Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:24, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Рыночная модель предприятия" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Рыночная модель предприятия";
2. Сказать об актуальности проблемы "Рыночная модель предприятия" в современных условиях;
3. Оценить финансовое состояние предприятия.
Введение……………………………………………………………..
Теоретические основы рыночной модели предприятия……….
Понятие предприятия
Механизм деятельности предприятия
Рыночная модель предприятия
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Природно-экономические условия
Материальные и трудовые ресурсы
Основные экономические показатели деятельности
Налоговое поле
Оценка финансового состояния предприятия
Анализ ликвидности баланса
Финансовая устойчивость предприятия
Оценка рентабельности
Заключение
Список литературы
Приложение
Общественная среда. Взаимное
влияние предприятий и
• отношения с государством;
• отношения с муниципальными органами и службами;
• отношения с населением
• связь с действующим
• взаимосвязь с рынком, с многочисленными субъектами рыночных отношений.
Государство и муниципальные
органы регулируют
Особое значение приобретает
деятельность предприятия на
рынке, где оно вступает в
договорные рыночные отношения
с поставщиками и
1.3 Рыночная модель предприятия
Плановая или
административно-командная
• На рынке одновременно действуют множество мелких фирм, которые предлагают примерно однородную продукцию. При этом для потребителя часто безразлично, у какой конкретной фирмы он эту продукцию приобретает;
• Барьеры для входа на такой рынок невысоки. Многие фирмы без серьезных финансовых затрат и всевозможных ограничений и препятствий могут как входить в такую отрасль, так и выходить из неё;
• Нет проблем с получением необходимой информации – о ценах на товары и требующиеся ресурсы для их производства, об уровне затрат, требованиях к качеству, технологии и т.д.;
• Фирм на рынке много, доля каждой незначительна, поэтому существенно влиять на цену продукции ни одна из них не в состоянии, что делает работу по ценообразованию предельно простой, сводя её к ориентации на цены конкурентов.
В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:
Этот затяжной переходный период обусловлен также политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, многие из них против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно существенные политические силы, которые против рынка и за возвращение к социализму.
Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами.
К положительным моментам, следует прежде всего отнести:
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.
Характерными чертами рыночной модели являются: 1) свобода экономических субъектов, 2) совершенная конкуренция как форма существования экономических субъектов, 3) прибыль как основная цель деятельности экономических субъектов.
Экономическая независимость предприятия проявляется в решении таких вопросов:
- определение направлений деятельности, видов выпускаемых товаров и оказываемых услуг,
- выбор поставщиков и других деловых партнеров, с которыми устанавливаются договорные связи,
- свободное установление цен на свою продукцию и услуги (если иное не оговорено хозяйственным законодательством в некоторых областях деятельности).
Вместе с тем, оборотная сторона экономической свободы предприятия – его собственная ответственность за соблюдение действующих законов и правил в области экологии, охраны труда и его оплаты, авторского и патентного права, уплаты налогов и других норм, установленных государством.
Другим жестким признаком рынка является наличие хозяйственного риска, в условиях которого любой предприниматель должен самостоятельно отслеживать рыночную конъюнктуру, цены, действия конкурентов, принимать с учетом этой и другой информации своевременные действия в сфере реализации своей продукции, а также добиваться, как минимум, окупаемости собственных затрат.
Для обеспечения выживаемости в условиях рынка любому коммерческому предприятию необходимо придерживаться, как минимум, трех принципов:
На поведение каждого предприятия на рынке, безусловно, накладывает свой отпечаток модель рынка, на котором оно функционирует.
Глава 2. Организационно-правовая характеристика предприятия.
2.1 Природно-экономические условия.
ОАО Молочный завод «Уссурийский» расположен в городе Уссурийске Приморского края, в Дальневосточном экономическом регионе, близ основных перечисленныхрегионов таких городов как Владивосток, Арсеньев, Находка, Спасск - Дальний, Артём. Приморским трестом маслопроминистерства мясной и молочной промышленностиСССР 4 сентябрь 1950 года Молочный завод был основан как государственноепредприятие.
Постановлением № 853 администрации города Уссурийска 5 ноября 1992годапредприятие было зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество Молочныйзавод «Уссурийский». Учредителями общества являются комитет по управлениюимуществом Приморского края. Местонахождение предприятия: 692525 г. Уссурийск, ул. Советская, 128.
Основной целью деятельности
ОАО «Молочный завод »
- Заготовка, Переработка, Производство и реализация молочной продукции;
- Реализация промышленных и продовольственных товаров через собственную и арендуемую торговую сеть;
- Маркетинг, коммерческая, посредническая деятельность, в т.ч. внешняя торговля;
- Производство и реализация товаров народного потребления;
- Оказание бытовых услуг населению.
Уставный капитал общества составляет 282100рублей. Что соответствует 20150 акциям стоимостью номинала 14 рублей. Все акции общества являются именными, все размещенные акции являются обыкновенными, при этом 51% акций распределенысреди коллектива работников завода, 49% среди сельхозпроизводителей Уссурийского и Октябрьского районов. Основные виды производимой продукции: масло животное, цельномолочная продукция.
Все структурные подразделения Молочного завода занимают земельный участок площадью 3,32га (33200 м). Организация электроснабжения осуществляется от городскойэлектрической сети, резервного питания нет. На предприятии завода находитсясобственная котельная, которая обеспечивает предприятие теплом. Вода поступает от городского водозабора. Проектная мощность по переработке молока 50-60 тонн в сутки. Согласно Уставу, предприятия Молочный завод занимается переработкой молока,как натурального, основными поставщиками которого являются сельхозпредприятия Уссурийского, Михайловского, Октябрьского, Хорольского, Надеждинского и Черниговского районов, так и сухого закупаемого в других районах России. Выработанную молочную продукцию завод реализует населению г. Уссурийска через розничную и по Приморскому краю через оптовую торговлю.
На заводе действуют цеха основного производства: цельномолочный, маслоцех, творожный и цех мороженного.
К вспомогательным и
Анализ ассортимента и структуры товарной продукции подтверждает специализациюзавода. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает цельное молоко, кисломолочная продукция, масло животное. Молочный завод выпускает следующие виды продукции: молоко, сливки, творог, сметана, мороженое, сыры плавленые, ряженка, варенец, простокваша, йогурты, горчица, сырки творожные. Для того, чтобы охарактеризовать экономическое состояние ОАО Молочный завод«Уссурийский», проведем анализ по ряду показателей, характеризующих основныепроизводственные фонды, трудовые ресурсы, финансовый результат деятельности.
Структура реализованной продукции ОАО «УМЗ» за 2008-2010 годы представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Структура реализованной продукции ОАО «УМЗ»