Рыночная экономика и социальная справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3

Глава1. Рыночная экономика:…………………………………… …........ 5
Общая характеристика рыночной экономики ……………………… 5
Понятие “невидимой руки” и его роль в объяснении

рыночной экономики …………………………………………………… 16

Глава 2. Социальная справедливость: …………………………………. 22

2.1 Понятие социальной справедливости …………………………….. 22

2.2 В поисках справедливости: шведский эксперимент ……………… 24

Заключение …………………………………………………………….. 37

Список использованной литературы …………………………………. 38

Работа состоит из  1 файл

Рыночная экон. и социальная справедливость.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     Швеция  стала богатой страной до возникновения «шведской модели». На ранних стадиях ее внедрения, в 50-е и 60-е гг., рост удельного веса государственных расходов в ВВП с 30 до 45 % еще был совместим с довольно высокими темпами роста производительности. В последующие годы (1970-1996) рост ВВП на одного занятого составлял 1.45 % в год, в то время как в среднем по странам ОЭСР значение этого показателя составило 1.73 %, а в европейских странах ОЭСР — 2.02 %. Расхождение еще больше увеличивается, если рост производительности труда измеряется в виде роста ВВП на душу населения. В то время как в странах ОЭСР этот показатель вырос примерно на 60 %, в Швеции он увеличился на 37 %.

     Медленный рост производительности после 1970 г. может  быть объяснен, с одной стороны, влиянием огромных масштабов государственного сектора с его низкой производительностью, с другой — его угнетающим воздействием на частный сектор. Так, рост производительности труда в государственном секторе был фактически отрицательным на протяжении 1970-1992 гг. Рост производительности труда в частном секторе на протяжении 1973-1990 гг. был на 0.2 процентного пункта ниже, чем в среднем по ОЭСР, и на 0.8 процентного пункта ниже, чем в среднем по европейским странам ОЭСР.

     В результате этого отставания положение  Швеции в рейтинге стран ОЭСР по уровню ВВП на душу населения заметно ухудшилось с 1970 г. По расчетам на основе паритета покупательной способности в 1970 г. Швеция с душевым ВВП, на 15 % превышающим среднее по странам ОЭСР значение (на 6 %, исключая Мексику и Турцию), занимала 4-е место среди 25 стран ОЭСР. К 1990 г. Швеция переместилась на 9-е место с душевым ВВП на 6 % выше среднего по ОЭСР уровня (на 5 % ниже, если исключить Мексику и Турцию). К 1995 г. Швеция оказалась на 16-м месте в рейтинге с душевым ВВП на 5 % ниже среднего по странам ОЭСР (на 16 % ниже, исключая Мексику и Турцию).

     Пример  Швеции наглядно показывает, что размер «пирога» не нейтрален к его дележке. Усиленная забота государства о  справедливости в конечном счете  оборачивается против тех, кто работает. В результате «пирог» начинает сжиматься. Потери в размере «пирога» по сравнению с потенциально достижимой его величиной и следует рассматривать в качестве «цены справедливости».

     Войти в «шведский социализм» для богатой  страны сравнительно просто. Идеи дележки «по справедливости» достаточно популярны у большой части избирателей. Каждый рассчитывает ущипнуть кусочек с чужой тарелки (больные — у здоровых, пенсионеры — у работающих, малооплачиваемые — у высокооплачиваемых, семьи с детьми — у бездетных, безработные — у всех перечисленных). В итоге надеющихся на чужой карман оказывается нередко куда больше, чем тех, кто полагается на собственные руки и голову.

     Однако, раз войдя в «общество шведского  социализма», повернуть назад весьма трудно. Ведь всякая дележка неизбежно порождает двух персонажей — бюрократа, который делит, и клиента, который что-то получает через посредничество бюрократа. Чем в больших масштабах общество развивает операции деления, тем больше численность этих персонажей. Однако при этом последние не перестают быть избирателями. Они объединяются вокруг тех политиков, которые не отталкивают их от кормушек.

     Правоцентристское правительство Швеции (1991-1994) предприняло  первые и сравнительно робкие шаги по демонтажу «шведского социализма». Однако и этого было достаточно, чтобы затем вчистую проиграть очередные выборы. Тяжелое экономическое положение страны и вступление ее в ЕС ограничили масштабы реванша левых партий. Им пришлось смириться с некоторыми реформами правых. Однако тем не менее левые восстановили двойное налогообложение доходов, повысили налоги на имущество. В результате в период между 1994 и 1997 гг. налоги и выплаты вновь увеличились с 50 до 54 % ВНП. Ради сохранения огромных социальных трансфертов Швеция отказалась войти с 1999 г. в единую европейскую денежную систему, что, конечно, отрицательно скажется на положении бизнеса. [5, с. 16] 

 

     

Заключение 

     Рыночная  экономика является самой распространенной экономической системой в мире и  самой эффективной с точки  зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.

     Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает  персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует и социальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утрате или возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т. д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.

     Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.

     Государственная социальная политика — комплекс мер  государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Абалкин Л. Неиспользованный шанс — Изд. «Политиздат», М., 1995.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1999.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Дело ЛТД, 1994.
  4. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.
  5. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2005 г., № 3.
  6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. - М., 1987
  7. О коренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативных документов, изд. «Политиздат», М., 1990
  8. Аскильдсен Я.Э. Адам Смит и "невидимая рука" рыночного механизма // Теория и методы в социальных науках. - М., 2004
  9. Райзберг Б. А. К рынку через поиски и сомнения. М., Знание, 2003 г., № 4
  10. Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. М., 1991.
  11. Экономическая теория. Учебное пособие под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Минск, БГЭУ, 1999.
  12. Переход к рынку: борьба мнений. М., Наука, 1993 г.

 


Информация о работе Рыночная экономика и социальная справедливость