Рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Главная цель этой курсовой работы – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью определяем следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости.
История возникновения обмена, рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные
цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка,
особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в
жизни общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятия рынка, классификация рынков, товара, стоимости. Закон стоимости. История возникновения обмена и рынка.
1.1. Понятие рынка. 4
1.2. Классификация рынков 6
1.3. Товар. Стоимость. Закон стоимости 7
1.4. История возникновения обмена и рынка 10
Глава 2.Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики
2.1. Сущность рынка 12
2.2. Функции рынка 13
2.3. Виды рынка 16
2.4. Понятие рыночной экономики 18
Глава 3.Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование
3.1. Преимущества рынка 20
3.2. Недостатки рынка 22
3.3. Институты рыночной экономики 23
3.4. Рынок и государственное регулирование 25
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

курсач .docx

— 66.66 Кб (Скачать документ)

Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы  «покупателя» и «продавца» могли  не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а несколько  обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

    Развитие обмена  привело к появлению денег,  которое расширило стимулы   к производству тех или иных  товаров специально для  продажи.  Только  тогда  и смогло появиться  товарное производство в подлинном  смысле  слова, т.е. производство  таких изделий, которые нужны  их производителю  не для  собственного потребления, а в  качестве носителя стоимости,  позволяющего получить взамен  десятки других нужных для  него предметов.  Иными словами,  появилось производство на рынок,  для удовлетворения  потребностей  других людей.

    Второе  условие  – это экономическая обособленность  производителей.

Товарный обмен обязательно  предполагает стремление к эквивалентности.  Никто не хочет проиграть, т.е. хочет  получить взамен своего товара  эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе  экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта  обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но  обязательно ограниченную каким – то локальным  кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные  предприятия, смешанные  предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

    Для эффективного  функционирования рыночного хозяйства  необходимо  и третье условие  – самостоятельность производителя,  свобода предпринимательства. Внерыночное  регулирование хозяйства неизбежно   в  любой системе, однако  чем меньше скован товаропроизводитель,  тем  больше простора для  развития рыночных отношений.

    Часто говорят,  что рынок – одно из величайших  достижений цивилизации.

Это правильно, однако следует  помнить, что возникновение и  становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие  очень длительного исторического  развития.

    Таким образом,  рынок – это обмен, организованный  по законам товарного

производства и обращения, совокупность отношений товарного  обмена,  механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для  возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда,   экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства. 

Глава 2. Сущность, функции и виды рынка

2.1.Сущность рынка 

    Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в

хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре  сферы экономической деятельности:

    1. Производство.

    2. Распределение.

    3. Обмен.

    4. Потребление.

    Хотя конечная, естественная цель экономической  жизни – это потребление, важнейшей  сферой экономики является производство. Без его развития не может  быть никакого рынка, именно  производство рождает  товарную  массу. В изменении производственной  сферы – ключ ко всем изменениям  в других сферах экономики.  Это особенно важно для формирования  рыночных отношений  там, где  их еще нет. Если начинать  с реформации обращения и не  добиваться сначала крупных производственных  результатов, то никакого рынка  не возникнет.

    Однако между  производством и потреблением  находятся и другие сферы.  За производством следует распределение,  то есть система, определяющая,  кому достанутся непосредственные  результаты производства, кто станет  собственником произведенной продукции.  Распределение играет огромную  роль  в формировании социальных  отношений между людьми, в определении   материального положения различных  слоев общества.

    Но распределение  – это не только следствие  производства. От  того, как

распределяются результаты  труда, во многом зависит эффективность

производственного процесса.

    Хотя обмен  занимает третье место в иерархии  сфер экономики, он, подобно распределению,  оказывает сильное обратное воздействие  на  производство. Это становится  наглядным при  рассмотрении  функций  рынка. Во всяком  случае, сфера обмена играет огромную  роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие  рынка как  совокупности отношений  товарного обмена приобрело чрезвычайную  историческую значимость.

2.2.Функции рынка  

    Утвердившиеся  в обществе рыночные отношения  оказывают огромное

воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя ряд  существенных функций.

    Функции бывают:

    1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные  ставки на кредит  рынок дает участникам производства  объективную  информацию об  общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех  товаров и услуг, которые поставляются  на рынок.

    Стихийно протекающие  операции превращают рынок в  гигантский  компьютер, собирающий  и перерабатывающий колоссальные  объемы  точечной информации  и выдающий обобщенные данные  по всему тому  хозяйственному  пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно сверять собственное  производство с меняющимися условиями  рынка.

2. Посредническая. Экономически  обособленные производители в  условиях глубокого общественного  разделения труда должны найти  друг друга и

обменяться результатами своей деятельности. Без рынка  практически

невозможно определить, насколько  взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая  связь между конкретными участниками  общественного производства. В нормальной  рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

    3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь    формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

    4. Регулирующая  – самая важная. Она связана  с воздействием рынка на все

сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок  немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,  технический  прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая  конкуренция путем  перелива капиталов из отрасли в  отрасль формирует  оптимальную  структуру экономики, стимулирует  расширение наиболее   перспективных  отраслей. Сохранение и поддержание  конкурентной среды – одна из важнейших  задач государственного регулирования  в странах с развитой рыночной системой.

    Важную роль  в рыночном  регулировании имеет  соотношение спроса и

предложения, существенно  влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к

расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В

результате  стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

    В современных  условиях экономика  управляется  не только «невидимой

рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая  роль  рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность  народного  хозяйства.

    5. Санирующая. Рыночный  механизм – это не благотворительная  система. Она и жесткая, и  даже жестокая. Ей присуще социальное  расслоение, беспощадность по отношению  к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

    По свидетельству  П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины  всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех  лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства  и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире  монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

2.3.Виды рынка 

    Система рынков  – совокупность всех  видов  рынков, характеризующихся разнообразными  критериями и признаками.

    Рынки функционируют  на разных уровнях, во всех  сферах и видах

деятельности, в различных  регионах страны. Поэтому система  рынков  сложна и многообразна. С  точки зрения соответствия законодательству  выделяют типы рынков:

    - легальный (официальный);

    - нелегальный  (теневой),

    Нелегальный рынок  – неотъемлемый элемент теневой  экономики, под которой понимается  незаконная и незарегистрированная  деятельность.

    Различают два  типа рынка: совершенной и несовершенной  конкуренции.

    Несмотря на  специфичность каждого рынка,  все они не только

взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

    Каждый производитель,  намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество  средств производства, капиталов и  работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

    - микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;

    - макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства  (в том  числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного  хозяйства  (национальной экономики).

    Рыночная система  функционирует эффективно в условиях  многообразия  форм собственности,  свободы поведения хозяйствующих  субъектов, их ответственности  за результаты своей деятельности, свободного

ценообразования, конкуренции  производителей, оптимального участия

государства в регулировании  рыночных процессов с помощью  соответствующих экономических  рычагов.

    На  внутренний  рынок в условиях  интеграции  национальных экономик

воздействует система  мирохозяйственных связей, которые  определили

содержание гипермакроэкономики.

    Структура рынка  включает виды рынков в зависимости  от ряда критериев. Но все  рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

    1. По объектам  рыночных отношений:

    - товаров и  услуг;

    - средств производства;

    - рабочей силы;

    - ссудного капитала;

    - финансов;

    - ценных бумаг.

    2. По географическому  положению:

    - местный;

    - региональный;

    - национальный;

    - мировой.

    3. По проявлению  конкуренции:

    - свободный;

    - монополистической  конкуренции;

    - олигополический;

    - монопольный  (монопсонный).

    4. По объему  продаж:

    - розничный;

    - оптовый.

    5. По механизму  регулирования:

    - совершенной  конкуренции;

    - несовершенной  конкуренции;

    - регулируемый (под контролем государства).

    Таким образом,  рынок как развитая система  отношений товарного обмена представляет  собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого  рынка. Это, прежде всего, рынки  ресурсов, а также другие. В свою  очередь, эти рынки разбиваются  на более узкие и т.д.

    Рынок выполняет  ряд существенных функций: информационную,

посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.  

2.4.Понятие рыночной  экономики

    Наличие постоянного  противоречия между безграничными  потребностями  и ограниченностью  ресурсов выдвигает перед всеми  хозяйствами   следующие основные  взаимосвязанные проблемы:

    1. Что производить  – это принятие решений о  том, какие из возможных

благ, какого качества, в  каком количестве и когда должны быть произведены  в данном экономическом  пространстве и в данное время.

    2.  Как производить,  или принятие решения о том,  кем, из каких

ограниченных ресурсов и  их комбинаций и при помощи каких технологий  будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

    3. Для кого производить  – это  проблема, решающая, кому  достанутся

Информация о работе Рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества