Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 01:32, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
Определение трансакционных издержек основано на понятии трансакции. Трансакция - деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам. Трансакционные издержки — это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. Для объяснения феномена трансакционных издержек наиболее существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности. Неопределенность определяется не только через фрагментарность (и, как правило, искаженность) располагаемой индивидами информации, но и ограниченные возможности ее переработки. Учитывая наличие двух аспектов в объяснении трансакционных издержек, их можно интерпретировать как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними.
Если бы трансакционные издержки были равны нулю, то, следуя предпосылкам новой институциональной (и неоклассической) теории, ресурсы распределялись и использовались бы там, где они обладают наибольшей ценностью (если не принимать во внимание эффект дохода). Однако в реальных экономических ситуациях обмен правами оказывается затруднен и требует дополнительных издержек по сбору информации, оценке альтернатив, заключению договоров, спецификации и защите переданных правомочий. На возможности извлечения выгод от обмена влияет не только общая величина трансакционных издержек, но и распределение их бремени между участниками обмена.
Известно, что ограниченные блага обладают комплексом характеристик, которые можно разделить на две группы: физические и правовые. Первая группа включает такие свойства, как размер, форма, вкус, цвет, запах, химический состав, вес, расположение в пространстве и во времени. Ко второй группе относят правомочия, составляющие права собственности.
Двум типам характеристик благ соответствуют две функции: трансформационная и трансакционная, которые позволяют создавать их и изменять. Соответственно трансакционная функция относится и отражает изменение или воспроизводство «правовых», а в более общем плане – институциональных характеристик.
М. Олсон и М. МакГир построили
формальную модель поведения стационарного
бандита и посчитали оптимальную ставку
налогообложения. Эта ставка должна быть
не слишком маленькой, чтобы максимизировать
доход, с одной стороны, но и не слишком
большой, чтобы не блокировать дальнейшего
развития производства.
Кроме того, Олсон и МакГир оценили степень
перераспределительности институтов,
создаваемых стационарным бандитом. Перераспределительность
возникает не только от перетекания финансовых
потоков от граждан к государству, но и
от одних граждан к другим посредством
государства. Например, более богатые
граждане платят государству более высокие
налоги, а государство обеспечивает общественные
блага, которые поступают и к более бедным
группам. Под общественными благами здесь
подразумевается прежде всего те, что
положительно влияют на производство
(правопорядок, информационная среда),
а не те, что идут на потребление.
Возникает вопрос: почему автократы далеко не всегда ведут себя так, как они должны себя вести в соответствии с моделью Олсона - МакГира? Существует как минимум три возможных варианта ответа на этот вопрос. Во-первых, монарх может быть настолько оторван от реальной действительности, что он может просто не обладать информацией, необходимой для выбора оптимальной стратегии. Во-вторых, автократ может действовать в такой институциональной среде, которая не способствует сколько-нибудь удовлетворительной спецификации и защите прав собственности, и автократ не в состоянии эти правила изменить. Третий аргумент, на котором, в частности, акцентирует свое внимание Олсон, заключается в том, что автократ может по каким-то причинам не интересоваться будущим. Именно в силу этой последней причины, по мнению Олсона, многие современные диктаторы в странах третьего мира склонны к грабительской внутренней политике. Олсон: «В таких обстоятельствах для общества может оказаться выгодным достижение согласия по вопросу о том, кто будет следующим руководителем государства, так как это снижает издержки, возникающие из-за отсутствия при автократическом режиме независимой силы, которая могла бы установить мирную преемственность государственной власти». Таким образом, Олсон выдвигает серьезный экономический аргумент в оправдание монархических династий.
3. Что такое рынок институтов?
Рынок – множество симметричных
избирательных обменов
Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"