Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:49, курсовая работа
Реферат состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции.
Введение
Рыночная конкуренция
Структура рынка
Функции рынка
Понятие рыночной конкуренции
Рыночная конкуренция в переходной экономике
Состязательность и конкуренция
Условия становления и развития рыночной конкуренции
Основные модели рынка
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН:
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Тема данной работы – «Рынок совершенной и несовершенной конкуренции». Целью написания реферата являлся тщательный и подробный анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынка. В работе дается краткий анализ рыночной организации и функций рынка, а также обращается особое внимание на виды экономической конкуренции.
Реферат состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции.
Реферат
представляет собой теоретический
обзор рынка совершенной и
несовершенной конкуренции в
мировой экономики. При его создании
были использованы сведения методических
пособий по изучению экономической
теории.
1. Рыночная
конкуренция.
Условия,
в которых протекает рыночная
конкуренция, как и ряд других
процессов, обычно называют рыночной структурой.
Она характеризуется рядом
Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Представленная
характеристика типов рыночных структур
(табл.1) при сопоставлении с реальной
действительностью показывает, что такие
модели рынка, как совершенная конкуренция
и монополия, фактически встречаются крайне
редко, в то время как монополистическая
конкуренция и олигополия описывают множество
реально существующих рынков.
Таблица 1. (2,50)
Количес-тво
и размеры фирм |
Характер
продукции |
Условия
входа
и выхода. |
Доступность
информации. | |
Совершенная
конкуренция |
Множество
мелких |
Однородная продукция. |
Никаких
затруднений |
Равный
доступ
ко всем видом информации. |
Монополис-
тическая конкуренция |
Множество
мелких фирм. |
Разнородная
продукция. |
Никаких
затруднений. |
Некоторые
затруднения. |
Олигополия. | Число
фирм невелико,
есть крупные фирмы |
Разнородная
или однородная продукция. |
Возможны
отдельные предприятия. |
Некоторые ограничения. |
Монополия | Одна фирма | Уникальная
продукция |
Практически
непреодоли- мые барьеры на входе |
Некоторые ограничения. |
Функции рынка.
Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.
Другой
функцией рынка выступает конкуренция.
Как и ценообразование, конкуренция
является «собирательной», многосложной
функцией. Чаще всего ее отождествляют
с борьбой «фурий частного интереса».
И это не лишено оснований, если иметь
в виду, что в данной формуле воплощена
мотивация экономического поведения людей
в рыночной экономике. Однако это все же
не полная характеристика конкуренции.
Рынок и конкуренция в определенном смысле
синонимы: одно без другого не существует.
Во всяком случае, только рыночная конкуренция
может быть, по классическому определению,
процессом открытия новых возможностей,
которые без обращения к ней оставались
бы неиспользованными в экономике. Рыночный
процесс указывает индивидуумам направления
поиска, хотя не дает никаких гарантий
относительно его результатов. В этом
одна из причин того, почему люди подчас
возражают против рынка и конкуренции.
Однако только этот процесс позволяет
открыть новые и более дешевые товары,
а также способы их производства.
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. (3,51) Очевидно, что возникновения такого феномена, как конкуренция, стало возможно лишь на основе определённого комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения.
Например,
если предположить, что основными
доминантами человеческого
Однако
возникновение конкуренции
Конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды. (3,51)
Как правило,
конкуренция играет в экономической
жизни общества положительную роль,
побуждая граждан, фирмы и страны
искать наиболее рациональные способы
получения и использования
Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, ривелегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а в конечном счете к разрушению человеческой личности и общества.
Рыночная
конкуренция, то есть наличие большого
числа независимых продавцов
и покупателей, обладающих свободой
войти или покинуть рынок, ограничивает
разрушительную и сохраняет созидательную
силу личного интереса, личной выгоды.
Тем самым конкуренция выступает как главная
регулирующая система в рыночной экономике.
Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям
– гражданам страны.
1.4. Конкуренция в переходной экономике.
1.4.1. Состязательность и конкуренция.
Рыночная
конкуренция есть система отношений
между экономическими самостоятельными
производителями товаров и
В этом ряду следует особенно выделить либерализацию цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей, их товаров и услуг.
Предприятия вступают в конкурентную борьбу в конечном счете, ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли.
Информация о работе Рынок совершенной и несовершенной конкуренции