Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:59, доклад
На рынке капитала формируется второй вид факторного дохода - процент.
В широком смысле в современной экономической теории под капиталом понимается ценность, приносящая доход (ценные бумаги, человеческий капитал, земля, производственные фонды). Но в более узком смысле, на рынках факторов производства под капиталом понимается физический капитал или капитальные блага: станки, оборудование, производственные здания и т. д.
На рынке капитала формируется второй вид факторного дохода - процент.
В широком смысле в современной экономической теории под капиталом понимается ценность, приносящая доход (ценные бумаги, человеческий капитал, земля, производственные фонды). Но в более узком смысле, на рынках факторов производства под капиталом понимается физический капитал или капитальные блага: станки, оборудование, производственные здания и т. д.
Капитал как фактор производства имеет существенные особенности по сравнению с другими факторами -- трудом и землей.
Капитал -- это фактор производства, применение которого связано с достаточно длительным промежутком времени между вложением средств и получением от них отдачи. Например, Робинзон может поймать 4 куропатки в день, что позволяет ему не умереть с голода. В течение месяца он может изготовить силки и ловить с их помощью 10 куропаток в день. Но он вынужден голодать месяц или занять 4 х 30 = 120 куропаток. Это определяет чистую производительность капитала: 300 -- 120 = 180. В принципе, 180 куропаток он может позволить себе заплатить за кредит.
Второй особенностью капитала является его воспроизводимость экономической системой в отличие от труда и земли.
Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, фирмы.
Спрос на капитал -- это спрос на инвестиционные средства, а не просто на деньги.
Инвестиционные средства -- это сумма денег для покупки капитала в физической форме.
Понижающаяся кривая спроса на капитал отражает снижение спроса па кредиты для осуществления инвестиций при росте платы за них -- банковского процента.
Первичными субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, предлагающие банкам свои сбережения для превращения их в инвестиционные средства.
Домашние хозяйства, предлагая капитал, отказываются от самостоятельного его применения на текущее потребление. Чем большая сумма капитала предлагается в ссуду, тем большие жертвы приносят люди, сокращая свое потребление. Поэтому тем больше они должны иметь дохода (процента) за свои жертвы.
Таким образом, процент формируется
как своеобразная равновесная цена
спроса и предложения (рис. 1). Процент
-- это факторный доход
Рис. 1. Равновесие на рынке капитала
Ставка процента (норма процента) -- отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
Рыночная ставка процента определяет инвестиционные решения фирмы. Ожидаемая рентабельность инвестиционного проекта сравнивается с текущей рыночной ставкой процента, т. е. учитывается альтернативность принятия решений в рыночном хозяйстве.
Реальный рынок капитала далек от такого совершенно конкурентного рынка; так как множество мелких продавцов сбережений продают их не инвесторам, а финансовым институтам.
Чтобы финансировать инвестиционный проект, есть три пути:
собственная прибыль (фирмы не хотят ее использовать);
банковский заём (дорого);
обратиться к частным инвесторам -- населению, т. е: выпустить акции, за счет продажи которых будет собран акционерный капитал.
Последний путь является наиболее используемым, поскольку в связи с широким распространением в современном мире акционерной собственности большинство крупных фирм являются акционерными обществами, выпускающими акции -- ценные бумаги, обращающиеся на рынке ценных бумаг.