Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
1) человек ориентирован не только на цели, но и на самовыражение;
2) он мотивирован к повышению самоуважения;
3) человек отождествляет себя с системой ценностей, признаваемой обществом.
Формы принуждения В. Радаева
Принуждение - это безальтернативное подчинение субъекта внешним по отношению к нему обстоятельствам. В .В. Радаев выделяет следующие виды принуждения:
• внеэкономическое, выражающее отношения непосредственного господства и подчинения, личной зависимости субъекта от других людей, административных, военных и других органов. В условиях внеэк-го принуждения человеком движет страх;
• экономическое, в основе которого лежит односторонняя зависимость человека от материальных условий существования. Например: Когда не обеспечен минимум … потребностей у человека отсутствует выбор, ими также руководит страх перед голодом, деградаций, достойно содержать семью и себя, быть не хуже других;
• технологическое, порождаемое узкой профессиональной квалификацией работника, его односторонней зависимостью от условий труда и производства;
• идеологическое, наиболее тонкое из перечисленных форм воздействия. Основанное на манипулировании личных интересов: используется страх божьей нары, потери жизненных ориентиров, разрыва соц.связей. Грань между негативной и позитивной мотивацией здесь практически стирается.
Радаев выделяет особым источником мотивации социальные нормы, суть нормы заключ-ся в том что близким друзьям не платят за их услуги и не дают им деньги в долг под проценты, потому что так не принято. Соц.нормой может быть связанным и тогда когда она совсем не в ваших интересах. Т.о основ.источниками мотивации человека по Радаеву являются интерес, принуждения и соц.нормы.
Модель обогащения труда Дж. Хекмена и Дж. Олдхэма
Согласно модели Хэкмана-Олдхема, высокая трудовая мотивация определяется следующими психологическими состояниями работников: 1. осознание смысла работы. Это степень в которой работники воспринимают ценность работы. Если работники считают работу слишком простой (примитивной) и бесцельной, то мотивация будет низкой. 2. чувство ответственности за качество и количество произведенной продукции. 3. осведомленность о результатах. При отсутствии обратной связи, показывающей работникам, насколько хорошо они выполняют задание, их мотивация снижается.
Психологические состояния работников, определяющие силу трудовой мотивации, вызывают следующие основные характеристики работы: 1. Разнообразие процесса труда – степень, в которой выполнение работы требует решения различных задач, использования разннообразных знаний навыков и способностей. 2. Законченность заданий – степень, в которой работа представляет собой законченный цикл операций, выполнение задания от начала до конца. 3. Важность заданий – степень осознания работником значения выполняемых заданий для других людей, организации или общества. 4. Возможности для проявления самостоятельности – степень свободы сотрудника и право планировать, определять график работ и принимать решения о способе их выполнения. Самостоятельность в работе заставляет работников испытывать чувство личной ответственности за результаты своего труда. Работники сами решают, что и как они будут делать. 5. Обратная связь – насколько своевременно и полно сотрудник обеспечен информацией о собственной эффективности и о степени соответствия результатов труда и рабочего поведения установленным требованиям. 6. Совмещение работ. 7. Формирование естественных рабочих групп. 8. Установление отношений с потребителями. 9. Вертикальная нагрузка – позволяет рабочим взять на себя ответственность за проверку качества и количества поступающих материалов и информацию о возникающих проблемах. 10. Открытые каналы обратной связи – гарантирует что сотрудники получают информацию о качестве своей работы от внутренних или внешних потребителей. Общественное признание достижения работников положительно воздействует на их психологическое состояние, способствует повышению качества труда и удовлет-ия работой
22.
Этапы методики анализа
На первом этапе осуществляется оценка организационной структуры с точки зрения эффективности ее функционирования. Для этого изучаются информационные потоки между подразделениями предприятия с перечислением наименований документов, которые получает каждое из них. Сравнительный анализ этих потоков позволяет выявить наиболее рациональный круг вопросов, определить излишние и недостающие звенья, повысить оперативность получения информации и оптимизировать в результате этого процессы управления трудовой деятельностью предприятия. Базой сравнения для крупных и средних предприятий может выступать модель организационной структуры подразделения по вопросам организации труда и заработной платы предприятия, разработанная НИИ труда.
На средних и малых предприятиях целесообразно уменьшить количество секторов за счет объединения их полномочий при сохранении перечисленных выше функций.
На втором этапе определяется удовлетворенность работников заработной платой, системой льгот, поощрений и социальной защиты, а также динамика оценки изменений в системе стимулирования и организации труда за предшествующий период. Это в определенной мере позволяет оценить влияние таких факторов воздействия внутренней среды, как материальное благополучие и вознаграждение работников, организация трудового процесса и социальная база предприятия.
Такой анализ может быть проведен
с помощью различного рода тестов,
социологических исследований, путем
самопроверки. Вопросы должны быть
связаны с особенностью деятельности
предприятия и обусловлены
На третьем этапе выявляются элементы организации заработной платы, обусловливающие низкую удовлетворенность работников ее состоянием. С этой целью осуществляется анализ организации заработной платы с детальным изучением ее основных элементов: нормирования, тарифного нормирования, форм и систем оплаты труда.
Источниками информации для
анализа являются показатели деятельности
предприятия, а также справочно-нормативные
данные и законодательные акты. Анализ
необходимо проводить по предприятию
в целом, его структурным
23.
Оценка уровня квалификации и
профессиональной компетенции
Поскольку тарифно-квалификационные
справочники и районные коэффициенты
содержат нормативно-справочные данные,
требующие их соблюдения, то анализ
тарифной системы предусматривает,
прежде всего, оценку правомерности
установления разрядов и определения
уровня квалификации на основе сравнения
с тарифно-квалификационными и
квалификационными
1) образование;
2) объем специальных знаний;
3) способность к рациональной
организации выполняемой
4) способность анализировать возникающие в работе проблемы, принимать правильные решения или делать необходимые выводы;
5) способность адаптироваться
к новой ситуации и применять
новые подходы к решению
6) готовность к выполнению
заданий, не входящих в
7) качество выполнения порученной работы (дополнительных обязанностей), уровень ответственности за порученное дело;
8) интенсивность труда,
способность и готовность
9) умение организовать труд подчиненных;
10) стиль общения с подчиненными и вышестоящими руководителями;
11) способность выразить свои мысли (письменно, устно);
12) реально осуществляемый масштаб руководства.
Последние четыре показателя включают в себя дополнительные требования к руководителям. Вся совокупность показателей оценивается по уровню их соответствия предъявляемым требованиям. Уровень соответствия может иметь следующие оценки:
● ниже предъявляемых требований;
● соответствует предъявляемым требованиям;
● выше предъявляемых требований.
Анализ результатов выборочной аттестации позволяет сделать вывод об уровне тарифного нормирования заработной платы. Правильность тарификации работ является необходимым условием эффективного функционирования тарифной системы.
24.
Сущность и содержание
Сущность мотивации заключается
в том, чтобы, ориентируясь на систему
потребностей работников, обеспечить
полное и эффективное использование их трудового потенциала
для скорейшего достижения целей организации.
С одной стороны, мотивация –
это процесс побуждения себя и других
людей к действию, предполагающий возможность
удовлетворения личных потребностей при
достижении целей организации. С другой
стороны, мотивация –
это процесс сознательного выбора человеком
того или иного типа поведения в результате
внешних и внутренних воздействий. В процессе трудовой деятельности мотивирование
позволяет персоналу удовлетворить свои
значимые потребности путем выполнения трудовых обязанност
Степень удовлетворения, полученная
при достижении цели, влияет на поведение
человека в сходных обстоятельствах
в будущем. Мотив – это осознанное
побуждение к достижению конкретной
цели, понимаемое индивидом как личностная
необходимость. Трудовой мотив –
это та потребность (причина), для
удовлетворения которой работник осуществляет
высокопроизводительную трудову
Формирование мотива труда
происходит, когда субъект управления
распоряжается необходимым
25. Методы мотивации персонала
Мотивация – процесс побуждения как себя, так и других к деятельности, которая приведет к достижению личностных целей или целей предприятия. Для того, чтобы добиться наибольшего результата в деле мотивирования сотрудников, следует знать методы мотивации и иметь опыт их успешного внедрения. Сотрудников необходимо стимулировать не только по итогам какого-либо дело, но и по промежуточным достижениям, ведь большие успехи весьма труднодостижимы и не так уж часты. Поэтому мотивацию следует укреплять через небольшие интервалы времени.
Среди методов мотивации выделяют ряд основных категорий:
- методы, итогом которых
являются стимулы или
- методы, в результате
которых осуществляется
- устранение негативных стимулов (нечестной практики, несправедливости, фаворитов и т.д.).
- методы мотивации также
включают косвенные усилия как
инструменты мотивации (
- дисциплинарные методы (отдельные
выговоры, замечания, публичные
26.
Анализ тарифной системы
На этапе анализа тарифной
системы целесообразно
Сравнение среднего тарифного
разряда работ и рабочих
● если средний разряд работ
равен или незначительно
● если средний разряд работ превышает средний разряд рабочих, но не более чем на 1, то такое положение допустимо, оно в определенной мере даже стимулирует рабочих повышать разряд;
● если средний разряд работ более чем на 1 превышает средний разряд рабочих, то следствием такого положения, как правило, является увеличение брака;
● если средний разряд рабочего выше, чем средний разряд работ, то предприятие вынуждено платить рабочему так называемую межразрядную разницу, а это ведет к перерасходу фонда заработной платы, что нерационально с позиции работодателя.
При анализе тарифной системы рекомендуется также проверить обоснованность тарифной ставки 1-го разряда, заложенной в тарифную сетку. Для этого, исходя из средней заработной платы рабочих предприятия за анализируемый период и среднего тарифного коэффициента, путем деления первого показателя на второй определяется средняя заработная плата рабочих предприятия, приведенная к средней заработной плате рабочих 1-го разряда. Полученная величина корректируется на долю тарифа, обоснованную для данного предприятия, что дает расчетную тарифную заработную плату рабочего 1-го разряда, которая, в свою очередь, сравнивается с фактической. После чего решается вопрос о целесообразности корректировки тарифной ставки 1-го разряда.
Важным аспектом является
анализ доли тарифной части в заработной
плате и оценка ее соответствия уровню
современных требований к организации
труда. Наиболее приемлемым показателем
для этой цели является доля тарифа,
согласованная с уровнем