Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:56, шпаргалка

Описание

БИЛЕТ 1
Региональная экономика это наука, которая сформировалась на стыке экономических и географических наук. Становление региональной экономики как отрасли экономической науки было вызвано насущной потребностью национального хозяйства, необходимостью совершенствования территориального планирования, решения актуальных проблем перспективного развития региональной системы хозяйства страны и ее управления.
Возникновение региональной науки определяется серединой ХХ в. (конец 40-х – середина 50-х гг.). Термин «региональная наука» ввел в научный оборот американский экономист У. Айзард. В 1966 г. он определил региональную науку как новое междисциплинарное поле внутри системы социальных наук, которое опирается на теорию и достижения других социальных дисциплин.

Работа состоит из  1 файл

региональная экономика.docx

— 55.63 Кб (Скачать документ)

Одним из главных  факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем  понимании инфраструктура как категория  региональной экономики есть сочетание  действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы для нормального функционирования, как производства, так и для  жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

- социальная  инфраструктура – элементы, связанные  с обслуживанием населения и  составляющие материальную базу  таких сфер, как здравоохранение,  просвещение, культура, отдых, спорт,  розничная торговля и т.д.;

- производственная  инфраструктура – элементы, связанные  преимущественно с производством,  хотя они частично и обслуживают  население, представленные такими  отраслями, как транспорт, связь,  электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации,  складское хозяйство, очистные  сооружения, гостиничное хозяйство,  банковское и страховое обслуживание, наука, деловой сервис и т.д.

Общим для обеих  групп является то, что они имеют  вспомогательное обслуживающее  значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом  смысле инфраструктура обладает тремя  важными характеристиками:

- все составляющие  ее отрасли не создают материальных  продуктов, а предоставляют услуги  производственного и непроизводственного  характера, поэтому затраты на  создание инфраструктуры (весьма  существенные) могут окупиться лишь  после того как начнут давать  продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

- современное  производство не может развиваться  в данном конкретном районе, если  он предварительно не обустроен,  т.е. создание инфраструктуры  должно опережать хозяйственное  освоение территории;

- уровень развития  инфраструктуры определяет в  каждый данный момент возможности  экономического развития региона.

Каждый элемент  инфраструктуры более или менее  четко поддается количественному  учету (мощность, пропускная способность  и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность  принять новые отрасли и предприятия  без существенных сопряженных затрат определяется наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий  в регион и, следовательно, его развитию.

От степени  развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность  размещаемого в каждом конкретном месте  производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для  создания нового предприятия, поэтому  объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых  для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании  всех инфраструктурных сооружений, может  явиться главным средством дальнейшего  развития промышленной агломерации  до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно  капиталоемким, при этом большая  часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто  является убыточным. В этой связи  распространенной во всем мире практикой  является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или «общественными» организациями. Государство вынуждено финансировать  такие сооружения, поскольку без  них невозможны расширенное воспроизводство  и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение  каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс  размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное  рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так  как необходим одновременный  учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это  означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых  может быть реализован критерий эффективности

БИЛЕТ 9

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; 
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще  консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система  РФ построена на основе следующих  принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

БИЛЕТ 10

   Финансовой  базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

   Региональные  бюджеты являются одним из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов общественного  производства. Через эти бюджеты  общественные фонды потребления  распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом программы повышения  народного благосостояния.

   Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется  в их назначении. Эти бюджеты выполняют  следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов  власти; распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

   Важное  значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

   Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную  систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть  общественных фондов потребления. При  этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных  средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. В  настоящее время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.

   Внебюджетный  фонд местного органа власти может  формироваться за счет:

  • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;
  • доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;
  • привлечения на добровольной основе средств предприятий, колхозов, кооперативов, других общественных организаций и граждан;
  • штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.
 

БИЛЕТ 14

Конституция Российской Федерации закрепляет положение, что наша страна является федеративным государством. Иначе говоря, в Российской Федерации реализуется такая  система государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены (субъекты федерации) имеют собственные предметы ведения (полномочия), собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и  — что особенно важно – собственное  административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

По действующей  Конституции в нашей стране могут  формироваться шесть типов субъектов  федерации: 
• республики; 
• края; 
• области; 
• города федерального значения; 
• автономные области; 
• автономные округа.

Эти субъекты Российской Федерации абсолютно  равноправны и территории каждого  из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами.

Дальнейшее  территориальное деление страны регламентируется уже законами субъектов  Российской Федерации, иначе говоря, каждый субъект вправе устанавливать собственное территориальное деление, а федеральные законы предписывают только общие принципы организации территорий. В частности, для субъектов Российской Федерации предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по двухуровенному принципу.

Муниципальными  образованиями первого уровня являются городские округа и муниципальные районы, а муниципальными образованиями второго уровня – городские и сельские поселения. При этом вся территория субъекта федерации по возможности должна быть поделена между поселениями.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"