Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:18, контрольная работа
Цели исследования состоят в изучении структуры и функций современного рынка.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- дать понятие рынка
- рассмотреть функции рынка,
- определить структуру рынка;
- формирование механизма
свободного ценообразования,
- свободное маневрирование
ресурсами, их наличие,
- полнота и доступ
к информации о состоянии
- наличие рыночной
инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей,
систем, служб, предприятий,
- сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
- последовательная
интеграция национальной
- обеспечение со
стороны государства
3. Структура рынка
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
Первый критерий– по объектам:
-рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
-рынок факторов производства;
-финансовый рынок;
-рынок научно-технических разработок, патентов;
-рынок информации;
-рынок средств обращения;
-рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
-рынок лицензий и др.
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Финансовый рынок является и самым совершенным рынком.
Рынок инноваций, т.е.
нововведений, изобретений, рационализаторских
предложений, практически также
отсутствовал в нашей экономике.
Переход к рыночной экономике
дает основание рассматривать
Рынок информационных
продуктов — это особый рынок,
предметом купли-продажи здесь
являются книги, газеты, картины, различного
вида реклама и великое множество
других предметов и видов
Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
Второй критерий: по субъектам:
-рынок покупателей;
-рынок продавцов;
-рынок государственных учреждений,
-рынок промежуточных продавцов посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.
Рынок государственных
учреждений включает совокупность актов
купли-продажи государственных
Рынок промежуточных
продавцов выражает совокупность экономических
отношений лиц и организаций,
приобретающих товары для перепродажи
или сдачи их в аренду другим потребителям
с выгодой для себя.
Третий критерий: по географическому положению:
-местный (локальный) рынок;
-региональный рынок;
-национальный рынок;
-мировой рынок.
Мировой рынок —
это не только совокупность национальных
рынков различных государств, экономические
связи между которыми определены
международной торговлей (в том
числе торговля лицензиями, услугами,
международное перемещение
Четвертый критерий: по уровню насыщения:
-равновесный рынок;
-дефицитный рынок;
-избыточный рынок.
Пятый критерий: по степени зрелости:
-неразвитый рынок;
-развитый рынок;
-формирующийся рынок.
Шестой критерий: по степени ограниченности конкуренции:
-свободный рынок;
-монополистический рынок;
-олигополистический рынок;
-смешанный рынок.
Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:
-легальный рынок;
-нелегальный («черный»
и «серый») рынок.
Восьмой критерий: по отраслям:
-автомобильный рынок;
-компьютерный рынок
и т.д.
Девятый критерий: по характеру продаж:
-оптовый рынок;
-розничный рынок.
Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:
-замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
-насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
-рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
-смешанный рынок, на
котором имеются разнообразные товары,
не связанные между собой.
Рис. 2. Рыночная инфраструктура
Типы рынка
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический)
рынок характеризуется
1) неограниченное
число участников рыночных
2) абсолютно свободный
доступ к любой хозяйственной
деятельности всех членов
3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4) наличие у каждого
участника абсолютно полной
5) абсолютная однородность
одноименных товаров (
6) ни один участок
свободной конкуренции не в
состоянии оказать
7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупатель) и государственного регулирования.
Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Основные черты
деформации рынка в условиях административно-командной
или директивной системы
1) отсутствие многочисленных
рыночных субъектов,
2) чрезмерная централизация
в распределении товарных
3) монополизм производителя и торговца;
4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5) чрезмерный рост
цен, безудержная инфляция, нарушение
денежного обращения,
6) расцвет теневой
экономики, «серого» и «