Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:20, курсовая работа
Рыночная экономика как система базируется на общественном разделении труда и экономической обособленности товаропроизводителей, стремящихся в обмене реализовать свои экономические интересы. Она развивается по законам рынка и товарного хозяйства, спроса и предложения, стоимости, конкуренции.[1 стр.94] Характерным для рыночной экономики так же является наличие специфической инфраструктуры: торговые дома, биржи труда; товарные и фондовые биржи; аукционы, ярмарки, аудиторские фирмы и др.[15 стр.173]
Нынешнее положение рынков находится в тесной связи с уровнем организации их инфраструктуры. Если не уделять должного внимания инфраструктуре рынка, ее формированию и финансированию, то это бездействие может привести к нежелательным сдвигам в экономическом и социальном развитии страны.
Можно так же отметить, что инфраструктура фондового рынка в Республике Беларусь в основном соответствует международным стандартам и включает в себя такие системы как:
государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно-клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные, страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка.
Главные факторы, определяющие развитие фондовых бирж на современном этапе, несомненно, это: снижение стоимости услуг бирж, ликвидация границ и барьеров, которые препятствуют конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. К реформам управления биржами можно отнести, прежде всего, коммерциализацию фондовых бирж и создание частных торговых систем. Где коммерциализация - превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на свободном рынке.
Следует отметить, что современный финансовый рынок в высокой степени неустойчивый в отношении поведения цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, вследствие чего возникает вероятность финансовых потерь. И для того, чтобы снизить данный ценовой риск наиболее привлекательным является его страхование (хеджирование) с помощью фьючерсов, опционов и других производных ценных бумаг. Однако в Беларуси данные инструменты в настоящий момент не получили значительного развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов.[3 стр. 37-42]
Можно сказать, что главными целями коммерческих банков являются: увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Представляется, что развитие коммерческих банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, активного привлечения средств населения, внедрения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, внедрения факторинговых и лизинговых операций.
Основным этапом подъема экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов., развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий, Глобализация финансовых рынков обостряют конкуренцию, в результате чего биржи, чтобы не терять позиции, вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагать новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты и широкие круги инвесторов.
Индустрия фондовых бирж или, организаторов торговли на рынке ценных бумаг переживает определенные изменения, которые различаются в каждом регионе. Это связано, в основном, с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а в определенных случаях и организационно-правовой формы.[12 стр.12-13]
Если обратиться к ситуации с рынком ценных бумаг, то после принятия в РБ в 1992 г. Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» процесс формирования законодательной базы, инфраструктуры рынка ценных бумаг проходил неравномерно. Данный закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон так же создает условия для организации в РБ структур, осуществляющих операции с ценными бумагами.
Следует отметить и то, что с 1 декабря 2000 г. все сделки купли-продажи ценных бумаг ОАО должны совершаться через БВФБ. Это установлено Постановлением Совета министров РБ от 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ». Однако для мелких акционеров это усложнит процедуру продажи и покупки акций, и некоторые препятствия возникнут для инвесторов, желающих сформировать пакеты акций, скупая акции мелких акционеров. Однако эта мера как раз и вводится для защиты мелких акционеров и менеджеров АО, для того чтобы они получали информацию о ценах продажи акций, а потенциальные инвесторы получали сведения о ценах, по которым осуществляется покупка.[10 стр.8]
Так же за 2001 г. увеличился выпуск банковских и государственных ценных бумаг – до 375,6 и 502,4 млрд. BYR соответственно. Снизились только объемы эмиссии муниципальных ценных бумаг и векселей субъектов хозяйствования. Развивался и рынок корпоративных ценных бумаг так как за год было зарегистрировано 125 новых ОАО, а общее их количество превысило 1,5 тыс.
Капитализация рынка ценных бумаг, которая определяется как объем их эмиссии в Беларуси, остается на низком уровне, но является достаточно приемлемой для стран с переходной экономикой. Так, в 2001 г. рыночная капитализация в % к ВВП в Беларуси достигла 6 %, в Украине – 5 %, Чехии – 25 %, Венгрии – 34 %, Польше – 21 %, Словакии – 3 %.
По причине неразвитости рынка корпоративных ценных бумаг в 2001 г. сокращение количества действующих профессиональных участников рынка продолжалось. И за год количество участников сократилось на 19,7 %, а к началу 2001 г. их осталось 114 (где 255- банки и 10-специализированные инвестиционные фонды).
В 90-е годы в Республике Беларусь начали появляться различные биржи. Белорусская агропромышленная биржа была зарегистрирована в 14.08.1991 г. Биржа была создана в целях повышения эффективности агропромышленного комплекса РБ, содействия ускоренному развитию рыночных отношений, проведения земельной реформы, а также осуществления торговли различными ресурсами и продукцией, технологиями, контрактами, услугами, товарами народного потребления. А в марте 1993 г. восемнадцатью банками РБ была утверждена Межбанковская валютная биржа как ЗАО. Цель ее создания - организация рыночного механизма котировки национальной денежной единицы. В апреле 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 09.04.96 № 139 ЗАО «МВБ» было преобразовано в государственное учреждение «МВБ» и передано в ведение Национального Банка РБ.[18 стр.127-128]
Вместо валютных и фондовых бирж, в соответствии с Указом Президента РБ от 20.07.98, в Беларуси была создана единая Белорусская валютно-фондовая биржа в форме акционерного общества открытого типа. Она получила право биржевой торговли финансовыми активами и ценными бумагами почти всех видов. Это было нерациональное решение, потому что Международная валютная биржа в то время была активно работающей структурой и получала не малый доход, а Белорусская валютно-фондовая биржа имела только долги. На протяжении 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными бумагами. Была создана секция фондового рынка, в которую к середине 2000 г. вошли 29 банков и 19 небанковских организаций.
Можно отметить, что государство практически не совершает никаких действий в направлении развития рыночной инфраструктуры. Исключение составляет развитие рынка государственных ценных бумаг, который должен восполнять дефицит государственного бюджета. Вместо формирования рыночной инфраструктуры принимаются меры по административному воздействию на экономику: осуществлены меры по ограничению импорта и регулированию цен.
В заключение следует сказать о том, что попытки усилить роль государства в аккумулировании финансовых ресурсов значительных результатов предоставить не могут. Перспективы усиления государственного регулирования других сторон экономической жизни в республике также не могут считаться удовлетворительными, так как они лишь оттягивают возможность принятия содержательных мер по выводу экономик из кризиса. А целенаправленное и эффективное формирование разнообразных институтов рынка требует создания законодательных и правовых основ функционирования, продуманной системы поддержки предпринимательства, последовательного проведения в жизнь экономических реформ.
Как
показали исследования, положительное
воздействие биржевой деятельности, на
рынок товаров пока еще крайне слабо. Одна
из причин: процесс создания биржевой
сети шел стихийно, без надлежащей подготовки
кадров, без государственного контроля,
как это принято в развитых странах. Будущее
биржевого дела в Республике Беларусь
будет во многом зависеть от налоговой
политики государства. Следует также снять
многие ограничения на установление прочных
коммерческих связей между предпринимателями
нашей республики и иных стран, таможенные
барьеры на границах государств СНГ. Создание
благотворных налоговых и организационных
условий для деятельности бирж позволит
им активно участвовать в формировании
рыночных отношений. [10 стр.9]
Заключение
Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций, основной функцией которых является обеспечение свободного движения товаров и услуг на рынке. Все эти институты и формируют рыночную инфраструктуру и обеспечивают необходимые общие условия для устойчивого и бесперебойного функционирования системы рынков в странах с развитой рыночной экономикой. Экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы.
Внутреннее
содержание рыночной инфраструктуры дополняется
ее внешним содержанием –
Положительное воздействие биржевой деятельности, на рынок товаров в настоящее время крайне слабо. Одной из причин этого является то, что процесс создания биржевой сети проходил неоднородно и без надлежащей подготовки кадров, без государственного контроля. Без биржевой деятельности был бы невозможен прогресс в рыночных отношениях. A в настоящее время вообще можно утверждать, что биржевая торговля - главная форма торговли с точки зрения своих масштабов, объемов и участников.
Биржевая деятельность сопряжена с риском потери дохода или самого капитала, и на сегодняшний день это является наиболее важной проблемой фондовых бирж, так как им следует определять степень возможного риска.
На современном этапе развития экономических отношений становится понятно, что биржи и биржевой механизм торговли являются одними из самых важных механизмов для совершения торговых операций. Сам механизм биржи с развитием рыночных отношений только эволюционирует ,и общей направленностью этой эволюции является расширение финансовых операций и уменьшение значимости собственно торговой функции товарной биржи. Наблюдается рост спекулятивных операций и развитие операций страхования прибылей.
Инфраструктура
современного рынка является его
неотъемлемой частью. Она определяет
результативность функционирования всех
элементов рынка
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
«Государственное
2. «Курс экономической теории» М.И. Плотницкий
3. «Управление экономикой: теория и практика» А. Гриценко, В. Соболев
4. Бевентер Э., фон Хампе Й. «Основные знания по рыночной экономике.»
5. http://bibliotekar.ru/biznes-
6. «Биржевое дело» Г.Я. Резго, И.А. Кетова
7. «Курс экономической теории» М.И. Плотницкий
8. «Рынок ценных бумаг» Е.Ф. Жуков
9. «Валютные операции. Основы теории и практика». Лизелотт Сурен
10. «Организация рынка ценных бумаг в РБ.» Под ред. В.И. Шухно, А.Ф. Галова.
11.
http://lib.rus.ec/b/165776/
12.Проблемы прогнозирования социально-экономического развития Беларуси: Сборник научных трактатов. 1997. с.12-13
13. Е.Ф. Жуков «Рынок ценных бумаг»
14. А.Д. Шеремет, В.П. Суйц «Аудит»
15. Н.И Базылев, С.П Гурко «Экономическая теория»
16. http://vipexchange.net/