Рыночная концентрация и монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:02, контрольная работа

Описание

В наше время экономика развивается бурными темпами, в силу этого происходит активный переход российской экономики к рыночной и Россия является страной с переходной экономикой. Соответственно, наша экономика развивается за счет развития рынка, товарно-денежных отношений. Одной, из рыночных структур, которая оказывает сильное влияние на экономику страны, – это монополия. Проблемы регулирования естественных монополий особенно актуальны в России, так как законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 Понятие монополия и монополистическая власть…………………………4
2 Рыночная концентрация и ее показатели…………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Эконом.отраслевго рынка к.р.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 

Филиал ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

г. НЯГАНЬ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Экономика отраслевого рынка.

по дисциплине

 

Рыночная концентрация и монопольная власть.
тема

 

 

Выполнил:

студент 4 курса (4 г.), ОЗО, специальность «Эконимика»

Хафизова Ю.Е.

 

Проверил: к.э.н. Красовская Н.В.

 

 

Оценка: _____________

Подпись: _____________

Дата: _________________

 

 

 

 

 

Нягань, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1 Понятие монополия и монополистическая власть…………………………4

2 Рыночная концентрация и ее показатели…………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….16

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

В наше время экономика развивается бурными темпами, в силу этого происходит активный переход российской экономики к рыночной и Россия является страной с переходной экономикой. Соответственно, наша экономика развивается за счет развития рынка, товарно-денежных отношений. Одной, из рыночных структур, которая оказывает сильное влияние на экономику страны, – это монополия. Проблемы регулирования естественных монополий особенно актуальны в России, так как законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

Сегодня, в деятельности монополии существует множество проблем, связанных с эффективностью функционирования монополистических структур, особенно их влияния на российскую экономику. Непосредственно, рыночную концентрацию и монопольную власть необходимо изучать так же, как и монополию как рыночную структуру, в целом. От их влияния на экономику зависит и экономический рост в нашей стране, и благосостояние населения России. Таким образом, Россия будет позиционировать себя на международном рынке с лучшей стороны, что не маловажно для ее развития в дальнейшем.


1. Монополия и монополистическая власть.

 

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии.

Таким образом, условие максимизации прибыли для монополии принимает вид MC = MR < P. В отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.

Совместим на одном рисунке линию спроса d фирмы-монополиста, предельной выручки MR и графики предельных затрат MC и общих средних затрат ATC.

 

Рис. 1.1. График монополии

 

Для нахождения объемов продукции, дающих максимальную прибыль, находим точку пересечения MR и MC (точка N). Перпендикуляр, опущенный из точки N на ось абсцисс, укажет нам количество продукции, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли. Продолжение данного перпендикуляра вверх дает точку пересечения L с линией спроса d. Данная точка помогает определить, по какой цене возможно продать продукцию в количестве Q. Проекция точки на ось ординат показывает цену P. Площадь прямоугольника PLQ0 – это общая выручка (TR), получаемая фирмой-монополистом. В составе выручки скрываются общие затраты и прибыль фирмы. Общие затраты зависят от средних затрат на единицу продукции и количества произведенной продукции (TC = ATC ·Q). Точка пересечения перпендикуляра QL с кривой общих средних затрат определяет величину ATC. Таким образом, P2 – это средние затраты на единицу продукции, умноженные на Q, дают величину общих затрат (то есть TC – это площадь прямоугольника P2KQ0). Если мы из общей выручки (TR) вычтем общие затраты (TC), то получим величину общей прибыли TR, которая измеряется площадью прямоугольника PLKP2.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная, экономическая.

Естественная монополия, возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия, возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.  

Экономическая монополия, является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий: монополия отдельного предприятия, монополия как соглашение, монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

1)  Простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;

2)  Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;

3)  Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

4)  Трест – это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;

5)  Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;

6)  Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать.

 

 

2. Рыночная концентрация и ее показатели.

 

Основной количественной характеристикой структуры рынка является концентрация – степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов (товаропроизводителей) в системе производства взаимозаменяемых товаров, поставляемых на один географический товарный рынок. Показатели концентрации отражают, в частности, соотношение числа фирм и распределения рыночных долей.

В экономической литературе выделяют следующие показатели рыночной концентрации:

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:

 

 

где CRk - индекс концентрации; N - число фирм в отрасли; -доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Индекс концентрации измеряется в долях или в процентах. Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации на рынке, и тем слабее конкуренция. Как правило, целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка. При этом выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур:

рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм ниже 45%;

умеренно концентрированным - при CR3 = 45-70%;

высококонцентрированным - при CR3 > 70%.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

 

 

где HHI - индекс Херфиндаля-Хиршмана; - доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли; N - число фирм в отрасли. Значения yi могут быть выражены в долях либо в процентах:

 

 

Чем меньшие значения принимает индекс Херфиндаля-Хиршмана, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм.

Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка:


 

где — средняя рыночная доля; N — число фирм в отрасли.

Показатель дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Он характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.

Между индексом Херфиндаля-Хиршмана и дисперсией наблюдается следующее соотношение:

 

 

так что при неизменном числе фирм более высокая дисперсия.

Коэффициент Джини определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке:

 

 

где G - коэффициент Джини; D - кумулятивный процент размера отрасли (рынка); N - кумулятивный процент числа фирм на рынке.

Коэффициент Джини иллюстрируется кривой Лоренца (рис.1.2.)


Рис. 1.2. Кривая Лоренца

 

Кривая ANC - кривая Лоренца - показывает, какая процентная доля рынка приходится на каждый процент фирм, действующих на рынке. При этом коэффициент Джини определяется как отношение площади фигуры D к площади треугольника ABC. При абсолютном равенстве кривая Лоренца приобретает вид биссектрисы - прямой АС, площадь фигуры D становится равной нулю, следовательно, и коэффициент Джини оказывается равным нулю. При абсолютном неравенстве кривая Лоренца совпадает с линией ABC, площади D и ABC также совпадают, коэффициент Джини оказывается равным единице.

Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом:

 

,

 

где НТ - индекс Холла-Тайдмана; Ri - ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1); yi - доля фирмы.

Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.

 

L = (P - MC) / P ; откуда P = [1 / (1 - L)] MC

 

[1 / (1 - L)] - повышательный фактор (наценка)- измеряет разницу между ценой и предельным продуктом.

Информация о работе Рыночная концентрация и монопольная власть