Рынок. Понятия, модели, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание

Цели исследования состоят в изучении структуры и функций современного рынка.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- дать понятие рынка
- рассмотреть функции рынка,
- определить структуру рынка;

Работа состоит из  1 файл

РЫНОК.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

- формирование механизма  свободного ценообразования, право  рыночных субъектов самим устанавливать  цены. Это не жесткое условие,  ибо классический рынок как  бы задает из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;

- свободное маневрирование  ресурсами, их наличие, обеспечивающее  мобильность в использовании  факторов производства для его  развития; возможность изменить  условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

- полнота и доступ  к информации о состоянии рынка  всех хозяйственников; 

- наличие рыночной  инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих  рынок;

- сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

- последовательная  интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей;

- обеспечение со  стороны государства социальных  гарантий гражданам, предоставления  всем равных возможностей в  «зарабатывании средств» и поддержка  нетрудоспособных и социально  уязвимых членов общества.  

3. Структура рынка

Структура рынка  — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем  объеме рынка.

Признаками любой  структуры являются:

а) тесная связь между  ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие  критерии для характеристики структуры  и системы рынка:

Первый  критерий– по объектам:

-рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

-рынок факторов производства;

-финансовый рынок;

-рынок научно-технических разработок, патентов;

-рынок информации;

-рынок средств обращения;

-рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

-рынок лицензий и др.

Рынок товаров и  услуг (потребительский рынок). Исторически  первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю  и механизм функционирования рынка  товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию  самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество  других форм оптовой и розничной  торговли, маркетинга и маркетинговых  организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических  условий, от рынка товаров и услуг  отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

Рынок жилья до недавнего  времени в нашей стране существовал  в виде купли-продажи частных  домов, дач и других владений подобного  рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и  куплены. В связи с приватизацией  государственного жилого сектора можно  ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной  обмена или теневой продажи «по  договоренности» рынка жилья, охватывающего  все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста  в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать  и сегменты этого рынка: рынок  земли, рынок труда, рывок капиталов.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного  рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый рынок  — это, рынок, где покупаются и  продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются  ссудный процент, курс валют и  ценных бумаг. Финансовый рынок является и самым совершенным рынком.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также  отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике  дает основание рассматривать инновации  как товар, который целесообразно  продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь  являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество  других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт  в широком смысле слова, включая  в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный  продукт, то рынок подобной продукции  только формируется. Определенное распространение  получают в качестве объекта купли-продажи  программы для ЭВМ.

Рынок лицензий —  это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Второй  критерий: по субъектам:

-рынок покупателей;

-рынок продавцов;

-рынок государственных учреждений,

-рынок промежуточных продавцов посредников.

На рынке покупателей  предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между  собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или  иному товару. Здесь есть конкуренция  производителей и торговцев, что  характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует  значительное превышение спроса над  предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное  внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных  учреждений включает совокупность актов  купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных  органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению  власти.

Рынок промежуточных  продавцов выражает совокупность экономических  отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи  или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. 

Третий  критерий: по географическому положению:

-местный (локальный) рынок;

-региональный рынок;

-национальный рынок;

-мировой рынок.

Мировой рынок —  это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические  связи между которыми определены международной торговлей (в том  числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов  и т.д.), но и их качественно новый  уровень. 

Четвертый критерий: по уровню насыщения:

-равновесный рынок;

-дефицитный рынок;

-избыточный рынок. 

Пятый критерий: по степени зрелости:

-неразвитый рынок;

-развитый рынок;

-формирующийся рынок. 

Шестой  критерий: по степени ограниченности конкуренции:

-свободный рынок;

-монополистический рынок;

-олигополистический рынок;

-смешанный рынок. 

Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:

-легальный рынок;

-нелегальный («черный» и «серый») рынок. 

Восьмой критерий: по отраслям:

-автомобильный рынок;

-компьютерный рынок и т.д. 

Девятый критерий: по характеру продаж:

-оптовый рынок;

-розничный рынок. 

Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:

-замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

-насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

-рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

-смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. 

Рис. 2.  Рыночная инфраструктура 
 
 
 
 

Типы  рынка

История развития рынка  позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.

Неразвитый рынок  характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации  к развитию производства тех или  иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними;

2) абсолютно свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность  факторов производства; неограниченная  свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого  участника абсолютно полной информации  о рынке (о норме прибыли,  спросе, предложении и т.д.). Осуществление  принципа рационального поведения  рыночных субъектов (оптимизация  индивидуального благосостояния  в результате прироста доходов:  продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность  одноименных товаров (отсутствие  торговых марок и т.д.);

6) ни один участок  свободной конкуренции не в  состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются  стихийно в ходе свободной  конкуренции;

8) отсутствие монополии  (один производитель), монополии  (один покупатель) и государственного  регулирования.

Регулируемый рынок  — это результат цивилизации  и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Основные черты  деформации рынка в условиях административно-командной  или директивной системы хозяйства:

1) отсутствие многочисленных  рыночных субъектов, организующих  свою хозяйственную деятельность  на основе разных форм собственности;

2) чрезмерная централизация  в распределении товарных ресурсов  и их движении, отсутствие самостоятельности  в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя  и торговца;

4) несбалансированность  спроса и предложения, которая  с каждым годом возрастает;

5) чрезмерный рост  цен, безудержная инфляция, нарушение  денежного обращения, бюджетный  дефицит, огромная эмиссия денег  и т.д.;

6) расцвет теневой  экономики, «серого» и «черного»  рынков;

Информация о работе Рынок. Понятия, модели, функции