Шпаргалка по "Экономической истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:03, шпаргалка

Описание

1)Место и роль экономической теории в системе экономических наук
2)Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы
3)Экономическая теория, прогнозы и политика. Основные экономические цели общества
4)Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
5)Экономические потребности, формы реализации и классификация

Работа состоит из  1 файл

Ekonomicheskaya_teoria_shpory.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, по К. Марксу, содержание социалистической революции  составляло приведение в соответствие с высокими развитыми производительными  силами, отставших от этого процесса общественного развития, производственных отношений людей, социальной политики государства.

            Начало 20 века ознаменовалось новой теорией, созданной вождем пролетариата - В.И. Лениным, который писал уже о "загнивающем", "умирающем" капитализме. Ленин продолжил теорию Маркса, выделив из последней пятой общественно-экономической формации две фазы: первую, или низшую фазу, социализм, и вторую, или высшую фазу, полный коммунизм.

Коммунистическая идеология  оказалась утопией, не способной решить проблемы социальной справедливости, в результате чего на этапе перехода к постиндустриальной экономике и переходе развитых государств к созданию комфортных жизненных условий социализм проиграл в экономическом соревновании с капитализмом, а в ряде социалистических стран Восточной Европы и бывшего СССР произошла реставрация капитализма.

           В 50-е гг. 20 века возникают совершенно новые теории, которые имели наибольшее распространение в кругах буржуазных экономистов. Для сторонников теории индустриального общества характерен внеисторический технико-экономический подход к развитию человеческого общества. Американский экономист Ростоу делит историю общества на пять стадий: традиционное общество, подготовка условий для экономического роста, взлет или подъем, движение к зрелости, эра высокого массового потребления. Р. Арон объявляет социализм и капитализм двумя разновидностями "индустриального общества”. Сторонники данной теории во всю твердили, что единственно верный путь развития для развивающихся стран - это капиталистический путь развития.

          Наряду с теорией индустриального общества в конце 50-х гг. появилась другая буржуазная теория - теория роста, выдвинутая У. Ростоу в качестве альтернативы марксистскому учению об общественно-экономических формациях. Согласно этой теории существуют два основных типа общества: "традиционное" (докапиталистическое) и "индустриальное" (капиталистическое). Автор этой теории считает коммунизм "временной болезнью", говорит, что он скоро рухнет, а СССР перейдет на капиталистический путь развития.

        Еще одной составной частью большинства технологических теорий современной буржуазной социально-экономической мысли являются технократические теории, утверждающие о произошедшем переходе управления и власти в капиталистическом производстве и в обществе от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции и специалистам по управлению ("технократам"), выступающим будто бы в виде главной "движущей силы" прогресса. В 50-60-х гг. технократические теории получили широкое распространение в Западной Европе.

BARIN™

 

 

20) Социально-ориентированная рыночная экономика: сущность, причины возникновения и внутренние противоречия

Задачи социально ориентированной рыночной экономики:

1)достижение полной занятости;   2)увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации; 3)увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;  4)адресность социальной политики.

               Основные принципы этого вида экономической системы:

1)Принцип главенства права. Социально-ориентированная рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.  2)Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния. 3)Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов. 4)Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство. 5)Принцип установления социальных гарантий населению.  6)Принцип социальной справедливости.  7)Принцип социальной защиты людей. 8)Принцип социального партнерства, обеспечивающий равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.  9)Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни. 

              Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для социальной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будут:

1)удовлетворение социальных потребностей общества граждан;  2)обеспечение социальной справедливости;  3)обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста; 4)социальное умиротворение

           Главными составляющими социальной рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан).

           Суть социально ориентированной  рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и  безопсной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты. BARIN™

 

 

 

21)Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция

Рынок - совокупность экономических отношений производство и обмен товаров при помощи денег, одновременно, он выступает как форма организованного хозяйства, обеспечивающая решение эффективных экономических проблем в результате конкуренции, а проблемами экономики являются следующие: что производить, как производить и для кого (чего) производить.

            Основные субъекты: домашнее хозяйство; предприятия - экономическая единица которая использует фактор приозводства: труд, земля, капитал и предпринимательский талант; банк - финансово-кредитное учреждение, которое регулирует движения денежной массы, необходимые для нормального функционирования рынка; государство - правовое учреждение, которое осуществляет юридическую и политическую власть для конотроля над субъектами рынка для достижения общей цели.

Объекты рынка - товары и  услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, валюта, социальные выплаты.

Основные элементы рынка: 1) цена - денежное выражение стоимости; 2) спрос и предложение;

3) конкуренция. 

Функции рынка:

Регулирующая функция . Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности.

Ценообразующая  функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная  функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая  функция. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая  функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур.   BARIN™

 

 

 

 

 

 

 

22)Институциональные основы функционирования рынка

Возникновение рынка  во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного  производства, а именно:

          Общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся.

            Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.

            Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

            Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

1)свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности  2)свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения  3)конкуренция, которая является основой рынка;  4)гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;   5)устойчивые денежная и финансовая системы; 6)стабильная политическая обстановка.

             В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

1)многообразие форм  собственности  2)товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда  3)свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства  4)четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений; 5)поддержание здоровой конкуренции  6)развитая инфраструктура.

            Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

1)Экономическая свобода деятельности субъектов экономики. 2)Всеобщность рыночных отношений. 3)Равноправие рыночных субъектов. 4)Свободное ценообразование. 5)Саморегулирование хозяйственной деятельности. 6)Договорный характер отношений. 7)Экономическая ответственность субъектов. 8)Самофинансирование. 9)Конкуренция. 10)Государственное регулирование экономики. BARIN™

 

 

 

 

 

23)Конкуренция: понятие, виды

Конкуренция - экономическое  соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция - это соперничество  между участниками рыночного хозяйства за максимальную прибыль.

Функции конкуренции:

1)обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;  2)стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей  3)дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем)  4)давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; 5)ликвидация неконкурентоспособных предприятий   6)стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

         В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

Во-первых, различают  внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

          Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

          Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова.

           Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.

           Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

              Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической истории"