и полуфабрикатов. Продажа
сырья и полуфабрикатов на международном
рынке стала главной целью добычи и первичной
переработки сырья, а внутреннее потребление
этих ресурсов отступило на второй план.
Однако данное положение дел не следует
рассматривать только с негативной стороны:
- с одной стороны, добывающие отрасли,
в первую очередь топливно-энергетический
комплекс (ТЭК), служат своеобразным средством,
ослабляющим экономический кризис в стране,
смягчающим общее падение производства.
Коль скоро есть спрос на данный вид товара,
объемы такого производства растут, сохраняются
рабочие места, рабочие получают заработную
плату, а предприятия получают прибыль,
что обеспечивает стране поступления
в государственный бюджет необходимых
средств для осуществления текущей социально-экономической
политики страны;
- с другой стороны, чрезмерная ориентация
на вывоз сырья приводит к нарастанию
экономической зависимости от состояния
мирового рынка, цен на важнейшие сырьевые
ресурсы, порождает опасность растраты
невозобновляемых ресурсов.
Россия располагает значительными запасами
энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим
комплексом, который является базой развития
экономики, инструментом проведения внутренней
и внешней политики. Роль страны на мировых
энергетических рынках во многом определяет
её геополитическое влияние.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность
всех отраслей национального хозяйства,
способствует консолидации субъектов
Российской Федерации, во многом определяет
формирование основных финансово-экономических
показателей страны. Природные топливно-энергетические
ресурсы, производственный, научно-технический
и кадровый потенциал энергетического
сектора экономики являются национальным
достоянием России. Эффективное его использование
создает необходимые предпосылки для
вывода экономики страны на путь устойчивого
развития, обеспечивающего рост благосостояния
и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать требованиям нового времени
может только качественно новый топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый,
экономически эффективный и динамично
развивающийся, соответствующий экологическим
стандартам, оснащенный передовыми технологиями
и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения
экономики и населения страны всеми видами
энергии необходима научно обоснованная
и воспринятая обществом и институтами
государственной власти долгосрочная
энергетическая политика. Целью энергетической
политики, которую проводит Министерство
энергетики РФ, является максимально эффективное
использование природных топливно-энергетических
ресурсов и потенциала энергетического
сектора для роста экономики и повышения
качества жизни населения страны.
В истории человечества уже неоднократно
осуществлялись революционные изменения,
связанные с новыми подходами к использованию
энергии, которые кардинально изменяли
лицо мировой цивилизации — от технологического
уклада, образа жизни и форм политических
структур до способов ведения военных
действий.
Сегодня человечество вновь находится
на стыке двух технологических укладов:
прежнего, нефтяного, и нового, который
лишь зарождается. Транснациональные
корпорации, привыкшие к мировому господству
в рамках традиционного нефтяного уклада,
стремятся к сохранению монополии, однако
высочайшие темпы модернизации развивающихся,
в первую очередь, азиатских стран, обещают
серьёзные испытания существующему на
мировом энергорынке балансу сил. Доля
развивающихся стран в мировой торговле
энергоресурсами неуклонно растет. В последние
10 лет спрос на нефть вырос на 10.8 Mbpd, причем
доля Китая в этом приросте составила
4.6 Mbpd, прирост стран Ближнего Востока
— 2.8 Mbpd, Индия добавила 1.1 Mbpd. В то же время
в странах ЕС спрос на нефть сократился
на 0.8 Mbpd, а в государствах Северной Америки
на 0.2 Mbpd [10]. Результатом этих процессов
является ожесточенная борьба за ресурсы
в Африке и Латинской Америке, на Ближнем
Востоке, где она подчас сопровождается
социальными потрясениями, переворотами,
революциями и гражданскими войнами, а
то и прямыми внешними интервенциями.
Экономический кризис и сопутствующее
ему падение спроса вместе с ростом предложения
нефти в Северной Америке на время сняли
проблему дефицита энергоресурсов. Однако
трансформационные процессы в развивающихся
странах, в первую очередь, Индии и Китае
неизбежно приведут к перестройке с экспортного
роста на внутренний и это резко повысит
опасность конфликтов, порожденных борьбой
за энергоресурсы [4].
Указанные тенденции ставят Россию перед
рядом вызовов, как в геополитическом
плане, так и в сфере внешней энергетической
политики. Без сомнения, Россия в новых
условиях не только будет оставаться ведущим
оператором мирового рынка углеводородного
сырья, но и примет активное участие в
дальнейшем развитии рынков угля и электроэнергии,
значительно усилит свои позиции в мировой
атомной энергетике.
Основополагающим принципом при этом
должно являться сохранение и развитие
стабильных и предсказуемых отношений
с потребителями на традиционных рынках
российских энергоресурсов и формирование
таких же устойчивых связей на новых для
российских энергетиков рынках.
Как предусмотрено Энергетической стратегией
России на период до 2030 г., при сохранении
объемов экспорта первичных энергоносителей,
главное внимание в ближайшей и среднесрочной
перспективе будет уделяться развитию
экспорта продуктов с глубокой степенью
переработки, инвестированию в развитие
их производства российскими компаниями
за рубежом. В первую очередь, значительный
интерес для России будут представлять
высококонкурентные рынки нефтехимической
и газохимической продукции [9].
Важнейшим приоритетом энергетической
политики России остаётся поставленная
в Стратегией-2020 задача вхождения в мировые
рынки энергетики, основанной на возобновляемых
источниках. Основой поэтапного наращивания
вклада России в эти рынки, наряду с развитием
международного сотрудничества, является
уже имеющийся потенциал научно-технических
разработок в области возобновляемых
источников энергии.
Стратегией-2020 и -2030 также предусмотрена
решительная диверсификация товарной
структуры экспорта энергоносителей путём
увеличения доли энергетических продуктов
с высокой добавленной стоимостью в экспорте.
Это, в первую очередь, нефтепродукты,
продукция газохимии и нефтехимии, СПГ,
газомоторное топливо, электроэнергия
[8].
Решение этих задач позволит России, при
сохранении лидерства на мировом рынке
энергоносителей, качественно изменить
характер своего присутствия на энергетических
рынках, диверсифицировать направленность
и товарную структуры энергетического
экспорта страны. Решающую роль здесь
будет играть активное развитие новых
форм сотрудничества в сфере международного
энергетического бизнеса, всемерное расширение
присутствия российских компаний за рубежом.
Это в значительной мере снизит риск зависимости
энергетического сектора России от экспорта
энергоносителей в страны Европы, повысит
доходность и эффективность внешнеэкономической
деятельности топливно-энергетических
компаний России без значительного наращивания
объемов добычи и экспорта первичных энергоносителей.
Энергетической стратегией России предусматривается
комплекс первоочередных задач, направленных
на достижение стратегических целей внешней
энергетической политики России:
— обеспечение транспарентности энергетической
политики Российской Федерации и координации
ее Энергетической стратегии с перспективными
планами и энергетическими стратегиями
других участников рынка;
— диверсификация экспортных энергетических
рынков и товарной структуры экспорта;
— обеспечение стабильных условий на
энергетических рынках, включая гарантированность
спроса и обоснованные цены на основные
продукты российского экспорта энергоресурсов;
— укрепление позиций ведущих российских
энергетических компаний за рубежом;
— обеспечение эффективной международной
кооперации по рисковым и сложным проектам
в России (в т.ч. по шельфовым проектам
в арктических условиях) [9].
Для решения поставленных задач
необходим системный подход к
разработке и реализации внешней
энергетической политики, учитывающий
особенности и характер развития
мировых энергетических рынков, изложенные
в настоящей статье. Мир находится
в преддверии коренной трансформации
всего нефтегазового бизнеса, и
эффективность внешней