Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:15, шпаргалка
01. Сейчас сущ-ют две осн. конц-ии происх-ния денег: рационалистическая и эволюционная.
1)использ субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций. Впер¬вые была сформулирована древнегреческим философом и уче¬ным Аристотелем. Сторонники считают, что затруднения при обмене в бартертерной эк-ке привели к заключ. согл-ния м/у людьми об исп-нии ед-цы счета, стандар. ср-ва обр-ния, а затем это соглаш. было закр-но законом. Согласно рацио¬налистической концепции, деньги являются продуктом созна-ния людей, а не объективного развития процессов производства и обмена.
2)Эволюц конц. (автор – Маркс) использ. историко-материалистич. подход: деньги являются объек-ным результ-ом разв. проц-са тов-го обмена, кот. привел к выделению товара, кот. начал вып-нять денежные фун-ии. К. Маркс выделил 4-е формы стоим-ти:
- Простая форма стоим-ти соответствует самой ранней стадии развития обмена, когда он носил случайный характер, а объектом меновых сделок становились, как правило, продукты, которые по каким-либо причинам оказывались в избытке..
- Полная ф-ма стоим-ти соответствует этапу развития обмена, когда он стал уже достаточно регулярным, но процесс образования постоянно функционирующих региональных рынков еще не был завершен.
- Всеобщ ф-ма стоим-ти этапу развития обмена, когда на региональных рынках произошло выделение специфических товаров, за которыми закрепились функции всеобщего эквивалента.
- Денежная ф-ма стоим-ти пришла на смену всеобщей форме с развитием региональных рынков и международной торговли, когда в качестве всеобщего эквивалента стали использовать благородные металлы, в основном золото и серебро.
Предпосылки появл денег: общ-ное раз¬д-ние труда и экон-ая обособ-сть товаропроизво¬д, переход от одной ф-мы стоим-ти к другой связан с расширением обмена и углубл внутрен противореч тов.Роль гос-ва является формальной и отражает объективную потребность в совершенствовании форм денег законам. С этих позиций происхождение денег объяс¬няется объективными закономерностями развития воспроиз-водства.
02. Наиб распрост-ной является след-щая хар-ка сущ-ти денег: деньги — это историч катег-ия тов-го произва, в кот. проявляются эконом отнош м/у людьми. Деньги – всеобщ. эквивалент товаров, способный непосред обмен-ся на любой товар или услугу.
Cущность денег проявл в выполн ими своих фун-ий — меры стоим-ти, ср-ва обращ, ср-ва платежа, ср-ва накопл и мировых денег.
Металлистическая теор денег (Т. Мэн, У. Стэффорд) XVI— XVII вв. основ на взглядах меркантилистов: богатство это деньги, а деньги — драг. металл. Богатство на-ции – накопление золота и серебра, а источ¬ник бог-ва страны – внешняя торг-ля. Основ полож метал теор денег: а) деньги-товар, а денежное обращениеие — товарн обмен; б) деньгами являются только благ. металлы; в) стои-сть денег – естественное свойство драг. металов;
Функции: меры стоимости, образования сокровищ и мировых денег.
Номиналистическая теор денег (Д. Стюарт, Д. Беркли)XVII—XVIII вв. Основные положения: любые деньги — метал, бумаж и кредит — усл. номинальные знаки, лишенные внутрен стоим-ти. Деньгами они являются вследствие принятия законодательных актов. Функцией денег явл ф-ция ср-ва обращ, в кот деньги выступ, как посредник при обмене товаров.
Кол-ная теор денег (Монтескье, Юм) XVI в. Основные положения: все формы денег, включая металлические деньги, лише¬ны внутренней стоимости; стоимость любых форм денег и уровень товарных цен за¬висят от кол-ва денег в обращ: с увелич кол-ва денег их сто-сть уменьш, а цены на товары растут, и наоборот. Функции: ср-ва обращения (деньги выполняют только посредническую роль в экономике и не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспр-во). Ур-ние обмена М•V=Р•У.
47.
Центральный банк – это привилегированное и элитарное финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Различают два пути создания центральных банков – посредством исторического закрепления денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией либо посредством учреждения государством эмиссионного банка.
Появление первых центральных банков относят к концу ХVII века. В тот период функции, выполняемые центральным банком, были почти тождественны функциям обычного банка, их особенность была главным образом в кредитовании правительства. Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.
Под независимостью ЦБ понимается особая форма государственного контроля за состоянием данной сферы в стране. Независимость ЦБ определяется следующими элементами:
В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:
Из совокупности операций центрального банка можно выделить следующие:
- Кредитование.
- Расчетное
и кассовое обслуживание
- Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами.
- Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами.
- Операции на рынке ценных бумаг.
- Активные депозитные операции (операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк).
50.
Со стороны ЦБ государственное регулирование банковской деятельности производится посредством: процедур государственной регистрации и ликвидации кредитных организаций, установления запретов и ограничений, экономических нормативов, установления экономических санкций за нарушения предъявляемых требований, надзора за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, определения порядка организации внутрибанковского контроля и аудита, лицензирования банковских операций.
Система надзора представляет собой совокупность экономических и административных мер, финансовых и юридических инструментов, используемых для поддержания безопасности и повышения эффективности банковской деятельности.
Надзор
за коммерческими банками
В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка; предельный размер неденежной части уставного фонда и т.д.
Центральные банки ряда стран (Россия, Республика Беларусь и др.) обладают правом инициировать процесс ликвидации кредитных организаций.
Центральные банки используют не только экономические методы взаимодействия с кредитными организациями, но и административные. В том числе, возможна передача проблемного банка в доверительное управление, наложение запрета на проведение отдельных банковских операций, отзыв, приостановление лицензии, требование замены руководителей и главного бухгалтера, наложение штрафа и другие меры.
Форма образования банка может быть разной: акционерное общество, унитарное предприятие. Учредителями банка выступают юридические и физические лица.
Коммерческие банки РБ имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Нац. банке. До государственной регистрации коммерческий банк должен в полном объеме сформировать уставный фонд. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей. Минимальный размер уставного фонда устанавливается обычно ЦБ. Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. В отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Нац. банком.
Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Нац. банк РБ ряд документов: заявление о гос. регистрации; устав банка; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме и т.д. Для регистрации и получения лицензии иностранному банку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории РБ.
Рассмотрение документов для решения вопроса о регистрации банка должно осуществляться не более двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Нац. банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Нац. банка.
При положительном решении вопроса о регистрации банка отдел лицензирования производит соответствующую запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает руководителю банка удостоверение и свидетельство о государственной регистрации.
Банковским законодательством определен ряд причин, по которым банку может быть отказано в регистрации. Решение Нац. банка об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано учредителями (участниками) банка в судебном порядке.
52.
Кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализир. (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Специализир. кред.-финансовые организации, обслуживают главным образом ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. К ним можно отнести: лизинговые фирмы, кредитные союзы, инвестиционные компании, факторинговые компании, инкассаторские фирмы, финансовые компании, страховые общества, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и т.д.
Небанковские
организации ориентируются либо
на обслуживание определенных типов
клиентуры, либо на осуществление конкретных
видов кредитно-расчетных и
По законодательству РБ небанковская кредитно-финансовая организация - это юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским Кодексом РБ, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций: привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет в кредиты; открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц.
При создании небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено законодательством.
53.
Лизинговые компании – организации, фирмы, осуществляющие лизинговые операции. Лизинговые фирмы могут быть специализированными и универсальными. Специализированные компании имеют дело с одним товаром или группой однородных товаров. Универсальные компании передают в аренду самые разнообразные объекты.
Участниками (учредителями) лизинговой компании могут быть организации, предприятия, банки, ассоциации и т.п. путем объединения их вкладов на основе учредительного договора. В счет вкладов в уставный фонд фирмы могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, денежные средства, иное имущество.
Отношения по поводу лизинга между его субъектами определяются лизинговым договором (контрактом). При определении срока лизинга, срока действия лизингового договора (контракта) учитывается ряд моментов:
За пользование объектов лизинга лизингодатель взыскивает с пользователя лизинговые платежи, размер кот. определяется договором. Цена договора лизинга устанавливается исходя из суммы инвестиц. расходов лизингодателя, связанных с исполнением дан. договора, и дохода.
По окончании договора лизингополучатель имеет право выбора из следующ. возможностей:
Инвестиционные компании (фонды) представляют собой разновидность кредитно-финансовых организаций, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юридических лиц в целях получения прибыли.
Инвестиционные фонды выпускают свои собственные долговые обязательства, а на вырученные от их продажи средства приобретают долговые обязательства или ценные бумаги, выпущенные другими. Доходы, полученные инвестиционными фондами от купленных ценных бумаг других физических лиц, передаются затем держателям акций инвестиционных фондов (за вычетом платы на компенсацию расходов за услуги).
Основная цель инвестфондов выступать посредниками между населением и приватизируемыми предприятиями, а также рычагом вовлечения населения в инвестиционную деятельность, в обеспечении коллективного инвестирования.
Значение инвестиционных фондов состоит в решении следующих важнейших задач:
Учредителями специализированных инвестиционных фондов являются как предприятия и организации, образованные на основе негосудрственного капитала, так и арендные, приватизированные, совместные предприятия, а также коммерческие банки и физические лица.
54.
Финансовые компании относятся к разряду финансовых посредников. Финансовые компании привлекают средства путем депозитных операций, выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций и облигаций или заимствуя средства у банков. Они располагают также денежными и материальными взносами учредителей, доходами от своих операций.
Существует несколько видов финансовых компаний: работающие с ценными бумагами, торговые, потребительские и компании по работе в сфере бизнеса: