Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:31, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 100.75 Кб (Скачать документ)

 3. Метод экономики.

 Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово «метод» происходит от греческого metodos, что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания.

 На  разных этапах развития в экономической  теории использовались различные методы исследования (формально-логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Поэтому характеристику основных черт метода экономической теории начнем с анализа его простейших приемов, играющих решающую роль на ранних этапах развития науки.

 Первым  методом, который использовала экономическая  наука, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

 Простейшей  категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение  представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. Он утверждает, что если свойство принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу. Это называется аксиомой силлогизма.

 Формальная  логика разработала обширный набор  методов и приемов познания. Важнейшие  из них – это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

 Анализ  – это метод познания, состоящий  в расчленении целого на составные  части, синтез – метод, состоящий  в соединении отдельных частей в единое целое. Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению начала исследования.

 Аналогичными  недостатками обладают и индукция с  дедукцией. Индукция – это метод  познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Слабость индукции в том, что она не может строго обосновать общее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности. Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку.

 Важную  роль в формальной логике играет сравнение  – метод, определяющий сходство или  различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.

 Аналогия  – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств  с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом. Если и имеют общие свойства и имеет свойство , то и имеет свойство . Аналогия – это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Многие открытия в политической экономии были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном. Это позволило ему построить первую макроэкономическую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез. Она существенно облегчает понимание сложных процессов, являясь основой научного моделирования. Нередко аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив направление дальнейшего исследования.

 Гипотеза  – это метод познания, заключающийся  в выдвижении научно обоснованного  предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

 Качественно новый этап развития экономической  науки связан с применением диалектического  метода. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития.

 Исторический  метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод – историческим, взятым в необходимости (т.е. освобожденным от случайной исторической формы).

 Системный метод исследования – детище XX в., однако, предпосылки его возникновения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шрёдер – первую систему математической логики.

 

 5. Экономические системы.

 Человеческое  общество в своем развитии использовало и использует различные экономические  системы, среди которых выделяют традиционную, рыночную, командную (или централизованную) и смешанную экономики.

 Традиционная  экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти  традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня, а некоторых так называемых слаборазвитых странах, куда технический прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

 Рыночная  экономика характеризуется частной  собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить, определяют рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов.

 Производитель стремится производить («что?») ту продукцию, которая удовлетворяет потребности  покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько  за него заплатить денег.

 Поскольку в условиях свободной конкуренции  установление цен от производителя не зависит, то на вопрос «как?» производить хозяйственник отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше и по низкой цене. На решение этой задачи направлена технология и организация производства, использование технического прогресса, различные методы управления.

 Вопрос  «для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

 В такой  экономической системе правительство  не вмешивается в экономику. Его  роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих  функционирование свободных рынков.

 Командная или централизованная экономика  является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного) планирования. Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме  производить; выделяются определенные ресурсы, техника, рабочая сила, материалы и др., что определяет решение вопроса, как производить; указываются не только поставщики, но и покупатели, т.е. решается вопрос, для кого производить. Выделение ресурсов предприятию осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство товаров постоянно отрывается от потребностей членов общества.

 Смешанная экономика предполагает использование  регулирующей роли государства и  экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

 Современный мир характеризуется широким  разнообразием смешанных моделей. Например, известна шведская система, в которой сердцевиной является социальная политика. Японская модель экономики характеризуется развитым индикативным (рекомендательным) планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

 

 9. Предложение. Закон предложения.

 Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке.

 Объем предложения представляет количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (день, месяц, год) по определенным ценам.

 Иначе говоря, предложение – это желание  и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи  в зависимости от их цены.

 Предложение, как и спрос, характеризуется  с помощью шкалы и графика. В них представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой из данного ряда цен в конкретный временной период.

 К основным неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; конкуренция (количество продавцов на рынке).

 Все эти факторы приводят к изменению  предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.

 Проанализируем  перечисленные факторы более подробно. Цены на ресурсы. Ресурсы делятся на постоянные и переменные. К постоянным относят основной капитал (затраты на станки, машины, оборудование, здания, сооружения и т.п.), переменным ресурсам – затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т.д. При этом, чем больше объем основного капитала, тем (при прочих равных условиях) больше величина предложения любом уровне цен. Однако и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах акцент делается на влиянии переменных производственных ресурсов, определяющих издержки производства. Изменение стоимости любого из производственных ресурсов, включая стоимость сырья, материалов, топлива или заработную плату, сдвинет кривую предложения. Если цена на такие ресурсы падает, то фирмы будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что производитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.п., а значит, может увеличить масштабы своего производства.

 

 Рис.2.5. Смещение кривых предложения

 Кривая  предложения сместится вправо, т.е. предложение товара выросло  . При высоких ценах на ресурсы кривая предложения сдвинется влево .

Технология  производства. Под технологией понимается набор известных  способов, приемов  или методов производства товара или услуги.

 Любое усовершенствование технологии, создающее  возможности для удешевления производства и сбыта продукции, приводит к увеличению объема ее предложения при любой цене. Словом, продвижения в технологии сдвигают кривую предложения вправо . Если происходит удорожание производства, кривая предложения смещается влево .

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"