Рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ рынка рабочей силы.
Для решения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1 Изучение рабочей силы, как товара.
2 Рассмотрение рынка рабочей силы. Предложения рабочей силы и спроса на нее.
3 Анализ безработицы, ее форм и социально-экономических последствий.
4 Рассмотрение государственной политики занятости и социальной защиты безработных. Биржа труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Рабочая сила как товар………………………………………………………….5
2 Рынок рабочей силы. Предложение рабочей силы и спрос на нее…………11
3 Безработица, ее формы и социально-экономические последствия………...20
4. Государственная политика занятости и социальной защиты безработных. Биржа труда……………………………………………………....28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 66.15 Кб (Скачать документ)

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная  политика государства заключается  в сохранении некоторого избытка  рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие  в программах стимулирования занятости  в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. Люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего  использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под  эгидой государства, каждый десятый  готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные  последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия  безработицы для жителей городских  и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается  потребность в психиатрических  больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем  потребностей в услугах до сих  пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственная политика занятости и социальной защиты безработных. Биржа труда

 

Реформирование трудовой сферы  происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и  провозглашение свободы выбора характера  и вида трудовой или предпринимательской  деятельности являются безусловным  прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому  государство должно активнее реагировать  на те изменения экономики, которые  наблюдаются в последнее время  в нашей стране.

Низменным в арсенале средств осуществления  политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных  рабочих мест и удовлетворяют  спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная  мера – выплата пособий по безработице  – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет  функцию социальной поддержки.

Инструментами активной политики занятости  являются: создание новых рабочих  мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и  переподготовка кадров, субсидированная  занятость, миграционная политика и  общественная работы.

Создание новых рабочих мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором  процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике  в целом.

Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем  более актуальной, что современный  уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости. Но надо сказать, что ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.

Эффективный инструмент политики занятости  – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых  в народном хозяйстве. Подготовка и  переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования  рынка труда, так как она обусловлена  постоянными структурными изменениями  в экономике, отмиранием одних профессий  и возникновение других. Система  подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры  первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную  занятость, надо постоянно расширять  свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения  для взрослых» становится переподготовка.

Субсидированная занятость как  мера регулирования рынка труда  направлена на создание специальных  рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин). Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т. е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентонейтральность», поскольку они находятся в заведомо неравных условиях на рынке труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.

К активным мерам регулирования  рынка труда относятся также  миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и  массового высвобождения работников.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с  безработицей.

К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется  на эту пассивную меру.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда.

Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между  рабочими и предпринимателями при  совершении сделки купли-продажи рабочей  силы. Не устраняя безработицы в  целом, биржи труда позволяют  упорядочить наем предприятиями  рабочей силы и сократить гражданам  время поиска места работы. Основными  функциями биржу труда являются:

    • учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
    • контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
    • обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
    • изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;

Биржа  труда   может  иметь  разные формы:  бюро, контора, общество. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:

  1. частные, функционирующие на коммерческой основе;
  2. филантропические (благотворительные);
  3. общественные;
  4. государственные.

Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию  в ряде конвенций МОТ (Международной  организации труда).

Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство  молодежи, окончившей общеобразовательные  школы, училища, техникумы, высшие учебные  заведения. Это обусловлено отсутствием  профессии у одних, практики у  других и наличием по каждой из профессий  большого числа безработных с  достаточно большими практическими  навыками. В рядах безработных  около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную труппу (в возрасте 30 – 39 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рабочая сила – основной элемент продуктивных сил любого общества, представляющая собой совокупность физических и духовных качеств человека, его знаний, опыта и способностей, которые используются в процессе производства материальных благ. Как общеэкономическая категория рабочая сила приобретает определенные специфические черты в границах той или иной общественно-экономической формации. Товаром рабочая сила становится только при условии, когда человек становится юридически свободным и может продавать и распоряжаться своей рабочей силой.

Вопросы понятия рабочей  силы как товара, определение ее стоимости и цены нашли отражение в многочисленных теоретических подходах и концепциях политической экономии

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений  в  
согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных  
положений:

  1. Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
  2. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.
  3. С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Сфера труда - важная и многоплановая  область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как  рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в  общественном производстве. На рынке  труда получает оценку стоимость  рабочей силы, определяются условия  ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность  получения образования, профессионального роста, гарантии занятости. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Безработица - это явление, органически  связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Эффективный инструмент политики занятости  – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых  в народном хозяйстве. Подготовка и  переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования  рынка труда, так как она обусловлена  постоянными структурными изменениями  в экономике, отмиранием одних профессий  и возникновение других. Система  подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры  первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную  занятость, надо постоянно расширять  свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения  для взрослых» становится переподготовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. – М.; "Юстицинформ", 2007 г. - 265с.
  2. Борисов Е. «Экономическая теория», Москва, 2006г.
  3. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика. – М.: ИТД «КноРус», 2005 г. – 297с.
  4. Зубко Н. «Экономическая теория», Минск, 2006г.
  5. Ивашковский С. Н. « Экономика: микро- и макроанализ». Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2005 г. – 360 с.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Юрист, 2005г. – 329с.
  7. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.; "Юстицинформ", 2005 г. – 348с.
  8. Куликов Л. М. «Основы эконометрии», Москва, 2007г.
  9. Мамедов О. «Современная экономика», Финансы, Москва, 2004г.
  10. Николаева И. П. «Экономическая теория», Москва, 1998г.
  11. Рофе А. И., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Рофе А. И. – М.: Издательство «МИК», 2004 г. – 160 с.

Информация о работе Рынок рабочей силы