Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур,
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
. Определить место и роль предприятия в условиях совершенной
конкуренции.
. Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой
монополии.
. Определить понятие ценовой дискриминации.
. Осветить особенности монополистической конкуренции.
. Дать общую оценку олигополистических структур
Введение 4
Основная часть:
1.Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах 5
2.Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии. Виды чистой монополии 8
3.Ценовая дискриминация 12
4.Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической конкуренции 16
5.Олигополия. Особенности олигополий. Несовершенства рыночного поведения.
Общая оценка олигополистических структур
22
Заключение 33
Библиография 34
Приложение:
Краткая схема "Характеристики экономических рынков"
Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной надбавки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансовую экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заключение следует отметить, что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и диверсификация выпускаемой продукции, что выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию. При этом данный тип олигополистического ценообразования не является несовместимым с использованием прямого тайного сговора или лидерства в ценах. Предпочтение, отдаваемое олигополиями развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяет создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен.
Последняя может привести к существенным издержкам и истощению конкурентов, а иногда и к нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае следствием ценовой конкуренции может стать переход от разряженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другой причиной предпочтения неценовой конкуренции обусловлено крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.
Общая оценка олигополистических структур.
Оценивая значения
Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из под контроля государства и создает видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Другим отрицательным моментом может служить то, что несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатываются независимыми изобретателями, а также небольшими и средними фирмами, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.
В целом, когда обращается внимание на оценку эффективности олигополий, то отмечается, что последние нередко заинтересованы в сдерживании научнотехнического прогресса, так как они не будут спешить внедрять появившиеся "новинки" до тех пор, пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и оборудования, так и технологий и продуктов.
Заключение
Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги :
считается, что все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями :
l) совершенно конкурентный рынок ;
2) монополия ;
3) монополистическая конкуренция ;
4) олигополия ;
два основополагающих правила
применимы для анализа 2 любо
рыночной структуры : 1 ) фирма
должна продолжать
в условиях совершенно