Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:24, доклад
Сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.
Сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.
Информационная
экономика - экономика, в которой
большая часть валового
В условиях сетевой экономики многие товары приобретают совершенно новые свойства, которые невозможны в традиционных экономических условиях, когда сетевые эффекты отсутствуют или слабо выражены. Такие товары могут быть выделены в отдельную группу, которую можно назвать «сетевыми товарами». Важнейшим свойством сетевого товара является увеличение его потребительской стоимости с ростом объема продаж. Этот эффект можно пояснить на следующих простых примерах:
первым сетевым
товаром можно считать телефон.
самым популярным в настоящее время сетевым товаром является Интернет (по аналогичным причинам).
При 100%-ном охвате рынка потребительская стоимость сетевого товара достигает максимума.
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение сетевого товара:
Сетевой товар – это товар, обладающий следующими свойствами:
потребительская
стоимость возрастает с
цена продажи обеспечивает массовый сбыт;
использование
сетевого товара предполагает
процесс активного
однородные сетевые товары должны удовлетворять принципам совместимости (идеальный случай) или дополняемости (как минимум) (например, сети телефонных компаний должны быть взаимно доступны, иначе приходится иметь несколько телефонов разных компаний, чтобы осуществлять связь со всеми желаемыми абонентами. Вариант - внутренние и городские телефоны в офисах фирм).
Сетевая
экономика – данным термином
принято называть состояние
Её особенности
- "работа" становится "телеработой", которую можно выполнять в режиме "телеприсутствия";
- торговля превращается в "электронную коммерцию", средство платежа - в "цифровую наличность", а бизнес – в "электронный бизнес";
- поддержание
контактов основано на
- "работа в коллективе" основывается на "компьютерных средствах коллективной работы", дух коллективизма, комфортность и эффективность совместной работы уже зависит от groupware (технология, сконструированная для облегчения работы группы. Может использоваться для коммуникаций, кооперации, координации, решения проблем, состязания или переговоров.)- особого класса компьютерными программами.
Данные явления в настоящее время в большей степени связаны с развитием бизнеса и отражают распространенное среди предпринимателей современное понимание возможностей Интернет технологий для снижения затрат и повышения эффективности бизнес деятельности.
В условиях высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя важным становится знание своих конкретных потребителей, воспроизводство этих потребителей, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности, а значит — способных подстраиваться под него. Однако любая дополнительная информация о ситуации на рынках требует все возрастающих затрат.
С целью удешевления операций поиска хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, потребители, поставщики и т. д.) подключаются к информационным системам различного уровня. На глобальном уровне таковой является сеть Интернет. В результате становится возможным с меньшими затратами анализировать эффективность применяемых хозяйственных решений в различных отраслях и регионах, вплоть до глобальных.
Понятие сетевой экономики возникло в условиях использования различных информационных сетей. Можно, в первом приближении, классифицировать информационные сети по уровню интеграции следующим образом:
•корпоративные сети (интранет);
•сети делового партнерства (экстранет);
•глобальные сети (например, Интернет).
Каждый уровень интеграции предопределяет вполне конкретные ограничения для доступа в информационное пространство. Если в глобальных сетях таких ограничений практически нет, то в корпоративных сетях и сетях делового партнерства они явно присутствуют и согласуются исключительно с интересами корпоративных пользователей или участников партнерских объединений.
Это
важно иметь в виду при использовании
информационных ресурсов сетей в так называемой
«сетевой экономике», которая может быть
определена следующим образом:
Сетевая экономика
= Традиционная экономика + Информационные
ресурсы и технологии.
Сети должны
обеспечить:
•доступность требуемой информации в любое время;
•возможность анализировать и оценивать полученную информацию;
•появление нужного покупателя.
Среди тенденций развития сетевой экономики можно отметить следующие:
•индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;
•появление глобальной конкуренции, при которой не имеет значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т. д., но важными являются качество, уровень сервиса и т. п.;
•наличие информационных посредников;
•снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и в конечном счете цены товара;
•изменение структуры существующих предприятий и компаний;
•автоматизация бизнес-процессов.
Существует английское название для термина «сетевая экономика» — «networked economy». В докладе, подготовленном Европейской комиссией в 1997 г., дается одно из первых определений сетевой экономики. Это «среда, в которой любые компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с помощью интернет-технологий контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т. д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области информационных технологий.
В настоящее время сюда же тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся: виртуальные предприятия, электронная коммерция, банкинг, дистанционное образование и др.
Наиболее важные,
принципы функционирования и развития
сетевой экономики.
Принцип
экспоненциального развития сетевой
экономики.
Этот
принцип находится в полном соответствии
с экспоненциальным ростом числа провайдеров
различного уровня и числа пользователей
в сетях Интернет и интранет.
Принцип возрастающего
эффекта.
Благодаря
возросшему объему сети в нее вовлекается
все большее количество бизнесменов и
коммерсантов. В результате увеличивается
объем производства и продаж товаров (услуг),
что приводит к росту объема получаемой
прибыли участниками бизнес-процессов.
В традиционной экономике увеличение
поставляемого на рынок товара осуществляется
по линейному закону, а в сетевой экономике
— по экспоненциальному. В традиционной
экономике от снижения себестоимости
продукции выигрывает (за счет получения
дополнительной прибыли) ограниченное
количество компаний, а в сетевой экономике
экономическую выгоду получают все участники,
которые делят между собой образовавшуюся
прибыль. Вполне понятно, что не все получают
одинаковую долю. Значительная часть прибыли
может инвестироваться в развитие сетевых
технологий.
Принцип полноты.
В
сетевой экономике ценность товара (услуги)
обусловлена как избыточностью предложения,
так и повсеместностью его распространения.
Иначе говоря, имеет место возникновение
«эффекта факса». Он состоит в том, что
чем больше товара в сети, тем более ценным
он становится. Однако этот принцип противоречит
известным понятиям, отражающим соответствующие
экономические закономерности традиционной
экономики. Первый из них: ценность определяется
редкостью товаров, поскольку их количество
ограничено. Второй: избыточное производство
товаров приводит к значительной потере
их ценности. Между тем в сетевой экономике
ценность обусловливается как избыточностью
предложения, так и повсеместностью (масштабностью)
распространения товаров и услуг.
Принцип обратного
ценообразования.
Суть его состоит в том, что все лучшие товары (услуги), встречающиеся в сетевой экономике, имеют явную тенденцию к снижению цен со временем. В традиционной экономике незначительное усовершенствование товара приводит к росту его цены. В сетевой экономике получение существенно более качественного товара за меньшую цену становится реальностью, если немного повременить с его покупкой. Для выживания в условиях сильной конкуренции фирмы вынуждены постоянно поставлять на рынок все новые и новые товары. Из-за этого возрастает значимость баннерной рекламы, ценность осуществляемых инноваций и роль «человеческого капитала».
Система обратного
ценообразования
В
сетевой экономике стоимость услуг и работ
снижается при одновременном повышении
их качества; таким образом, если цены
на услуги и работы падают, необходимо
значительно расширять номенклатуру и
объем предлагаемых услуг и работ, чтобы
размер выручки становился достаточно
большим. Такое поведение участников бизнеса
реально только в сетевой экономике, так
как сетевые технологии обеспечивают
возможность практически мгновенного
доведения до клиентов разнообразной
информации, а также непрерывное увеличение
количества создаваемых новых товаров,
услуг и информационных продуктов.
Принцип бесплатности.
Согласно принципам обратного ценообразования и полноты, самые ценные услуги (в том числе сервисные) должны предоставляться заинтересованным покупателям бесплатно.
Так, Microsoft без оплаты предоставила пользователям сети Интернет Internet Explorer. Компания, создавшая программу функционирования электронной почты Eudora, также передала ее пользователям даром. Компания Sun разработала язык Java и передала эту разработку в бесплатное пользование всем желающим с целью извлечения доходов в будущем при производстве надстроек для этого языка. Известно также, что бесплатно распространяются миллионы копий программ антивирусного обеспечения. Компания RealNetwork бесплатно распространяет в сети Интернет цифровую музыку.
Рост количества предоставляемых пользователям копий (например, программных продуктов) приводит к увеличению ценности каждой из них. Продавая в последующем модернизированные варианты продукта и дополнительное сервисное обслуживание к нему, фирмы могут постоянно и достаточно хорошо зарабатывать, даже если они распространяли первоначальную версию продукта бесплатно.
Компания
Microsoft сумела убедить пользователей во
всем мире в преимуществах Windows. В результате
число пользователей Windows в настоящее
время превышает сотни миллионов человек.
Естественно, что они автоматически являются
потенциальными пользователями любых
приложений, разрабатываемых на базе Windows.
Это могут быть игровые и мультимедийные
программы, системы проектирования текста,
бухгалтерского учета и т. д.
Принцип переоценки
ценностей.
Состоит
в постепенном, однако не полном замещении
материальных ценностей системой знаний
и информационными ценностями. Доля стоимости
информационной составляющей в стоимости
современных товаров постоянно растет.