Шоковая терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:51, доклад

Описание

Либерализация цен - частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке.
Либерализация цен, вторая составляющая «подхода СЛП», связывалась с допущением того, чтобы цены устанавливались на рынках, а не административными методами. Согласно теории, если цены формируются рыночным способом, они отражают условия спроса и предложения. В российской реальности дело приняло, однако, совсем иной оборот. Цены устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, упрочившимися в результате приватизации, мафиозными группировками, контролирующими важнейшие сектора экономики, а также коррумпированными чиновниками. Урок, который можно из этого извлечь: при либерализации цен до проведения приватизации результатом становится не эффективное производство, а прежде всего создание условий для получения выгоды теми, кто находится у власти.

Работа состоит из  1 файл

Шоковая терапия.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Шоковая терапия

Либерализация цен - частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. 

Либерализация цен, вторая составляющая «подхода СЛП», связывалась с допущением того, чтобы цены устанавливались на рынках, а не административными методами. Согласно теории, если цены формируются рыночным способом, они отражают условия спроса и предложения. В российской реальности дело приняло, однако, совсем иной оборот. Цены устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, упрочившимися в результате приватизации, мафиозными группировками, контролирующими важнейшие сектора экономики, а также коррумпированными чиновниками. Урок, который можно из этого извлечь: при либерализации цен до проведения приватизации результатом становится не эффективное производство, а прежде всего создание условий для получения выгоды теми, кто находится у власти.

   Во-первых, экономика страны вскоре превратилась в безденежную, что мгновенно обернулось безденежьем предприятий. Повсеместные неплатежи стали обычным явлением. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, в спешном порядке правительство реформаторов оказалось вынужденным вводить «псевдоденьги» (различные суррогаты платежных средств), предназначенные лишь для того, чтобы временно восполнить недостаток оборотных средств, которые из-за баснословных процентов в коммерческих банках ни государственные предприятия, ни создающиеся небольшие частные компании получить в виде кредитов не имели возможностей. Низкопроцентное же государственное кредитование фактически к этому времени полностью прекратилось.

   «Псевдоденьги», естественно, лишь еще больше усугубили  положение. Причем в роли зачинщика  неплатежей выступило само государство, не оплачивавшее созданную по его  же заказам продукцию. К июлю 1992 г. просроченная задолженность поставщикам в промышленности («классические» неплатежи) достигла 23% объема ВВП. После чего растерявшееся правительство не придумало ничего лучшего, как инициировать  всероссийский «взаимозачет»: предприятиям и организациям было предложено гасить взаимные обязательства, то есть признавать как бы не существующими, а остававшееся в результате отрицательное сальдо проплачивал ЦБ за счет печатного станка, то есть искусственного  увеличения денежной массы. В результате этого всероссийского самообмана к октябрю 1992 г. неплатежи формально сократились до 2% объема ВВП, но ежемесячная инфляция подскочила с 10 до 27%.  

Т.е. происходит криминализация экономики и население превратилось в неплатежеспособное. А в самом начале этой зловещей цепочки обнаружился самый главный должник – государство, которое к тому же перестало платить вовремя зарплату бюджетникам, пенсии пенсионерам, пособия многодетным матерям.

Во-вторых, уже через два-три месяца после начала «либерализации цен» произошел резкий спад производства (в первом квартале года на 13%), а объем подрядных работ снизился на 30%. За январь–апрель производство продовольственных товаров сократилось на 21%, закупки скота и птицы, молока и яиц – на 32%, платных услуг – на 42%.

При этом не последнюю роль сыграло обвальное падение платежеспособности вследствие мгновенного обесценивания денег.

Не меньшее значение имело и стремительное становление черного рынка, который фактически был узаконен правительством. И это вполне закономерно: там, где нет реальной конкуренции, действуют грабительские спекулятивные цены.

В-третьих, произошло явное запаздывание организации действенной социальной защиты большинства населения. Накануне либерализации цен в январе 1992 г. на сберкнижках россиян хранились вклады на сумму 373 млрд руб., что в среднем составило 2506 руб. на человека. Одновременно на руках у россиян находились наличными примерно – 161,9 млрд руб., что в среднем составило 1088 руб. на человека. 
В результате проведенной правительством «либерализации цен» (а вернее, неконтролируемого ценового беспредела, немедленно вызвавшего инфляцию) все сбережения россиян и находящиеся на руках денежные средства обвально обесценились в десятки раз. В то же время цены на все товары и услуги продолжали стремительно расти. По официальным, явно заниженным данным, к апрелю 1992 г. индекс потребительских цен против декабря 1990 г. повысился в 15 раз! Деньги обесценились в десять, а по сравнению с 1985 г. – в 13 раз!

В-четвертых, именно в 1992 г. было положено начало опасному для стабильности и единства страны расслоению населения по величине доходов, по стилю жизни, по отношению к экономическим реформам.

Отсутствие на государственном уровне материального стимулирования творческой деятельности ученых, писателей, педагогов, артистов, музыкантов, то есть интеллектуальной элиты, стало причиной начала деквалификации и нравственной деградации общества.

Что же касается достаточно дорогих товаров, то и их выпуск превратился в сплошное разорение, так как после уплаты всех налогов, введенных «макроэкономистами», остатка прибыли зачастую не хватало даже на зарплату работникам, не говоря уже о расширении и модернизации предприятия. То есть именно в 1992 г. фактически были заложены предпосылки для ликвидации отечественного производственного потенциала и превращения страны в обширный рынок исключительно для импортных промышленных и продовольственных товаров. 

   При этом рассматривалось  несколько возможных вариантов:

   1. Индексация  заработной платы, пенсий и  пособий. Однако такой путь был отвергнут, поскольку он резко увеличил бы денежную массу, что, по мнению упертых манитористов, противоречило принятой ими на вооружение теории западных учителей и наставников.

   2. Введение  системы натуральных выплат, при  которой большая часть самых малоимущих семей могла бы бесплатно или по низкой фиксированной цене получать определенный набор товаров. Оказалось, что на ее реализацию в бюджете просто нет средств. Поэтому было решено  осуществить такую программу частично

   3. Обеспечение массовой кредитной поддержки быстро нищающего населения. Например, предоставление на длительный срок (до 25 лет) беспроцентного кредита под залог личного имущества. Но когда были проведены соответствующие расчеты, выяснилось, что в среднем россияне стали настолько малоимущи, что ни один банк не рискнет кредитовать гражданина России даже на год.  Тем более что инфляция в течение очень короткого времени способна полностью обесценить выданный кредит, а действовать себе в ущерб новоявленные  российские банкиры  с самого начала посчитали для себя неприемлемым.

   4. Введение системы приобретения товаров первой необходимости с рассрочкой оплаты. Заводить своеобразные долговые книги все больше входившие  во вкус мелкие и крупные хозяева страны сочли для себя излишне хлопотным и не сулящим быстрой прибыли занятием.

   5. Разработка  и реализация программы борьбы  с неуклонно растущей безработицей, то есть создание новых рабочих  мест, внедрение широкой сети  общественных работ, системы льгот  предприятиям и предпринимателям, использующим труд безработных, инвалидов, женщин, молодых специалистов и т. п. 

   Фактически из пяти рассмотренных вариантов срочных мер по предотвращению социального взрыва наиболее определенные и конкретные шаги были сделаны лишь в направлении смягчения остроты проблемы безработицы, ставшей реальностью уже в первом квартале 1992 года и создании далеко не совершенной системы распределения постыдной для великой страны зарубежной гуманитарной продовольственной помощи, способной, естественно, лишь в очень незначительной степени ослабить остроту «шоковой терапии».  

Информация о работе Шоковая терапия