Розничная торговля в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:24, доклад

Описание

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004г.

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания утверждены  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004г.

Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин).

Торговые объекты  должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным, природоохранным  и иным требованиям, установленным  законодательством.

Режим работы торговых объектов устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных, учебных и иных организаций, - также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций (ст. 6 Закона о торговле). 

В Республике Беларусь насчитывается свыше 31 тысячи магазинов  и палаток. Торговая площадь магазинов  составляет 2,6 млн.м2. К государственному сектору принадлежит 24,7 % всех объектов, частному — 74,9 %, из него к потребительской  кооперации – 41 %, иностранной собственности —0,4 % всех объектов. 

Покупатель приобретает  товар у розничного продавца для  непосредственного использования. Лицензирование розничной торговли отменено в Беларуси с 1 января 2011 года. Лицензия на розничную торговлю не нужна. Исключение составляет торговля в розницу алкогольными напитками и табачными изделиями, лицензирование которой осталось. Теперь для осуществления торговли в розницу (розничной торговли) необходимо пройти некоторые административные процедуры. Схематично эти процедуры можно представить в виде выполнения трех пунктов.

согласовать режим  работы

согласовать ассортиментный перечень товаров (за исключением объектов и форм торговли, для которых не требуется наличие ассортиментного перечня товаров)

подать заявление  для включения предприятия в  Торговый реестр Республики Беларусь

Указанные административные процедуры совершаются в местном  исполнительном и распорядительном органе по месту нахождения торгового объекта (для г. Минска - в администрации района по месту нахождения торгового объекта). 

 Розничная  торговля может принимать следующие  формы торговли:  

комиссионная  торговля;

торговля на конкурсах;

торговля на аукционах;

торговля по образцам;

торговля с  использованием автоматов;

выездная торговля;

посылочная торговля;

биржевая торговля;

торговля на ярмарке;

электронная торговля;

торговля на рынке;

иные формы, не запрещенные законодательством.

Согласно Закону Республики Беларусь «О торговле» общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Общественное  питание осуществляется торговыми  организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг  общественного питания, либо иными  организациями, имеющими в своем  составе соответствующие структурные подразделения, через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.

Сеть общественного  питания динамично развивается. Ежегодно открывается  порядка 400-500 объектов.

Общественное  питание сегодня представлено 11968 объектами, в которых одновременно могут разместиться 741,4 тыс. посетителей.

В республике работает 39% предприятий общественного питания  государственной формы собственности  и 61% - частной.

По оценке Министерства торговли социальную направленность имеют 50% предприятий общественного питания  республики, в которых на продукцию общественного питания установлены предельно низкие наценки, позволяющие обеспечить доступность услуг питания для всех категорий населения.

Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных  объектов общественного питания, сеть которых на 1 января 2011 г. составляет 6247 единиц на 262,8 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни. Это рестораны «Камяніца», «Талака», «Гасцiнный маёнтак» в г.Минске, кафе «Карчма Будзьма», ресторан «Старое время» в г.Гомеле, ресторан «Печерское предместье» в г.Могилеве и др. Наряду с белорусской национальной кухней, развивается сеть предприятий с национальными кухнями народов мира. Например, только в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира.

Сегодня 67% общедоступных  объектов - это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов  питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%).

В 2011-2015 г.г. развитие сети объектов общественного питания  будет осуществляться по следующим  основным направлениям: открытие специализированных пивных объектов; объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, отражающих колорит и самобытность белорусской культуры; создание специализированных объектов, в том числе детских кафе, кофеен, блинных и других, ориентированных на организацию обслуживания молодежи, посетителей с детьми; развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового обслуживания в форме фуд-кортов объектов питания  различных концепций, не дублирующих  одна другую, и др.

За этот период планируется увеличить действующую  сеть объектов общественного питания  на 767 единиц или на 25,5 тыс. мест. До конца 2015 года обеспеченность местами общедоступных объектов общественного питания  на 1000 жителей составит  40 мест.

По состоянию  на 1 января 2011 года, по данным Минторга, этот показатель был равен только 27,7 места. И участники рынка высказывают  сомнения, что нынешние темпы развития системы общепита позволят выйти  на запланированные показатели.

Преобладающее количество объектов общепита — 63,1% — находится в частной собственности. Государственный сектор доминирует только по числу принадлежащих ему столовых — свыше 70%. Поэтому появление новых кафе, баров и ресторанов зависит прежде всего от желания и возможностей частного бизнеса вкладывать свои средства в такие проекты. 
 
Но инициатива частников убивается как недоверием к чиновникам, так и результатами их деятельности — многочисленными административными процедурами, из-за которых проще отказаться от своих планов по созданию кафе или ресторана, чем их реализовать. 
 
"Гарантия защиты прав собственности в Беларуси сегодня отсутствует. И большинство участников рынка признаются, что это — один из сдерживающих факторов, мешающих бизнесу инвестировать в развитие общепита. Есть большое количество примеров, когда в кафе приходили проверяющие и, найдя, например, всего лишь грязь на входе, ставили вопрос о закрытии этого объекта. Доводы о том, что это вина конкретной уборщицы, а не директора заведения и тем более не всего трудового коллектива, никого не волновали", — подчеркивает Маргелов.

Перед столичной  сферой розничной торговли и общественного  питания стоит задача в течение  ближайших 5 лет фактически удвоить  свои основные показатели: в торговле Минска необходимо увеличить обеспеченность торговыми площадями с нынешних 346 м кв. на 1 тысячу жителей на начало 2011 года до 600 м кв. к концу 2015 года; в общественном питании соответственно с 27 посадочных мест до 45. 

Итак, первое направление  – модернизация существующих объектов торговли. Последние несколько лет этому вопросу уделялось внимание, но несколько одностороннее: предприятиям торговли рекомендовалось переходить на залы самообслуживания. Этот процесс предприятиями в основном проводился в рамках существовавшего торгового зала, а вот качественной оптимизации всех имеющихся площадей внимание уделялось не всегда. А резерв есть. Хороший пример из этой области – реконструкция ведущих минских универмагов. По ее завершении торговая площадь ЦУМа должна увеличиться на 350 м кв., а универмага "Беларусь" - более чем на тысячу м кв. 
 
Резервы есть и у минских гипермаркетов. Из-за проблем с предложением складских площадей на рынке Минска, практически все операторы в проекты закладывали 30-35% от площади первого этажа торговых объектов под склады. По мере развития современного складского хозяйства и логистических комплексов, по мере появления специализированных логистических компаний, которые смогут оказывать по аутсорсингу услуги распределительного центра белорусским ретейлерам, а также строительства собственных распределительных центров, о чем заявили некоторые компании, потребность в таком количестве складских помещений в каждом отдельно взятом объекте отпадет. Высвободившиеся площади можно будет использовать для расширения торговых площадей. 
 Но в полной мере изменить рынок, а также удовлетворить возрастающие требования ретейлеров как к размеру площадей торговых залов, так и к их качеству, специфике планировки, можно только в новых объектах. Развиваться они должны по двум направлениям: строительство как крупных торговых центров, включая многофункциональные комплексы, так и небольших локальных торговых центров, рассчитанных на жителей ближайшего микрорайона или квартала. Преимущества такого типа объектов в том, что при общей площади в пределах 1,8-2,5 тыс. м кв. они выигрывают у крупных объектов в стоимости, что расширяет круг потенциальных инвесторов, и в сроках строительства, что важно в новых районах

Но глобально  в короткие сроки изменить ситуацию с обеспеченностью торговыми  площадями могут только крупные торгово-развлекательные или многофункциональные, включающие торговую функцию, комплексы. По данным горисполкома, сейчас в Минске существует 17 строящихся, 42 проектируемых и 8 предлагаемых к строительству объектов, у которых предусмотрена торговая площадь от 3,5 тыс. м кв. и выше.

Высказывая оптимизм по поводу перспектив развития рынка, специалисты "Менки" одновременно выражают обеспокоенность, что многие новые объекты могут превратиться в своеобразный розничный "фастфуд", потерять уникальность, специфику и традиции национальной торговли и архитектуры. К сожалению, на фоне оригинальных проектов, к которым можно отнести, например, МФК "Магнит", МФК в рамках комплекса "Автовокзал Центральный" и ряда других, соседствуют проекты, которые ничем оригинальным не выделяются, и при их реализации девелоперы руководствуются только одним – сроками окупаемости и ставками доходности. Некоторые изначальные оригинальные идеи, предложенные застройщикам консультантами и архитекторами, по мере приближения к реализации превращаются в типовые, ничем не привлекательные проекты сэндвич-панельной архитектуры. 
 
Реализуя подобные проекты, мы не только теряем самобытность, свои истоки и традиции в каждом конкретном объекте, но и на десятилетия вносим безвкусицу в городские пейзажи. Возможно, на фоне панельных новых микрорайонов панельные типовые торговые центры и не режут глаз, хотя и не украшают, но в ряде случаев "бюджетные коробки" врезаются в архитектурный ансамбль исторической застройки, как, например, при строительстве объекта в районе старейшего в Беларуси зоопарка в Гродно. 
 
И все же рынок торговой недвижимости развивается не только по пути быстрого удовлетворения растущих запросов розничных сетей за счет экономного и непритязательного в архитектурном плане строительства. Некоторые строящиеся и проектируемые объекты действительно оригинальны в своем решении, над их созданием совместно и плодотворно трудились как сами девелоперы, так и профессиональные консультанты, архитекторы. Это масштабные проекты с продуманным функциональным наполнением и оптимизированными площадями. Именно за счет этих проектов значительно вырастет предложение качественных торговых площадей, на которых разместятся крупные якоря и разноплановые магазины торговых галерей, фуд-корты, объекты сферы досуга и развлечений, которые тоже испытывают дефицит площадей под свое развитие.

Информация о работе Розничная торговля в Республики Беларусь