Рынок труда. Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:03, реферат

Описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение 3
I. Рынок труда и его структура: 4
1.1. Сущность и специфика рынка труда 4
1.2. Структура рынка труда 5
II. Причины и формы безработицы: 9
2.1. Сущность безработицы 9
2.2. Причины и основные формы безработицы 11
2.3. Социальные последствия безработицы в России 13
2.4.Статистические данные по безработице за 2010/2011 год 14
III. Государственное регулирование занятости: 16
3.1. Государственная политика по регулированию рынка труда 16
3.2. Федеральная служба занятости России 17
3.3. Биржи труда 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда.Безработица..doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)
  • наличием большого числа покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
  • свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;
  • ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

    Для полного функционирования рынку  труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда5 – это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда. 
 

II. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 

2.1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ 

    Безработица это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее6.

    Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей  силы:

  • потерявшие работу в результате увольнения;
  • добровольно оставившие работу;
  • пришедшие на рынок труда после перерыва;
  • впервые пришедшие на рынок труда.

Существует  несколько концепций, трактующих феномен  безработицы.

    В марксистской теории безработицу обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность  в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).

    В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица  в своей основе отражает экономическую  целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. 
 
 
 

2.2. ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 

    Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  • изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

    Исходя  из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

    Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска".

    Добровольная  безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.

    Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.

    Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

    Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

    Сезонная  безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

    Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

    Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.

     Оптимальная безработица7 – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства8.

     Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается  режим оптимального роста и состояние  экономической стабильности. 
 

2.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 

С точки  зрения теории и практического регулирования  рынка труда, наибольший интерес  предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий  по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.

При анализе  безработицы в РФ можно выявить  следующие негативные тенденции:

  • Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
  • При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
  • Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить также следующие  факторы экономической нестабильности:

  • снижение покупательного спроса;
  • сокращение сбережений;
  • снижение инвестиционного спроса;
  • сокращение предложения, спад производств.
  • Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%.9

    При всех отрицательных сторонах безработицы  на определенном уровне имеются и  положительные аспекты.

Безработные представляют собой резерв незанятой  рабочей силы, которую можно задействовать  при расширении производства или  структурных перестройках. Трудности  перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с  полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к.  работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться10.

    Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

    В силу отмеченных причин, умеренная  безработица (3-7% от числа занятых) считается  необходимым спутником развития рыночной экономики.  

2.4.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ЗА 2010/2011 ГОД 

     Уровень занятости населения России в  декабре 2010 года составил 62,5%, а уровень безработицы — 7,2%. При этом численность экономически активного населения России в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в декабре 2010 года насчитывала 75 млн. человек (53% от общей численности населения страны).

     По  сравнению с декабрем 2009 года численность  занятого населения увеличилась  на 375 тыс. человек (0,5%), а численность  безработных — на 781 тыс. человек (12,7%).

     В среднем за 2010 год численность  занятого населения составила 69,8 млн  человек, а численность безработных  — 5,6 млн. человек. В конце декабря в государственных учреждениях службы занятости населения были зарегистрированы в качестве безработных 1 млн. 589 тыс. человек.

     В 2011 году общая численность безработных россиян возросла в марте 2011 года на 9,9% по сравнению с предыдущим месяцем до 5,618 млн. человек. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.

     Отметим, что в годовом исчислении безработица в РФ уменьшилась в марте 2011 года на 13,4%. В марте 2011 года, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 5,6 млн человек, или 7,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда)», — говорится в материалах Росстата.

     В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 1,6 млн. человек, в том числе 1,4 млн. человек получали пособие по безработице. 
 
 
 
 
 
 

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 
 

3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ  РЫНКА ТРУДА 

    Политика  регулирования рынка как составная  часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
 
 

    

      
 

      
 
 
 
 

    Рис. 3.1. Направления государственной  политики на рынке  труда. 

    Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  • источникам финансирования.

    К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

    Типы государственного воздействия на занятость:

Информация о работе Рынок труда. Безработица