Сбербанк РФ и
его показатели.
Сберегательный Банк Российской
Федерации — старейший банк страны
и единственный банк, сохранивший
свою структуру после распада
СССР. Новые экономические реалии,
рыночные реформы начала 90-х годов
требовали серьезных изменений
в работе банка, быстрого реагирования
на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами
первых лет деятельности в новых
условиях стали задачи сохранения целостности
системы банка, удержания позиций на рынке
розничных банковских услуг и вкладов
населения, создания материально-технической
базы, обеспечивающей необходимые условия
для обслуживания клиентов. Решение этих
задач стало возможным благодаря жесткой
централизации структуры управления банком.
Стремясь к максимальной
открытости, банк считает важным обнародовать
и строго придерживаться в своей
деятельности следующих принципов
корпоративной политики:
- стремление к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защита интересов каждого клиента;
- соблюдение законов, этических норм и правил честного ведения бизнеса, безусловное, исполнение своих обязательств и поддержание своей репутации;
- нейтральность в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществление своей деятельности в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров;
- учет социальной значимости своей деятельности и рассмотрение социального фактора наряду с экономическим;
- развитие новых операций и направлений, на базе разумного консерватизма;
- бережное отношение к своим сотрудниками, создание условий, при которых каждый работающий в банке может полностью реализовать свои способности;
- проявление заботы о своих ветеранах;
- учет традиций российского предпринимательства, их возрождение.
Развитие системы рыночного
хозяйствования в России происходит
с большими трудностями, которые
характерны для специфического состояния
нашей экономики.
Стратегическая
цель банка — выйти на качественно новый
уровень обслуживания клиентов, сохранить
позиции современного первоклассного
конкурентоспособного крупнейшего банка
Восточной Европы. Это предполагает создание
системы, устойчивой к возможным экономическим
потрясениям в России и за рубежом, путем
оптимального распределения пропорций
между тремя основными направлениями
деятельности — работой с физическими
лицами, юридическими лицами и государством.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи:
- внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;
- обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания;
- сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза;
- усилить работу с корпоративными клиентами;
- привлечь в банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;
- увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;
- обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта;
- опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими;
- диверсифицировать ресурсную базу банка, в том числе используя внешнее фондирование;
- повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;
- достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции банка в экономику России;
- обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%;
- внедрить в банке полнофункциональную систему управления рисками;
- создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий.
- Повысить управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков и совершенствования технологии принятия решений.
оптимизировать филиальную
сеть банка с учетом как экономических,
так и социальных факторов.
Доходы и расходы Сбербанка
Увеличение объемов сотрудничества
с клиентами позволило Банку
нивелировать последствия резкого
падения ставок финансового рынка
и способствовало увеличению финансового
результата деятельности в 2008 году. Комиссионные
доходы за 2010 год превысили доходы
2009 года на 23,8 % и составили 130,9 млрд.
руб. Объем операционных доходов, увеличившись
на 23,2%, составил 282,6 млрд. рублей.
Операционные расходы увеличились
на 18,3%, прежде всего за счет роста
расходов на содержание персонала в
рамках плана на 2010 год и административно-хозяйственных
расходов, сопровождающих развитие бизнеса
в рамках реализации утвержденной стратегии
развития банка. Кроме того, увеличение
объема вкладов обусловило рост отчислений
в фонд обязательного страхования
вкладов. Отношение операционных расходов
к доходам, очищенное от эффекта,
вызванного продажей в марте активов
по справедливой стоимости, составило
42,4%.
Объем расходов на формирование резервов
в 2010 году составил 86,6 млрд руб., в т.ч. на
резервы по кредитам 79,3 млрд руб. В 2009 году
эти расходы были существенно выше: 387,3
млрд руб., в т.ч. 364,7 на резервы по кредитам.
На снижении расходов по резервам сказались
как стабилизация качества кредитного
портфеля банка, так и восстановление
резервов при продаже проблемных активов
в 2010 году.