Шпаргалка по "экономике и экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:12, шпаргалка

Описание

2. Эконом. теория: предмет и методы
Экономическая теория — дисциплина эконом науки. Представляет собой теоретическое и философское основание эконом науки.
Основная з-ча экономической теории — дать объяснения происходящих событий в эконом жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)
1. Эк-ка. Сущность и основные элементы 
Экономика - хозяйственная деятельность
общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Предметом эк-ки является деят-ть людей, направ. на наиболее рациональное исполь-е имеющихся  ресурсов.

Методы эк-ки:

- форм. логики (анализ, синтез, индукция, дедукция)

- позитив-й и  нормат-й

- статистич-й

- абстракции (понятия,  катег-ии)

- эксперимент (огран-н)

- экон-математ  моделиров-я

В экономической науке принято деление экономической деятельности на микро-, макроэкономический уровни производства и мировую экономику (интерэкономику).

- Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие.

- Макроэкономика предстаёт как национальная экономика или экономика государства.

- Интерэкономика характеризует закономерность возникновения и развития мирового хозяйства.

Эк-ка развивается  и функционирует по собственным  законам-это устойч взаимосвязь  эк-х процессов и явл-й. Они объкт-ны и слож-сь в рез-те длительного разв общ-ва. Это з-ны рын экон-ки (спроса, предл-я, конк-ии). З-ны приним-ые гос-ом субъективны и отраж политику гос-ва. Гос политика должна опир-ся на объкт экон з-ны, иначе ее трудно осущ-ть

Основными элементами экономической теории являются три  типа утверждений: утверждения о  целях, утверждения об ограничениях, налагаемых на возможности, и утверждения о вариантах выбора.

1 Утверждения  о целях

Цель есть нечто  такое, чего люди желают достичь. Потребитель  может стремиться к получению  наибольшего возможного материального  удовлетворения на данный доход. Такие понятия как «цель», «намерение» и «предпочтение» по существу взаимозаменяемы.

2  Утверждения  об ограничениях

— налагаемых на возможности. Ввиду феномена редкости, возможности людей не беспредельны. Люди всегда сталкиваются с ограничениями: вещи, которые им нужны, сопряжены с альтернативной стоимостью, а многие из них могут быть просто невозможны.

3 Утверждение  о вариантах выбора

утверждение о  наиболее вероятном выборе, который  будет сделан исходя из определенных целей и ограничений, налагаемых на возможности.

2. Эконом. теория: предмет  и методы

Экономическая теория — дисциплина эконом науки. Представляет собой теоретическое и философское основание эконом науки.

Основная з-ча экономической теории — дать объяснения происходящих событий в эконом жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики- наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности , макроэкономики - наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений, международной экономики - это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира. Она основывается на теории рыночной экономики и развивает её , эконометрики - наука, изучающая количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математических и статистических методов и моделей , теории игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх.

Предметом эк-ки является деят-ть людей, направ. на наиболее рациональное исполь-е имеющихся ресурсов.

Методы эк-ки:

- форм. логики (анализ, синтез, индукция, дедукция)

- позитив-й и  нормат-й

- статистич-й

- абстракции (понятия,  катег-ии)

- эксперимент  (огран-н)

- экон-математ моделиров-я

3. История развития  эконом теории

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё.

Начало становления  собственно Э.Т. - становление системы  эконом категорий и законов науки  от меркантилистов до Д. Риккардо.

Меркантилизм  в качестве высшей формы богатства  рассматривал деньги, а увеличение богатства увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли.. В России крупнейшим представителем меркантилизма был И.Т. Посошков, уделявший большое внимание и внутренним источникам богатства. Физиократы (Ф. Кенэ, Тюрго) исходили из примата земледелия как основы жизни общества. Их крупнейшие заслуги - отказ от поисков основного источника богатства в сфере обращения, специальный анализ общественного воспроизводства.

Подлинное становление  Э.Т. связано с именами А. Смита (систематизатора Э.Т.) и Д. Риккардо. А. Смит отстаивал законы свободного рыночного хозяйства, на основе трудовой теории стоимости создал единый взгляд на природу капитализма и рыночного хозяйства, прибыли, заработной платы, ренты и доходов, отстаивал принцип «невидимой руки». Д. Риккардо выступил одним из родоначальников социально-экономической теории.

В Х/Х веке Э.Т. сводилась к защите интересов  одного из классов общества, а с  другой стороны стремилась сделать  центром внимания лишь функционирование экономики.

.К. Маркс разработал  систему социально-экономической  теории, которая выступала как система отношений собственности и в центр внимания поставила вопрос об эксплуатации в капиталистическом обществе.

Другое направление  Э.Тпоставило в центр внимания функционирование системы товарных отношений.

Исходные основы анализа рационального использования ограниченных ресурсов были заложены развитием математического направления экономической мысли. (А.О. Курно, Г. Госсен), а определяющее воздействие оказали труды маржиналистов (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверка), которые провозглашали в качестве исходных принципов исследования субъективно-психологический подход к экономическим процессам и принцип рационального поведения.

Монетаристы (во главе с М. Фридманом) особое значение придают роли денежной массы в  обращении и ее воздействию на инфляционные процессы.

Сторонники экономики  предложения (А. Лаффер, М. Эванс) особое внимание обращают на необходимость  стимулирования деятельности корпораций. Теория рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лу-кас) - способность субъектов  адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства.

Сторонники исторической школы (Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебранд) обосновали необходимость учета  особенностей национальных хозяйств, отстаивали идею исторического подхода  к экономике, учета конкретных исторических и социологических факторов при анализе экономических систем.

Новая историческая школа (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер) ставила задачу объяснить хозяйственную  жизнь исходя из анализа реальной хозяйственной жизни, взаимосвязи  экономики, этики, психологии; отстаивала идею более гибкой политики государства.

Социальная школа  в Германии (Р. Штаммлер Ф. Оппенгеймер) особое внимание уделяла деятельности институтов, выступила предшественницей институционализма.

Социал-демократы (Э. Беришейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг) выступили с пересмотром ряда положений марксистского направления: об одновариантности исторического развития, об обострении противоречий капитализма, о природе прибавочной стоимости, природе империализма и финансового капитала.

Структура Э.Т. сегодня - это результат развития экономики, результат усложнения и многообразия моделей национальных экономик, результат развития методов науки. Современная Э.Т. - это система экономических наук, связанных общим предметом - экономическими отношениями. При этом каждая составная часть Э.Т. имеет свой непосредственный предмет.

 4. Экономическая система. Ее типы.

Эк. Система- совокуп эконом субъектов взаимосвяз меж собой

Из всех Э проблем можно выд-лить 3: что, как, для кого производить? Эти 3 пробл. явл. по разному в зав-ти от типа эк/сист. Поэтому различают:

1)Традиционная – люди в своей эк. деятельн. опираются на методы пр-ва и рапр-ния. изобрет. В далеком прошлом и ставшие признанными в ходе длительного процесса проб и ошибок. Осн. проблемы этой эк/сист. Реш-ся путем исп-ния приемов, правил, обычаев.

2)Рыночная – этот тип эк-ки решает базовые эк-кие процессы проблемы гл. образом с помощью системы цен. Гл-ми чертами Р.Э. принято считать сл-щее: частн. сообств., свобода выбора и пред-ва, личный интерес, конкуренция, опора на ценовую систему, оч. огранич. роль гос-ва.

3)Коммандная –при этом типе эк-ки решение экон. пробл. решается несколькими органами, наделенными всей полнотой власти.

Совр. развитые страны базируются преимущ-но на рын-м  типе эк-ки, но прибегают по многим вопросам к гос. вмешат-ву в отдельные аспекты воспр-ва и даже сохр. некоторые пережитки традиционной. Для хар-ки таких стран приемлем термин см. эк-ки. Гл. признаком см. эк-ки явл. усиление гос. вмешательства и контроля в эк/разв. тех или иных стран. Осн. ф-ции гос-ва см. эк-ки: эффективность, стабильность, справедливость.

5. Тов.  пр-во. Усл-я   возникн-я. Этапы  разв-я

Развитие факторов производства привело к углублению общественного разделения труда, повышению  его производительности. Это явилось  объективной причиной перехода от натурального хозяйства к товарному.

Товарное производство – это такая форма организации  общественного производства, при  которой экономические отношения  между людьми проявляются через  куплю-продажу продуктов их труда  на рынке.

Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность.

Товарное производство предопределяет серьезное продвижение  в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного  производства – его неразрывная  связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и  другими элементами производительных сил. Оно обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам, в каждой из них обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

В развитии товарного  производства можно выделить два  этапа: простое и капиталистическое товарное производство.

Типичным для  докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:

    частная  собственность на средства производства и продукты труда;

    личный  труд собственника на средства  производства;

    является  индивидуальным производством ремесленников  и крестьян, осуществляемым ими  в целях удовлетворения личных  потребностей.

Простое товарное производство, во-первых, широко распространено и в настоящее время: 55 % населения в мире – это мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки и Африки – до 90 %; во-вторых, оно является питательной средой для возникновения развитого товарного производства.

При капитализме товарное производство приняло всеобщий характер. Здесь товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения также приобретают всеобщий характер, происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством. Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:

    средства  производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;

    капиталист  эксплуатирует наемный труд, безвозмездно  присваивая значительную часть продукта чужого труда;

    совместный  труд многих рабочих под командой  капиталиста используется в целях  получения им прибыли.

Следует отметить, что во второй половине XX в. увеличилось  производство продуктов, реализация которых  не проводится через рынок. Можно даже сказать, что в хозяйственной жизни выделился особый – нетоварный – сектор.

6. Ресурсы и факторы  производства

Произ-во – процесс  созд благ для удовлетв-я потребностей (шир)

Произ-во – преобр деят-ть чел-ка над прир с целью  удовлетвор-я потреб-й (узк)

Ресурсы – весь потенциал общ-ва, кот мб вовлечен в произ-во:

БАЗОВЫЕ

1. Природ-е (огранич-е  и неогран-е, воспроизв-е и невоспроиз-е)

2. Материальные (сырье, оборудов-е)

3. Трудовые (все  трудоспособ-е насел-е)

ОСТАЛЬНЫЕ

4. Финансов-е

5. Науч-технич-е

6. Информац-е

Факторы произв-ва:

1. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

2. Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала[источник не указан 234 дня].

3. Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

рента (земля.);

процент (капитал);

заработная плата  труда (управленческие способности);

прибыль (предпринимательская способность).

7. Труд как фактор  произв-ва

Труд как фактор производства. Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы  для удовлетворения своих потребностей. Под трудом как фактором производства, по одной версии, подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйствен-ной деятельности. По другой - труд - это трудовая деятельность человека, рассматриваемая с социально-экономических позиций вне зависимости от ее конкретных результатов, как расходование рабочей силы или способностей к труду. 
В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой. 
Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики. 
Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, т.е. напряженностью труда в единицу времени. 
Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных. 
Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности. 
Процесс труда включает в себя три основных компонента: целесообразную деятельность человека; предмет, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Говоря о тру-де, необходимо остановится на таких понятиях, как производительность труда и интенсивность труда. 
Интенсивность труда характеризует напряженность труда, определяемой степенью расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Интенсивность тру-да увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени. 
Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Для увеличения производительности труда решающую роль играет прогресс науки и техники. Так, например, внедрение в начале XX в. конвейеров привело к резкому скачку производительности труда. 
Научно-техническая революция привела к изменениям в характере труда. Труд стал более квалифицированным, а физический труд в процессе производства стал цениться меньше. 
 
Заработная плата
- ещё одно понятие, с помощью которого можно охарактеризовать труд как фактор производства. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда, за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная за-работная плата. Реальная заработная плата - это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Помните (вне зависимости от того, будет ли кто-то работать на Вас или Вы на кого-то): заработная плата должна в первую очередь стимулировать работника к высокопроизводительному труду! Поэтому её размер должен соответствовать квалификации и уровню трудолюбия конкретного человека.

8. Капитал: основной  и оборотный. Амортизация 

Основой капитал  включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного  пользования (здания, сооружения, машины, оборудование).           

Оборотный капитал  целиком расходуется в течение  одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска готовой продукции).

Оборотный капитал  тратится на приобретение средств для  каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных  материалов труда и т.п.

Амортизация –  процесс физического и морального износа.- обесценивание основного капитала в результате его износа.

    Чтобы  возместить изношенный основной  капитал за весь срок создается  фонд амортизации.

    В  Фонд амортизации перечисляются  денежные средства(амортизационные  отчисления) после продажи готовой  подукции.

   Норма амортизации – отношение ежегодной суммы аморизационных отчислений к стоимости капитального блага (выр.в %)

    Нормы  амортизации для различных видов  машин и оборудования устанавливаются  законодательно.

    Государство  устанавливая практику ускоренной амортизации, позволяет фирмам за короткий период сформировать фонд амортизации для многих видов оборудования.

Схемы амортизационных  отчислений:

Метод прямолинейной амортизации. Амортизационные отчисления представляют собой одну и ту же сумму в течение срока работы капитального блага.
Метод ускоренной амотризации. Государство устанавливая практику ускоренной амортизации, позволяет  фирмам за короткий период сформировать фонд амортизации для многих видов  оборудования.
Метод снижающегося остатка. Амортизационные отчисления рассчитываются как отношение одной и той же амортизационной нормы.

 
9. Деньги:происхождение,  сущность, функции

Развитие производства и расширение хозяйственных связей между людьми на основе развивающегося общественного разделения труда  выявило ограниченные возможности такой формы обмена. Это привело к тому, что из мира товаров выделился один товар, на который можно было обменять все другие товары. Он и превратился во всеобщий эквивалент.

В роли всеобщего  эквивалента выступали те товары, которые являлись наиболее распространенными продуктами обмена на той или иной хозяйственной территории. У одних народов это был скот, у других - меха, у третьих - слоновая кость, соль и т.д.

Но разнообразие эквивалентов препятствует дальнейшему  расширению обмена, который уже вышел за пределы местного рынка. поэтому роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, который и стал деньгами.

Сущность денег  состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению  к другим товарам, т. е. служат воплощением стоимости  всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.

Важнейшая функция  денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость  в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена.

Второй функцией является выполнение функции средств  обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар ( Т - Т) принимает форму товарного  обращения ( Т - Д - Т ).

Третья функция - деньги служат средством образования  сокровищ или средств накопления.

Четвертая функция - деньги являются средством платежа.

Появление мировых  денег - является пятой функцией денег.

10. Рынок: определение,  структура, инфраструктура

Рынок – сис-ма отнош-й продавцов и покупателей, каж из кот в процессе купли-продажи  удовлетв. св потребн-ти.

Субъекты рынка:продавцы и покупатели

Функции рынка: информ-я, ценообр-я, регулир-я, стимул-я, распределит-я, санирующая.

Условия рынка:

1. свобода выбора

2. своб вход  и вых

3. свобод цены

4. конкур-я

5. соотв-е законы  в стране

6. наличие разл  форм част собст-ти на ср-ва 

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный в объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

тесная связь  между ее элементами;

определенная  устойчивость этих связей;

целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом  характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы.

Структура рынка  с учетом критерия объекта рыночных отношений

По объектам рыночного обмена можно выделить и агрегированные (укрупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров  и услуг, труда или рабочей  силы, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг, валютный, инвестиций и др.). Можно выделить и частные рынки отдельных товарных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой, валяной и т.д.).

Инфраструктура - это обязательный компонент любой  целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую  производство (транспорт, связь, оптовая  торговля и т.д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

11, 12. Законы спроса и предложения

Спрос – платежеспособная потребность. Бывает индивидуальный и  рыночный (савокупный)

Факторы спроса:

1. потребности  и их измен-я

2. цена на  товар (зависим-ть обрат)

3. доходы

4. измен цен  на взаимозамен-е товары

5. измен. Цен на сопряж товары

6. ожидание

З-н спроса выр-т  завис-ть спроса и цены при проч равных усл-х 
 
 
 
 
 
 

Спрос бв-т эластич-м  – при незн измен-ии цены, знач мен-ся спрос, при неэластич-м наоборот

Предложение –  кол-во товара, кот произв-ли хотят  и могут произв-ти. Быв индивид-е и рын-е.

Факторы предл-я:

1. цена

2. цены на  ресурсы

3. налоги

4. наличие конкур-в  на рынке

5. соверш-во сис  зак-в и защищ произв-й

6. ожид измен-я  спроса

Закон предл-я  выр завис-ть предлож-я и цены при проч рав-х условиях. 
 
 
 
 
 
 

Быв. Эластич-й и неэластич-й. 
 
 
 
 
 
 
 

Рын равнов-е

13. Эластичность спроса  и предложения,  их показатели, виды

Эластичность  спроса -- изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может  быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.

На эластичность СП роса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров  конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность  найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);

· Значимость товара для потребителей (спрос на товары важные для потребителя обычно не эластичен)

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени  на выбор товара и обдумывание - тем  выше эластичность);

· Удельный вес  товара в доходах потребителя (чем  больше доля цены товара в доходах  потребителя, тем выше эластичность).

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%.

Она зависит  от следующих факторов:

· от значимости того или иного блага для бюджета  семьи. Чем больше благо нужно  семье, тем меньше его эластичность;

· является ли данное благо предметом роскоши или  первой необходимости. Для первого  блага эластичность выше, чем для  последнего;

· от консерватизма  спроса. При увеличении дохода потребитель  не сразу переходит на потребление  более дорогих благ.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара.

Коэффициент эластичности предложения  по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (Qs) при изменении P на 1%.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1) технология производства;

2) эластичность предложения  ресурсов;

3) ожидания относительно  будущей динамики  цен;

4) время.

14. Основные признаки  рынка совершенной конкуренции и его недостатки

Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

· множественность  продавцов (мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли  ничтожно мала - менее 1% продаж за любой  период) и покупателей. Такой рынок  называют атомизированным;

· свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и * абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

· полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

· отсутствие возможности  покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника  рынка возможности оказывать  непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;

· наличие у  каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем  состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это  условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

· отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования.

Недостатки:

- чисто конкурентная  система рынка предполагает, что  отсутствуют так называемые побочные  эффекты производства или потребления для третьих лиц.

- Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно).

- Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.

- Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

15. Основные типы  рынка несовершенной  конкуренции: определение  и признаки

Монополия как вид экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

Олигополия - рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. 
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью реакций немногих соперников.

В зависимости  от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт алюминий, цемент, продукция  химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определят  и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске  товаров потребительного назначения, это автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

Большинство производителей, производящие похожие, но различные  с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами) один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Вход на рынок  монополистической конкуренции  достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок в процессе завоевания доли, новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка.

16. Предпринимательство  как фактор производства

Предпринимательство как фактор производства. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса и возможности понести убытки. Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убыток или он получит доход. 
В состав данного ресурса принято включать: во-первых, предпринимателей, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих; во-вторых, всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно: действующие институты рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы; в-третьих, предпринимательскую этику и культуру, а также предпринимательский дух общества. 
В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Всё выше сказанное даёт основание для определения предпринимательства как фактора производства.

17. Предприятие и  фирма. Классификация  фирм.

Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма — это организационно-экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны.

Фирмы классифицируются по ряду критериев: 
Ø                       По виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на: промышленные; сельскохозяйственные и агропромышленные; торговые; строительные; транспортные; страховые, инжиниринговые; лизинговые и др.
 

Ø                 По характеру собственности фирмы делятся на: государственные; государственно-частные; частные. 
 
Ø                 По принадлежности капитала фирмы делятся на: национальные; смешанные; международные.

18. Организационно правовые  формы предпринимательства

1. Товарищество (партнерство) – это организационная  форма предпринимательства,

когда и организация  производственной деятельности, и формирование уставного

капитала осуществляется совместным усилием двух или более  лиц (физических и

юридических).

1.1 полное товарищество  относится к категории

нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничения

ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, именуемые

полными товарищами, несут ответственность всем своим  имуществом.

1.2 Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором

наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества

предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества

своим имуществом (полными товарищами, комплементариями), имеется один или

несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков,

связанных с  деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов

и не принимают  участия в осуществлении предпринимательской  деятельности.

2. Хозяйственное общество – это коммерческая

организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими

физическими или юридическими лицами путем внесения своих долей (или  полной

величины  уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо).

общество с  ограниченной ответственностью (ООО)

-         общество с дополнительной ответственностью

-         закрытое акционерное общество (ЗАО)

-         открытое акционерное общество (ОАО)

3. Корпорации типа «S».              представляет собой

санкционированную законом особую форму компании, имеющую  черты корпорации, но

облагаемую налогом  как индивидуальные частные предприятия  и товарищества.

Компания должна

удовлетворять следующим требованиям:

-         иметь не более 35 акционеров

-         иметь акционеров, представляющих  собой физические лица или  право

собственности, и являющихся гражданами или лицами, постоянно проживающими в

США

-         иметь только один класс акций  в обращении

-         не владеть 80 или более процентами  акций другой корпорации

-         не иметь более 25 процентов  дохода из пассивных источников

(арендная плата,  банковские проценты и т.д.)

4. Производственный

кооператив (артель)–  это коммерческая организация со статусом юридического

лица, представляющая собой  добровольное объединение  граждан для совместной

(посредством  объединения собственности и усилий) производственной или иной

деятельности.

5. Гос. предприятия

19. Издержки производства  фирмы: определение  и виды

Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства.

Частные и общественные издержки

Если они исследуются  с точки зрения отдельной фирмы (отдельного производителя), речь идет о частных издержках. Если же издержки анализируются с точки зрения общества в целом, то возникают внешние эффекты и, как следствие, необходимость учета общественных издержек.

Общественные издержки = Частные издержки + Внешние эффекты

Постоянные  переменные и общие издержки

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Альтернативные  издержки

Бухгалтерские и экономические издержки

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки

Явные и неявные издержки

Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

В число явных  издержек входят:

  • заработная плата рабочим
  • денежные затраты на покупку и аренду станков, обордования, зданий, сооружений
  • оплата транспортных расходов
  • коммунальные платежи
  • оплата поставщиков материальных ресурсов
  • оплата услуг банков, страховых компаний

Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.

Неявные издержки могут быть представлены как:

  • денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов
  • для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)

Возвратные  и невозвратные издержки

невозвратные издержки — это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования.

Постоянные издержки— это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.

К постоянным издержкам относятся:

  • оплата процентов по банковским кредитам;
  • амортизационные отчисления;
  • выплата процентов по облигациям;
  • оклад управляющего персонала;
  • арендная плата;
  • страховые выплаты;

Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы.

К переменным издержкам относятся:

  • заработная плата
  • транспортные расходы
  • затраты на электроэнергию
  • затраты на сырье и материалы

Общие (валовые) издержки

Общие (валовые) издержки— это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

20. Государственное регулирование экономики: необходимость, типы, принципы, цели, методы

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:

  • Фискальную политику (бюджет, налоги)
  • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
  • Регулирование внешней торговли
  • Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
  • Денежно-кредитная( монетарная ) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель- поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования  разделяются на:

  • Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
  • Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
  • Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования

  • Государственные целевые программы (социальные)
  • Прогнозирование
  • Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и  на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.

21. Финансы: определение  и функции

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических  формациях.

Финансы - это  определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источниками указанных фондов являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход. 
Итак, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, как и любой экономической  категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отде-лы).

Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач. 
Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

22. Гос  бюджет  и его составные  части

Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства (включая средства государственных целевых фондов), предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года.

Его составными частями являются местный бюджет, государственные целевые фонды, республиканский бюджет и бюджет Республики Х.

Местный бюджет - часть Государственного бюджета, составляющая фонд денежных средств соответствующей  области, района, города, предусматривающий  источники доходов и размеры  поступлений из них, а также направления  расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового год.

Государственные целевые фонды - фонды, консолидируемые  в составе Государственного бюджета, для каждого из которых законодательством  определены источники средств, нормы  и условия поступления средств из каждого источника, а также цели, на которые эти средства могут быть использованы.

Республиканский бюджет - часть Государственного бюджета, используемая на финансирование мероприятий  общегосударственного характера, предусматривающая  источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года.

Бюджет Республики Х- часть Государственного бюджета, составляющая фонд денежных средств  Республики Каракалпакстан, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года.

23. Налоговая система:  определение, элементы  налога, формы и  виды налогов

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.

основные (обязательные) элементы налогообложения:

 
1) объект налогообложения; 
2) налоговая база; 
3) налоговый период; 
4) налоговая ставка; 
5) порядок исчисления налога; 
6) порядок и сроки уплаты налога; 
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства. 
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам: 
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; 
2) ответственность за налоговые правонарушения; 
3) налоговые льготы.

Дополнительные  элементы налогов, которые не предусмотрены в в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства: 
1) предмет налога; 
2) масштаб налога; 
3) единица налога; 
4) источник налога; 
5) налоговый оклад; 
6) получатель налога.

Виды и формы  налогов:

24. Инфляция: определение,  причины, измерение,  виды, последствия

Инфляция  ( inflation, лат.- вздутие) - это систематический рост цен на подавляющее большинство товаров и услуг, связанный с падением покупательной способности денег и измеряемый в индексах цен - показателях изменений среднего уровня цен за определенный период.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен.

К важнейшим  инфляционным причинам роста цен  можно отнести следующие:

1. Диспропорциональность  - несбалансированность государственных расходов и доходов, т.е. дефицит государственного бюджета.

2. Инфляционно опасные  инвестиции - преимущественно милитаризация экономики.

3. Отсутствие чистого  свободного рынка  и совершенной  конкуренции как  его части.

4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

5. Инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.

Виды  инфляции

1. Умеренная. Цены растут на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.

2. Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.

3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная и несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.

Также выделяют ожидаемую инфляцию и неожидаемую  инфляцию.

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатам действий правительства. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

Последствия:

- Инфляция снижает  покупательную способность денежной  единицы,

- перераспределяет  доходы, уменьшая их у получателей  фиксированных доходов и увеличивая  их у других групп населения,

- ухудшит положение  землевладельцев, получающих фиксированную  ренту, потому что с течением  времени они станут получать  денежные единицы, имеющие меньшую стоимость,

- Люди, живущие  на нефиксированные доходы, могут  выиграть от инфляции. Номинальные  доходы таких семей могут обогнать  уровень цен или стоимость  жизни, в результате чего их  реальные доходы увеличатся.

С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.

Инфляция может  также обесценить вклады владельцев сбережений. Во время инфляции уменьшается  реальная стоимость срочных вкладов  в банке страховых полисов, ежегодной  ренты и других бумажных активов  с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.

25. Кредит: определение и формы

Креди́т (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) или кредитные отношения общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости

В зависимости  от вещественной формы ссуженной стоимости выделяют товарную, денежную и смешанную формы кредита.

Товарная  форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Данная форма исторически существовала до появления денежных отношений. Эквивалентом для обмена являлись отдельные товары (меха, скот, зерно и пр.), а кредиторами были субъекты, обладавшие излишками предметов. Возвращать надлежало аналогичное имущество с оговоренным или естественным (для скота, зерна, птицы) приращением. В современных условиях товарной формой кредита является поставка товаров с отсрочкой оплаты (обычно от производителя в адрес торговой организации), продажа в рассрочку, аренда (прокат) имущества, лизинг оборудования, товарная ссуда, некоторые варианты ответственного хранения.

Денежная  форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег. Денежная форма является преобладающей в современных условиях экономики. Данная форма кредита активно используется всеми субъектами экономических отношений (государством, предприятиями, отдельными гражданами) как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте[1]. В денежной форме кредита нет эквивалентного товарно-денежного обмена, а есть передача стоимости во временное пользование с условием возврата через определённое время и, как правило, с уплатой процентов за пользование ей.

Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара. Последний вариант часто используется в международных расчётах, когда за полученные денежные ссуды расчёт производится поставками товаров. Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме.

26. Кредитная система  и ее структура

КС -  совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставление их в ссуду.

Современная кредитная  система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных  звеньев, или ярусов:

I.          Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

II.        Банковский сектор:

♦          коммерческие банки, .

♦          сберегательные банки,

♦          инвестиционные банки,

♦          ипотечные банки,

♦          специализированные торговые банки, банкирские дома.

III.       Страховой сектор;

♦          страховые компании,

♦          пенсионные фонды.

IV.       Специализированные    небанковские    кредитно-финансовые институты:

♦          инвестиционные компании,

♦          финансовые компании,

♦          благотворительные фонды,

♦          трастовые отделы коммерческих банков,

♦          ссудо-сберегательные ассоциации,

♦          кредитные союзы.

27. Ценные бумаги, их  виды

Ценной бумагой  является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Таким образом, ценная бумага - строго формальный документ.

Виды:

Акция - Экономическое  определение — это ценная бумага, удостоверяющая единичный вклад  в уставный капитал коммерческого  товарищества с вытекающими из этого  правами для ее владельца.

Облигация - это  ценная бумага, удостоверяющая единичное долговое обязательство эмитента (государства или любого другого юридического лица) на возврат его номинальной стоимости через определенный срок в будущем на условиях, устраивающих его держателя.

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством — вексельным правом;

  • простой вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство (обещание) должника уплатить указанную в нем сумму денег векселедержателю через определенный срок времени;
  • переводной вексель — это ценная бумага, удостоверяющая предложение должнику уплатить указанную в ней сумму денег обозначенному в ней лицу через определенный срок.

Чек - ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. Чек представляет собой разновидность переводного векселя, который выписывается только банком.

Банковский сертификат — ценная бумага, представляющая собой свободно обращающееся свидетельство о денежном вкладе (депозитном — для юридических лиц, сберегательном — для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок в будущем.

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой документ стандартной формы, принятой в международной практике, на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.

Закладная - это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.

Инвестиционный пай - именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

28. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа

Ры́нок  це́нных бума́г, фо́ндовый ры́нок (англ. stock market, англ. equity market) — составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги.

Существует множество  способов классификации рынков ценных бумаг:

По характеру  движения ценных бумаг (первичный, вторичный).

По виду ценных бумаг (рынок облигаций, рынок акций, рынок производных финансовых инструментов).

По форме организации (биржевые и внебиржевые).

По территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки).

По эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг  и т. п.).

По срокам (рынок  кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).

По видам сделок (кассовый рынок - подразумевает мгновенное исполнение сделок, форвардный рынок и т. д.).

По отраслевому  принципу.

Классификация по характеру движения ценных бумаг

Первичный рынок (англ. primary market) — рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг.

Вторичный рынок (англ. secondary market) — место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку.

Третий  рынок (англ. third market) охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи[источник не указан 344 дня].

Четвёртый рынок (англ. fourth market) — это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами.

Правовое регулирование  рынка ценных бумаг является объектом изучения предпринимательского и гражданского права.

Фо́ндовая би́ржа — организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Задачи фондовой биржи

1 Предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;

2 Выявление равновесной биржевой цены;

3 Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности;

4 Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов;

5 Обеспечение арбитража;

6 Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале;

7 Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

29. Рынок земли и  земельная рента

Рынок земли  формирует условия, стимулирующие  эффективное использование земли, и вынуждает отдельных субъектов  отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.

Земе́льная ре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия

 Дифференциальная  рента — дополнительный доход,  получаемый за счет использования  большей плодородности земли  и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента возникла как результат ограниченности земли: цена производства сельскохозяйственного продукта определяется условиями производства не на средних и лучших участках, а на худших, т. к. продукт только лучших и средних участков недостаточен для покрытия общественного спроса. В результате образуется дополнительная прибавочная стоимость, представляющая собой разность между ценой производства на худших участках (общественная цена производства) и индивидуальной ценой производства на средних и лучших участках. Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

К ренте земельной  относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков. В добывающей промышленности образуется прежде всего дифференциальная рента, т. к. при добыче полезных ископаемых издержки производства каждой единицы продукции и доставки ее на рынок неодинаковы и находятся в зависимости от богатства недр и от месторасположения угольных шахт, нефтяных промыслов и т. д. Ввиду ограниченности земли общественная цена производства этих товаров регулируется издержками производства на худших (с точки зрения добычи полезных ископаемых) землях. Поэтому на лучших участках образуется дифференциальная рента - разность между общественной и индивидуальной ценой производства. 
 

30. Рынок труда и  заработная плата

Рынок труда - сфера  формирования спроса и предложения  на рабочую силу. Через рынок труда  осуществляется продажа рабочей  силы на определенный срок. Особенность  рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.[1]

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.[1]

Отношения на рынке  труда регулируются общественными  и государственными институтами.

Заработная плата  как плата за труд выдвигается  на первый план потому, что среди  всех экономических ресурсов это  наиболее дорогостоящий элемент, но и по той причине, что для большинства населения это, по-существу, единственный или по крайне мере, главный источник дохода.  

Ставка заработной платы является самой важной ценой  в экономике. Современная экономическая  теория определяет заработную плату  как цену труда. Заработная плата — цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы. Ставка заработной платы — цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Следует различать номинальную и реальную ставку заработной платы. Номинальная заработная плата — сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Номинальная заработная плата дает представление об уровне дохода работника, но никак не характеризует уровень его благосостояния. Реальная заработная плата — масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Величина реальной заработной платы прямо пропорциональна номинальной и обратно пропорциональна уровню цен. Рассчитывается реальная заработная плата следующим образом:

WP = WH/JP

где WP - реальная заработная плата; Wh - номинальная заработная плата; JP - индекс цен.

31. Спрос на деньги  и их предложение

Спрос на деньги и их предложение относят к  наиболее сложным категориям рыночной экономики. Это связно со сложностью экономической природы самих  денег, неоднозначностью их роли в разных экономических процессах.

Различают несколько  видов спроса на деньги: спрос на деньги со стороны сделок; спрос на деньги со стороны активов; общий спрос.

Первый отражает спрос населения, предприятий и  других субъектов рынка на деньги как средство обращения, т.е. для  приобретения товаров и услуг.

Во втором случае имеется в виду спрос на деньги как средство сбережения.

Общий спрос  на деньги определяется как сумма  спроса на деньги со стороны сделок и со стороны активов. На денежном рынке, где сталкиваются спрос и  предложение, спрос на деньги является величиной более устойчивой и предопределенной стоимостью валового национального продукта и процентной ставкой.

Спрос на деньги - это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок, для  осуществления финансовых операций по приобретению государственных и иных ценных бумаг

Предложение денег  тесно связано с достигнутым  уровнем развития экономики, номинальным  объемом валового внутреннего продукта, а также с возможностями его  роста. Формирование предложения денег - важная сфера денежно-кредитной политики Центрального банка.

Одной из главных  категорий денежного предложения  является выручка, т.е. поступление  денег на счета в банках. От умелого  управления и регулирования процессов  формирования и использования выручки  как на макро-, так и на микроуровне зависит устойчивость денежного обращения.

Общим условием полной реализации экономического воздействия  денег на развитие рыночной экономики  являются устойчивость и эластичность денежного обращения.

32. Национальная экономика  и показатели ее измерения

Национальная  экономикаисторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Цели национальной экономики 
     Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики.

др.  цели: 
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства.

2. Стабильность  цен.

3. Поддержание  внешнеторгового баланса.

4. Высокий уровень  занятости.

Национальная  экономика как целостный организм характеризуется следующими

признаками:

1. Общее экономическое  пространство с единым законодательством,  единой

денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных  экономических связей между хозяйственными  субъектами с

общим воспроизводственным  контуром.

3. Территориальная  определенность с общим экономическим  центром, который

выполняет регулирующую и координационную роль.

Показатели функционирования национальной экономики:

1.Экономический  рост экономики.

2.Производство  ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний

продукт).

3.Производство, распределение и использование  национального дохода

(использование  и перераспределение).

4.Производительность  общественного труда.

5.Занятость населения.

6.Уровень безработицы.

7.Жизненный уровень  населения.

8.Доходы, з/плата.

9.Номинальная  и реальная з/плата.

10.Денежное обращение.

11.Инфляция.

12Торговый и  платежный баланс.

13.Внешнеэкономическая деятельность. 

33. ВВП и способы его измерения

Валово́й  вну́тренний проду́кт рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

1 номинальный— выражен в текущих ценах данного года.

2 реальный— выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.

3 отношение номинального ВВП к реальному ВВП называется дефлятором ВВП.

4 фактический  ВВП — это ВВП при неполной занятости — это ВВП, который отражает реализованные возможности экономики.

5 потенциальный  ВВП — это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики.

Способы измерения валового внутреннего продукта (ВВП)

 

 

Для расчета  ВВП может быть использовано три метода:

  1. по расходам (метод конечного использования)

При подсчете ВВП  по расходам суммируются:

расходы домохозяйств  + расходы + расходы  государства  + расходы иностранного сектора

  1. по доходам (распределительный метод)

 ВВП по  доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация

  1. по добавленной стоимости (производственный метод).
34. Экономический рост: показатели, факторы, типы

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - постоянное увеличение объемов  товаров и услуг, произведенных  за определенный период времени (обычно за год). Может измеряться как в  физическом выражении (тонны, метры, штуки  и т. д.), так и в стоимостном.

Различают два  типа экономического роста — «экстенсивный» и «интенсивный». 
Экстенсивное увеличение производства товаров и услуг происходит за счет привлечения дополнительных факторов производства — земли, труда и капитала, при этом их качественный и технический уровни остаются неизменными.

Предпочтительнее интенсивный тип экономического роста , при котором увеличение производимых благ достигается за счет роста производительности труда на совершенствующейся технической базе и белее эффективного использования всех факторов производства.

В развитии современного производства факторы экстенсивного  и интенсивного роста «соседствуют», соединяются, сочетаются.

Факторами экономического роста называются те явления и  процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

К ним обычно относят: 
- труд; 
- землю; 
 
- капитал; 
- предпринимательскую способность; 
- научно-технический прогресс.

Интенсивные факторы:

1   ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.); 
2 повышение квалификации работников; 
3 улучшение использования основных и оборотных фондов; 
4 повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации. 
 Экстенсивные факторы: 
1  увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии; 
2 увеличение числа занятых работников; 
3 рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.

В качестве обобщающих показателей выступают показатели результатов функционирования национальной экономики: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП). Эти показатели формируют систему национальных счетов (СНС), представляющую собой систему экономической информации, используемую во всем мире для описания и анализа хозяйственной деятельности. ВВП- характеризует стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, созданную в географических пределах данной страны вне зависимости от национальной принадлежности экономических ресурсов. ВНП - также характеризуется стоимостью конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, но только созданную с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

35. Цикличность экономики: фазы, продолжительность

Развитие рыночной экономики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпами, а в ряде случаев (например, в России) развитие экономики может  иметь отрицательный знак, что означает падение производства.

ЦЦикличность- это  всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как  единого целого. Она выражает неравномерность  функционирования различных элементов  национального хозяйства, смену  революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наиболее характерная черта цикличности - движение- происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность - форма прогрессивного развития.

В цикле экономика  проходит определенные фазы (стадии), каждая из которых характеризует конкретное состояние экономической системы. Это - фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема.

Кризис- это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного спроса хозяйственных субъектов.

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы  и отрасли экономики.

Промежуточный кризис, в отличие от циклического, не является продолжительным и глубоким, охватывает не все сферы и носит  локальный характер.

Частичные кризисы  сопряжены с падением экономической  активности в рамках крупных сфер деятельности.

Отраслевой кризис возникает в результате действия как внешних причин (рост цен на сырье энергоносители, дешевый импорт, приток рабочих-эмигрантов и др.), так и внутренних (старение отраслей, появление новых, изменение отраслевой структуры.).

Структурные кризисы  связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются  несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям процесса общественного производства.

Депрессия, или застой,- на этой фазе наступает определенная стабилизация. Падение макроэкономических показателей - ВВП, объема промышленной продукции и других останавливается. Цены, заработанные платы, безработица стабилизируются на определенном уровне.

Оживление связано с активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объемов производства, повышением уровня цен, прибыли и процентных ставок, приспособлением экономики к вновь формируемому уровню цен. В производство втягиваются другие предприятия.

Подъем  определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий.

   


Информация о работе Шпаргалка по "экономике и экономической теории"