Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:33, доклад
От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.
1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.
Модели рынка и их характерные признаки
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков(разные модели рынка), в условиях рыночной экономики имеют место 4 модели рынка — совершенной конкуренция, монополистической конкуренция, олигополия и чистой монополия.
Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:
• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
Появление монополий
– это результат действия законов свободной
конкуренции. Это своего рода основа для
рождения монополий и их дальнейшего развития.
Монополия возникает на базе концентрации
производства, т.е укрупнения производства
за счет дополнительно вливаемого капитала
и за счет слияния небольших предприятий
в единое крупное.
Это слияние может проходить:
- Добровольно – путем
создания новых акционерных
- Насильственно – путем
ожесточенной конкурентной
Пищевые монополии
Пищевые монополии капиталистических стран в отличие от других отраслей, где, как правило, ведущее место занимают американские, первой П. м. по величине оборота является англо-нидерландская монополия "Юнилевер" (Unilever), второе место занимает — швейцарская "Нестле" (Nestlé Alimentana SA), за которыми следует ряд пищевых монополий США. Высоко монополизирована в США мясоконсервная и молочная промышленности. В Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы — масложировая, чайная, кофейная, какао-шоколадная и др. отрасли, работающие на привозном сырье. П. м. монополизировали производство отдельных товаров не только в своих, но и в др. странах. Путём экспорта продукции и капитала они захватили мировые капиталистические рынки многих продовольственных товаров. Наибольшей внешнеэкономической экспансией отличаются "Юнилевер" и "Нестле" и П. м. США — производители безалкогольных напитков ("Кока-кола Ko" — Coca-Cola Со и др.). В бывших колониальных и зависимых странах П. м. монополизировали производство и заготовку отдельных видов ценного сырья. Американские П. м. господствуют в мясохладобойной промышленности Южной Америки, "Юнайтед фрут" (United Fruit Со) — в странах Центральной Америки, где она владеет огромными плантациями бананов, кофе и сахарного тростника. Только от торговли бананами "Юнайтед фрут" получает до 600% прибыли на вложенный капитал.
Монополии автомобильной промышленности.
Подавляющая часть производства
и сбыта автомобилей
В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю "большой тройки" ["Дженерал моторс" (General Motors), "Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)] приходилось свыше 90% всего производства автомобилей;
4 фирмы в ФРГ ["Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), "А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)],
5 компаний в Англии ["Бритиш мотор холдингс" (British Motor Holdings), "Форд мотор", "Воксхолл моторс" (Vauxhall Motors), "Рутс моторс" (Rootes Motors) и "Лейленд мотор" (Leyland Motor)],
4 фирмы во Франции ["Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Ситроен" (Citroen) и "СИМКА Автомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах.
В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено
на предприятиях 4 фирм: "Тоёта мотор"
(Toyota Motor), "Ниссан мотор" (Nissan Motor),
и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi
Heavy Industries).
Показатели деятельности ведущих пищевых монополий млн. долл. (1972).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Крупнейшие автомобильные
Год основания |
Число занятых (тыс. чел.) |
Активы (млн. долл.) |
Собств. капитал (млн. долл.) |
Оборот по продаже (млн долл.) |
Валовая прибыль (млн. долл.) |
Отношение валовой прибыли в % |
Чистая прибыль (млн. долл.) | ||
к обороту |
к собственному капиталу |
||||||||
США |
|||||||||
"Дженерал моторс" |
1916 |
745 |
12916 |
8726 |
20209 |
3424 |
16,9 |
39,2 |
1793 |
"Форд мотор" |
1902 |
388 |
8090 |
4782 |
12240 |
1188 |
9,7 |
24,8 |
621 |
"Крайслер" |
1925 |
183 |
3149 |
1701 |
5650 |
377 |
6,7 |
22,2 |
189 |
Страны Зап. Европы и Япония |
|||||||||
"Фольксвагенверк" (ФРГ) |
1930 |
125 |
1434 |
661 |
2500 |
1862 |
7,4 |
28,2 |
125 |
"ФИАТ" (Италия) |
1899 |
135 |
1401 |
495 |
1679 |
772 |
4,6, |
15,5, |
40 |
"Даймлер-Бенц" (ФРГ) |
1926 |
102 |
599 |
249 |
1475 |
... |
3,04 |
17,74 |
44 |
"Бритиш мотор" (Англия)3 |
1952 |
120 |
818 |
404 |
1473 |
572 |
3,9 |
14,1 |
42 |
"Рено" (Франция) |
1895 |
95 |
590 |
214 |
1428 |
162 |
1,1 |
7,5 |
6 |
"Пежо отомобиль" (Франция) |
1896 |
54 |
538 |
302 |
935 |
... |
2,24 |
7,04 |
21 |
"Тоёта мотор" (Япония) |
1937 |
34 |
896 |
288 |
930 |
... |
5,14 |
16,54 |
48 |
"Ниссан мотор" (Япония) |
1933 |
55 |
1295 |
307 |
921 |
... |
4,94 |
14,64 |
45 |
"Ситроен" (Франция) |
1924 |
61 |
406 |
142 |
887 |
... |
0,44 |
2,84 |
4 |
"Лейленд мотор" (Англия) |
1919 |
56 |
549 |
264 |
616 |
... |
3,54 |
10,24 |
27 |
"Вольво" (Швеция) |
1926 |
24 |
379 |
108 |
589 |
50 |
8,5 |
46,3 |
13 |
Информация о работе Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть