Рыночное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание

Любое производство предполагает использование экономических ресурсов. Таким образом, в основе предложения любого товара лежат затраты экономических ресурсов на его производство, и именно эти аспекты проблемы производства также станут объектом анализа в данной главе. Кроме того, величина предложения любого материального блага во многом будет зависеть от наличия или отсутствия прибыли у отдельного товаропроизводителя в отрасли.

Работа состоит из  1 файл

Рыночное предложение (Восстановлен).docx

— 657.08 Кб (Скачать документ)

Рыночное предложение, как нам уже известно, формируется  множеством фирм, являющихся главными субъектами микроэкономики. В рамках данной главы предстоит рассмотреть сущность фирмы, выделить ее типы, разграничить понятия «предприятие» и «фирма», изучить цели ее деятельности. Рыночное предложение материальных благ связано с их производством. Производство представляет собой процесс преобразования экономических ресурсов в товары и услуги, прямо или косвенно удовлетворяющие материальные потребности. Любое производство предполагает использование экономических ресурсов. Таким образом, в основе предложения любого товара лежат затраты экономических ресурсов на его производство, и именно эти аспекты проблемы производства также станут объектом анализа в данной главе. Кроме того, величина предложения любого материального блага во многом будет зависеть от наличия или отсутствия прибыли у отдельного товаропроизводителя в отрасли. Поэтому далее будет уделено внимание основному показателю результативности функционирования любого предприятия — прибыли и принципам ее максимизации. 1. Теории издержек производства. Современная классификация издержек. Виды издержек и их характеристика. Себестоимость продукции.

2. Прибыль как экономическая  категория. Теории прибыли. Виды  и показатели прибыли. Норма  прибыли и факторы, на нее  влияющие.

Повышение эффективности производства, получение максимальной прибыли  предполагает сокращение издержек производства. Целью данной темы является раскрытие  сущности издержек производства и прибыли, их видов и практической значимости.

Вопрос о сущности издержек всегда находился в центре внимания экономистов. Еще А. Смит выдвинул теорию абсолютных издержек. Д. Рикардо развил теорию абсолютных издержек и выдвинул теорию сравнительных издержек производства. Большое внимание уделено издержкам производства вмарксистской теории. Большое распространение в современной экономической литературе имеет маржиналистский (неоклассический) подход к издержкам. В последнее время много говорят о трансакционных издержках, возникающих в сфере обращения и связанных с проблемой реализации продукции (схема 7.1).

В соответствии с марксистской теорией издержки производства – это затраты капиталиста на производство товаров. Они состоят из затрат предпринимателя на средства производства (средства и предметы труда) – так называемый постоянный капитал – и затрат на зарплату рабочим, так называемый переменный капитал.

В издержки производства входит только часть стоимости товара, равная затраченному постоянному и переменному капиталу.

Издержки производства рассчитываются или за определенный период времени(годовые, квартальные, дневные издержки), или на производство единицы продукции (себестоимость), или на выпуск определенной партии товаров.

Издержки производства имеют ту же структуру, что и авансированный капитал.Авансированный капитал – это первоначально затраченный капитал, необходимый для открытия предприятия.

Он также состоит из затрат на средства производства (постоянный капитал) и на выплату зарплаты (переменный капитал). Однако авансированный капитал  и издержки производства не совпадают  по величине. Так, авансированный капитал  на средства труда (здания, машины) входит в издержки частично, а авансированный капитал на предметы труда, например, в годовые или квартальные  издержки, может входить в кратном  размере.

В соответствии с неоклассической (маржиналистской) концепцией издержки производства – это выплаты, которые делает фирма поставщикам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для собственного производства и отвлечь их от других, альтернативных, вариантов применения.

Существует классификация издержек по различным признакам. По субъектам,несущим издержки, они делятся на издержки общества на производство товаров и издержки предприятия; по периоду времени – на годовые, квартальные, месячные.По характеру – на внешние (бухгалтерские), внутренние, экономические. По зависимости от объемов выпускаемой продукции – на постоянные и переменные (схема 7.2).

Издержки общества определяются затратами  общественно-необходимого труда на производство товара и равны стоимости  товара.

Внешние издержки (бухгалтерские) – выплаты поставщикам ресурсов, не являющихся совладельцами данной фирмы. Они включают: расходы на сырье, оборудование, зарплату рабочим и пр. Внутренние издержки – связаны с использованием собственных ресурсов – это доход, который могла бы получить фирма, если бы использовала принадлежащие ей ресурсы не в собственном производстве, а нашла бы другой, наиболее выгодный альтернативный вариант их применения. Они включают: нормальную прибыль, неполученный процент на вложенный капитал, неполученную арендную плату. Сумма внутренних и внешних издержек составляет экономические издержки (схема 7.3).

Условный пример расчета экономических, внешних и внутренних издержек показан  на схеме 7.4.

 

 

 

 

По признаку зависимости от объема выпускаемой продукции в краткосрочном периоде издержки производства делят на постоянные и переменные. По стоянные издержки (FС) не зависят от объема выпускаемой продукции. Они включают расходы на аренду помещений, уплату банковских процентов, рекламу, научные исследования, оплату административно-управленческого персонала, амортизацию основного капитала.

Переменные издержки зависят от объема выпускаемой продукции (VC). Они включают расходы на топливо, сырье, электроэнергию, оборудование, зарплату рабочих-сдельщиков.

Общие (валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек (TC) (схема 7.5).

Отдельно выделяют средние издержки производства (схема 7.6) – затраты на производство единицы продукции. Они подразделяются на средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки.

 

 

 

 

 

Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки в расчете на единицу продукции. Средние переменные издержки (AVC) – переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Средние общие издержки (AТC) – общие издержки в расчете на единицу продукции.

Рассчитывают и предельные издержки (МС) – это тот прирост издержек, который связан с увеличением производства продукции на одну единицу.

Издержки производства в денежной форме называются себестоимостью. Структура  себестоимости по статьям расхода  и статьям калькуляции приведена  в схеме 7.7.

Зачем производителю знать различные  виды издержек?

В краткосрочном периоде постоянные издержки несет фирма, даже если не выпускает продукцию. Если убытки от деятельности меньшие, чем величина постоянных издержек, фирме целесообразнее продолжать работать, чем закрыться, т. к. если она закроется, то будет  нести большие убытки.

В случае превышения текущих убытков  от функционирования фирмы над постоянными  издержками фирме в краткосрочном  периоде целесообразнее закрыться.

График предельных издержек пересекает график средних переменных и график средних общих издержек в точках их минимума (схема 7.6). При увеличении объема производства от нуля до Q1 средние  издержки уменьшаются, а следовательно, прибыли на единицу продукции растут. Увеличение объемов больше Q1 сопровождается ростом средних издержек. Это означает уменьшение прибыли на единицу продукции.

Зная величину средних общих  издержек (АТС), можно рассчитать сумму  получаемой прибыли, т. к.:

Прибыль на 1 единицу продукции = Цена товара – АТС;

Общая сумма получаемой прибыли =

= (Цена – АТС) . Q, где Q – количество продукции.

При ценах, ниже Р3 (схема 7.6) фирме лучше  закрыться, т. к. цены Р1 и Р2 не покрывают средние ни постоянные, ни переменные издерж ки. Фирма убыточна, и этот убыток больше, чем в случае закрытия фирмы.

При цене Р3 фирме безразлично, закрыться  или продолжать работать, т. к. покрываются  только минимальные средние переменные издержки, а постоянные издержки не покрываются, и размер убытка от функционирования фирмы равен убытку в случае закрытия фирмы.

При ценах, расположенных в интервале  Р3 – Р5 фирма убыточна, но она  должна продолжать работать, т. к. покрываются  переменные и часть постоянных издержек, и размер убытка меньше того убытка, который будет нести фирма, если закроется.

Цена Р5 покрывает минимальные  общие средние издержки (как переменные, так и постоянные). Фирма получает нормальную прибыль.

При ценах выше Р5 фирма получает не только нормальную, но и экономическую  прибыль в краткосрочном периоде.

Если внутренние издержки больше бухгалтерской  прибыли, то предпринимателю выгоднее прекратить собственное производство и найти альтернативный вариант  использования собственных ресурсов.

Предприятие заинтересовано в снижении издержек производства, т. к. в этом случае, при прочих равных условиях, предприниматель может реализовать  главный для себя интерес, цель предпринимательства  – получить большую прибыль. Существует множество путей снижения издержек производства: это технико-технологические факторы, к которым следует отнести внедрение качественно новой техники, технологии производства; социально-экономические – улучшение условий труда, введение систем морального и материального стимулирования, повышение квалификации рабочей силы, улучшение условий труда, сокращение потерь рабочего времени; организационные – внедрение основ научной организации труда и производства, укрепление трудовой дисциплины и т. п.

Точки зрения на прибыль приведены  на схеме 7.8. В соответствии с марксистской теорий трудовой стоимости прибыль – это превращенная форма прибавочной стоимости (реализованная прибавочная стоимость). Формула стоимости товара: W = C + V + m, где

С – затраченный постоянный капитал (на средства производ ства);

V – затраченный переменный капитал (на зарплату рабочим);

m – прибавочная стоимость, которая после реализации продукции

приобретает форму прибыли.

ная стоимость). Формула стоимости товара: W = C + V + m, где

С – затраченный постоянный капитал (на средства производ ства);

V – затраченный переменный капитал (на зарплату рабочим);

m – прибавочная стоимость, которая после реализации продукции приобретает форму прибыли. Если на рынке устанавливается цена, равная стоимости товара, то прибыль будет равна произведенной прибавочной стоимости. Если цена на рынке будет больше стоимости товара, прибыль превысит величину прибавочной стоимости.

Если же цена на рынке будет меньше стоимости товара, то предприниматель  получит меньшую прибыль, чем  величина произведенной прибавочной  стоимости.

В соответствии с неоклассической  концепцией существуют разные определения  прибыли: прибыль – это плата за риск и неопределенность в будущем; прибыль как оплата предпринимательских способностей; прибыль – это доход на капитал как фактор производства; прибыль как вознаграждение предпринимателю за недопотребление в настоящем ради увеличения капитала в будущем.

Следует различать бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль отражается в документах бухгалтерской отчетности и определяется как разница между выручкой (доходом от реализации продукции) и бухгалтерскими (внешними) издержками производства.

Экономисты рассчитывают экономическую прибыль. Для этого из дохода вычитают все издержки, как внешние, так и внутренние. Предприниматели стремятся получить и увеличить именно экономическую прибыль.

Нормальная прибыль – минимальная сумма денег, которую должен получать предприниматель, чтобы продолжать заниматься собственным бизнесом. Нормальная прибыль по величине равна той сумме денег, которую получал бы предприниматель, если бы свои предпринимательские способности использовал не в собственном деле, а выполнял аналогичные обязанности менеджера или директора в качестве наемного рабочего на другой фирме. Нормальная прибыль входит во внутренние издержки предприятия.

Прибыль выполняет распределительную, стимулирующую и информационную функции. Распределительная функция проявляется в том, что капитал стремится в отрасли, где высока норма прибыли, и тем самым происходит перераспределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов в пользу производства товаров и услуг, которые пользуются повышенным спросом у населения.

Стимулирующая функция выражается в том, что предприниматели, стремясь получить больше прибыли, заинтересованы внедрять новейшие достижения научно-технического прогресса, повышать производительность труда. Информационная функция проявляется в том, что прибыль информирует предпринимателей, какую продукцию надо производить в больших размерах, а производство каких товаров надо сократить или вовсе прекратить (схема 7.9).

На схеме (7.10) показаны абсолютные и относительные показатели прибыли. Масса прибыли измеряется в абсолютных показателях – это количество денег (гривень, рублей, долларов), которые получает предприниматель после вычета издержек из выручки.

Относительные показатели прибыли – это норма прибыли и рентабельность.Норма прибыли показывает степень выгодности вложения капитала в ту или иную отрасль, т. е. какой процент от авансированного капитала составляет масса получаемой прибыли.

Рентабельность производства показывает, какой процент от использованных средств и предметов труда, так называемых основных фондов и нормируемых оборотных средств, составит сумма получаемой прибыли. Рентабельность продукции показывает, какой процент от себестоимости составляет масса прибыли.

Норма прибыли зависит от ряда факторов, отраженных в схеме 7.11. Прежде всего, норма прибыли зависит от размеров авансированного капитала, органического  его строения, скорости оборота капитала, экономии средств производства, а также всех других факторов, которые способствуют росту массы прибыли.

Информация о работе Рыночное предложение