Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, а также выявить проблемы развития рыночного механизма и влияние государства на формирование рыночных отношений.
Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
1. Рыночный механизм. Основные теоретические подходы
2. Структура рыночного механизма
3. Государственное регулирование рыночного механизма
4. Проблемы развития современной рыночной экономики
Второй тип рынка нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю. Она ведётся с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.) Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).
Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.
Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%.
Ко второй половине ХХ в. столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.). Например, в США насчитывается свыше 380 тысяч фирм оптовой торговли и 1500 тысяч фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей превратило регулируемый рынок в социальный институт.
Примечательно, что лауреат Нобелевской премии Морис Алле (Франция) ввел понятие “экономика рынков”, подчеркнув, что в ней строго соблюдается определенные правила. М. Алле пришел к выводу: “Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и политического попустительства… Реальность состоит в том, что экономика рынков неотделима от институциальных рамок, в которых она работает”.
Рынок как социальный институт
Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и взаимоотношения.
Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?
Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора средства регулирования рыночных отношений.
Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному контролю, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хозяйственным субъектам и в определённых пределах регулируют их поведение.
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов.
В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В неё входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.
Таким образом, рынок предстал перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придаёт рынку новое качество – способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.
2. Структура рыночного механизма
14