Рыночная модель предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Рыночная модель предприятия" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Рыночная модель предприятия";
2. Сказать об актуальности проблемы "Рыночная модель предприятия" в современных условиях;
3. Оценить финансовое состояние предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Теоретические основы рыночной модели предприятия……….
Понятие предприятия
Механизм деятельности предприятия
Рыночная модель предприятия
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Природно-экономические условия
Материальные и трудовые ресурсы
Основные экономические показатели деятельности
Налоговое поле
Оценка финансового состояния предприятия
Анализ ликвидности баланса
Финансовая устойчивость предприятия
Оценка рентабельности

Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (3).docx

— 174.23 Кб (Скачать документ)

         Общественная среда. Взаимное  влияние предприятий и общества  весьма многолико и проявляется  по многим направлениям, таким  как: 

         • отношения с государством;

         • отношения с муниципальными  органами и службами;

         • отношения с населением данного  региона, с его инфраструктурой  и социальной средой;

         • связь с действующим законодательством  и правовой средой;

         • взаимосвязь с рынком, с многочисленными  субъектами рыночных отношений.

         Государство и муниципальные  органы регулируют деятельность  предприятий путем законодательных и подзаконных актов, а также создания для отдельных предприятий различных организационно-экономических льгот (например, государственный и муниципальный заказ, льготное налогообложение, централизованное финансирование работ, дотации на производство и выпуск отдельных товаров и т.п.).

         Особое значение приобретает  деятельность предприятия на  рынке, где оно вступает в  договорные рыночные отношения  с поставщиками и потенциальными потребителями своей продукции. Здесь выясняется: какие предприятия, в каком количестве, какого качества и по какой цене будут поставлять производителю все необходимые ему производственные ресурсы; какие предприятия и потребители будут покупать выпускаемую им продукцию, в каком количестве и сколько платить за каждую ее единицу. При этом надо иметь в виду, что все рыночные отношения между субъектами рынка (предприятиями, их посредниками, банками, страховыми компаниями и т.п.) будут происходить в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития предприятий и общества, является движущей силой их экономического и социального прогресса.

 

1.3 Рыночная модель предприятия

  1. Первая модель деятельности предприятия предполагает его работу в условиях плановой экономики.

Плановая или  административно-командная экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий, прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.

  1. Модель чистой конкуренции возникает при следующих условиях:

•          На рынке одновременно действуют множество мелких фирм, которые предлагают примерно однородную продукцию. При этом для потребителя часто безразлично, у какой конкретной фирмы он эту продукцию приобретает;

•          Барьеры для входа на такой рынок невысоки. Многие фирмы без серьезных финансовых затрат и всевозможных ограничений и препятствий могут как входить в такую отрасль, так и выходить из неё;

•          Нет проблем с получением необходимой информации – о ценах на товары и требующиеся ресурсы для их производства, об уровне затрат, требованиях к качеству, технологии и т.д.;

•          Фирм на рынке много, доля каждой незначительна, поэтому существенно влиять на цену продукции ни одна из них не в состоянии, что делает работу по ценообразованию предельно простой, сводя её к ориентации на цены конкурентов.

  1. Модель монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция, как правило, широко представлена там, где производятся и реализуются предметы потребления и услуги для населения.
  2. Модель, характеризующая работу предприятия в условиях рыночной экономики. С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме:

В этой схеме  основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

  • многие руководители предприятий не были способныработать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись,  ждали возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде;
  • распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированых связей;
  • неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;
  • переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;
  • многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;
  • насыщение российского рынка импортными товарами;
  • государство на переходном этапе не создало необходимые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.

Этот затяжной переходный период обусловлен также  политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, многие из них против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно существенные политические силы, которые против рынка и за возвращение к социализму.

Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и  некоторыми положительными моментами.

К положительным  моментам, следует прежде всего отнести:

  • все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает   покупателя.   Адаптация   хозяйственной   деятельностипредприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики, от ее решения зависят как 
    ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-экономического развития страны;
  • многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества вусловиях спада инфляции — единственно верное решение дляобеспечения финансового благополучия;
  • рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая конкуренция;
  • увеличение числа специалистов самого различного на правления, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.

Из всего этого  можно сделать вывод, что в  нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.

Характерными чертами  рыночной модели являются: 1) свобода экономических субъектов, 2) совершенная конкуренция как форма существования экономических субъектов, 3) прибыль как основная цель деятельности экономических субъектов.

Экономическая независимость  предприятия проявляется в решении таких вопросов:

- определение направлений деятельности, видов выпускаемых товаров и оказываемых услуг,

- выбор поставщиков и других деловых партнеров, с которыми устанавливаются договорные связи,

- свободное установление цен на свою продукцию и услуги (если иное не оговорено хозяйственным законодательством в некоторых областях деятельности).

Вместе с тем, оборотная  сторона экономической свободы  предприятия – его собственная ответственность за соблюдение действующих законов и правил в области экологии, охраны труда и его оплаты, авторского и патентного права, уплаты налогов и других норм, установленных государством.

Другим жестким признаком  рынка является наличие хозяйственного риска, в условиях которого любой предприниматель должен самостоятельно отслеживать рыночную конъюнктуру, цены, действия конкурентов, принимать с учетом этой и другой информации своевременные действия в сфере реализации своей продукции, а также добиваться, как минимум, окупаемости собственных затрат.

Для обеспечения выживаемости в условиях рынка любому коммерческому предприятию необходимо придерживаться, как минимум, трех принципов:

  • Финансовой устойчивости, означающей способность в любой момент времени производить необходимые платежи;
  • Прибыльности, то есть получения положительной разности между доходами и расходами;
  • Экономичности – достижения целей бизнеса при оптимальном уровне затрат. Без соблюдения этих трёх условий предприятие не может успешно конкурировать

На поведение  каждого предприятия на рынке, безусловно, накладывает свой отпечаток модель рынка, на котором оно функционирует.

Глава 2. Организационно-правовая характеристика предприятия.

 

2.1 Природно-экономические  условия.

 

ОАО Молочный завод «Уссурийский»  расположен в городе Уссурийске Приморского края, в Дальневосточном экономическом регионе, близ основных перечисленныхрегионов таких городов как Владивосток, Арсеньев, Находка, Спасск - Дальний, Артём. Приморским трестом маслопроминистерства мясной и молочной промышленностиСССР 4 сентябрь 1950 года Молочный завод был основан как государственноепредприятие.

Постановлением № 853 администрации города Уссурийска 5 ноября 1992годапредприятие было зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество Молочныйзавод «Уссурийский». Учредителями общества являются комитет по управлениюимуществом Приморского края. Местонахождение предприятия: 692525 г. Уссурийск, ул. Советская, 128.

Основной  целью деятельности ОАО «Молочный завод »Уссурийский», также как ицелью любого коммерческого  предприятия является получение  прибыли. В связи сэтим предприятие  занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:

- Заготовка, Переработка, Производство и реализация молочной продукции;

- Реализация промышленных и продовольственных товаров через собственную и арендуемую торговую сеть;

- Маркетинг, коммерческая, посредническая деятельность, в т.ч. внешняя торговля;

- Производство и реализация товаров народного потребления;

- Оказание бытовых услуг населению.

Уставный капитал общества составляет 282100рублей. Что соответствует 20150 акциям стоимостью номинала 14 рублей. Все акции общества являются именными, все размещенные акции являются обыкновенными, при этом 51% акций распределенысреди коллектива работников завода, 49% среди сельхозпроизводителей Уссурийского и Октябрьского районов. Основные виды производимой продукции: масло животное, цельномолочная продукция.

Все структурные подразделения  Молочного завода занимают земельный участок  площадью 3,32га (33200 м). Организация электроснабжения осуществляется от городскойэлектрической сети, резервного питания нет. На предприятии завода находитсясобственная котельная, которая обеспечивает предприятие теплом. Вода поступает от городского водозабора. Проектная мощность по переработке молока 50-60 тонн в сутки. Согласно Уставу, предприятия Молочный завод занимается переработкой молока,как натурального, основными поставщиками которого являются сельхозпредприятия Уссурийского, Михайловского, Октябрьского, Хорольского,  Надеждинского и Черниговского районов, так и сухого закупаемого в других районах России. Выработанную молочную продукцию завод реализует населению г. Уссурийска через розничную и по Приморскому краю через оптовую торговлю.

На заводе действуют цеха основного производства: цельномолочный, маслоцех, творожный и цех мороженного.

К вспомогательным и обслуживающим  цехам относятся: котельная, электроцех, компрессорный цех, механическая мастерская, автогараж, лаборатория.

Анализ ассортимента и  структуры товарной продукции подтверждает специализациюзавода. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает цельное молоко,  кисломолочная продукция, масло животное. Молочный завод выпускает следующие виды продукции: молоко, сливки, творог, сметана, мороженое, сыры плавленые, ряженка, варенец, простокваша, йогурты, горчица, сырки творожные. Для того, чтобы охарактеризовать экономическое состояние ОАО Молочный завод«Уссурийский», проведем анализ по ряду показателей, характеризующих основныепроизводственные фонды, трудовые ресурсы, финансовый результат деятельности.

Структура реализованной продукции ОАО «УМЗ» за 2008-2010 годы  представлена в таблице 2.1.

 Таблица 2.1 – Структура реализованной продукции ОАО «УМЗ»

Информация о работе Рыночная модель предприятия