Рынок: сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:05, реферат

Описание

Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки.

Содержание

Введение 2 стр.
Сущность рынка 4 стр.
Функции рынка 6 стр.
Структура, виды, сегментация рынков 7 стр.
Преимущества и недостатки рыночной экономики 12 стр.
Заключение 15 стр.
Литература 16 стр.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

• рынки розничной  торговли, когда покупателями выступают  отдельные граждане; 

• рынки государственных  закупок сельхозпродукции, когда  покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д. 

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и  потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция 

поставщика используется многочисленными мелкими потребителями  Например, на предприятиях, выпускающих  подшипники, которые потребляется сотнями  и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

• обоснованной системе  цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:

• создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и  т. п.). 

6. С учетом соблюдения  законности в экономике рынки делятся на: 

• легальные, официальные: 

• нелегальные «теневые», «черные» и т. д. 

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: 

• товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары: 

• рынки услуг  бытовые, транспортные, коммунальные; 

• рынки жилья  и зданий непроизводственного назначения. 

Рынки факторов производства. В их состав входят: 

• рынки недвижимости; 

• орудий труда; 

• сырья и материалов; 

• энергетических ресурсов; 

• полезных ископаемых. 

Финансовые рынки. Это: 

• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки; 

• кредитные рынки; 

• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.; 

• валютно-денежные рынки. 

Рынки интеллектуального  продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. 

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую  форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики. 

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки. 

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются: 

1. Географические: 

• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток; 

• по административному  делению: республика, край, область, район, город; 

• по плотности населения: город, пригород, сельская местность: 

• по климатическим  условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской. 

2. Демографические: 

• группировка населения  по возрасту; 

• по полу; 

•размеру семьи; 

• по уровню дохода; 

• по профессиональному  составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники  госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; 

• по уровню образования; по религиозной принадлежности: 

• по национальному  составу. 

3. Психографические: 

• группировка населения  по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким  достатком; 

•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный; 

• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные. 

4. Поведенческие: 

• приобретение товаров  носит случайный характер; 

• поиск выгод  при покупке товаров: изделия  высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; 

• статус постоянного  клиента; степень нуждаемости в  продукте: нужен постоянно, нужен  время от времени: 

• эмоциональное  отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное. 

Преимущества и  недостатки рыночной экономики 

В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д. 

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя  — найти на рынке потребителя  своей продукции, продать ему  товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары. 

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. 

Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения. 

Важно отметить, что  рынок, зародившийся несколько тысячелетий  назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым  доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства. 

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними. 

Стихийное колебание  цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы. 

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д. 

Наличие у рыночного  механизма существенных недостатков  приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь. 
 

Заключение 

Переход к рынку  предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения. 

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности  государства влиять на хозяйственные  процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли). 

Государственное регулирование  экономики ставит своей главной  целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. 

Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки. 
 
 

Список литературы 
 

* С. Фишер, Р.  Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика»  Москва, 1999г. 

* Павленков В.А.  «Рынок труда.» М., 2002г. 

* Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г. 

* «Курс экономической  теории». Под ред. Чепурина  М.Н., Киров, 1998г. 

* Четвернина Т.  «Положение безработных и государственная  политика на рынке труда.» «Вопросы  экономики», №2, 1997г. 

* Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г. 

* Гаузнер Н. «Современная  ситуация на российском рынке  труда и политика занятости» 2004г. 

* Краснова В., Матвеева  А., Сюганов Ю. «Работа есть  работа, работа есть всегда» // «Коммерсантъ» №21 2000г. 

* Заславский И.  «К характеристике труда современной  России. Очерк социально-трудовой  политики.», «Вопросы экономики.»,  №2, 1996г.

Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики