Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:13, реферат
Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства?
• обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:
• создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
6. С учетом
соблюдения законности в
• легальные, официальные:
• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
• товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары:
• рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные;
• рынки жилья
и зданий непроизводственного
Рынки факторов производства. В их состав входят:
• рынки недвижимости;
• орудий труда;
• сырья и материалов;
• энергетических ресурсов;
• полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
• кредитные рынки;
• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
• валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
1. Географические:
• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
• по административному делению: республика, край, область, район, город;
• по плотности населения: город, пригород, сельская местность:
• по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
2. Демографические:
• группировка населения по возрасту;
• по полу;
•размеру семьи;
• по уровню дохода;
• по профессиональному
составу: научные работники НИИ,
инженерно-технические
• по уровню образования; по религиозной принадлежности:
• по национальному составу.
3. Психографические:
• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.
4. Поведенческие:
• приобретение
товаров носит случайный
• поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени:
• эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.
Другими словами,
рыночная экономика — это
Важно отметить,
что рынок, зародившийся несколько
тысячелетий назад, развивался естественным
путем, прошел сложный путь развития,
приспосабливаясь к менявшимся условиям,
и тем самым доказал свою жизнеспособность.
В этом смысле рыночную экономику
можно рассматривать как
Вместе с
тем, было бы большой ошибкой рассматривать
рынок как идеальный механизм,
лишенный каких-либо недостатков и
противоречий. Тенденция к установлению
равновесия, заложенная в рыночном
механизме, прокладывает себе дорогу через
постоянное нарушение равновесия. Результатом
стихийного характера этого процесса
являются определенные потери общественного
труда. Частные предприниматели
не могут точно определить общественные
потребности и тенденции
Стихийное колебание
цен и предложения имеет
Следует также
указать, что рыночный механизм ориентирован
на получение прибыли и поэтому
не может эффективно решать многие
стоящие перед обществом
Наличие у рыночного
механизма существенных недостатков
приводит к необходимости его
регулирования, главным образом, путем
вмешательства государства в
экономическую жизнь.
Заключение
Переход к рынку
предполагает воссоздать в полном объёме
все рыночные отношения с присущими
им регуляторами экономики. При этом
государство с помощью
Парадоксом
переходной экономики является то,
что возможности государства
влиять на хозяйственные процессы в
этот период уменьшаются (в силу либерализации,
приватизации и др.), а потребность
в государственном
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Государство всегда
выступало особым экономическим
субъектом, так или иначе, участвуя
в экономической жизни
Список литературы
* С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.
* Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г.
* Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г.
* «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1998г.
* Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.
* Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г.
* Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.
* Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. «Работа есть работа, работа есть всегда» // «Коммерсантъ» №21 2000г.
* Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.», «Вопросы экономики.», №2, 1996г.