Шпаргалка по "Международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Международная экономика"

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по международной экономике.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Вопросы по «Международной экономике»

  1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика». Предметом междунар экономики явл экономич отношения, кот складываются между ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой дея-тью. Методология анализа сис-мы МЭ базируется на двух подходах:формационном и цивилизационном. Формационный подход представл собой упрощенный взгляд на мировую историю как процесс смены пяти общественно-экономических формаций:первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Он отвергает возможность анализа МЭ как целостной сис-мы. Цивилизационный подход предполагает целостный взгляд на международную экономику как на единый организм. По структуре курс МЭ состоит их двух частей: микроэкономики и макроэкономики. Первая часть его вкл международную торговлю, внешнеторговую политику отдельных стран, движение факторов пр-ва между странами, проблемы экономической интеграции. Вторая часть МЭ раскрывает закономерности функционирования мирового хоз-ва в целом: влияние на макроэкономическое равновесие национальных экономик их платежных балансов, экономические взаимосвязи между странами с учетом валютных отношений.
  2. Объекты и субъекты международной экономки. В качестве объектов МЭ выступают прежде всего товары и услуги обращающиеся в международной торговле. Как объект МЭ особо рассматриваются факторы пр-ва и их перемещение между странами (движение капитала в разных формах, интернациональная миграция рабочей силы). Субъектами являются: 1.частные фирмы пред-я, отдельные предприниматели, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов при необходимой свободе выбора. 2.гос структуры: непосредственно правительственные и др гос органы различных уровней, а также гос пред-я и орган-и. Варианты участия этих структур во внешнеэкономической дея-ти различны. Это: прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами, предоставление полномочий отдельным пред-ям, гарантирование экспортно-импортных операций. 3.Международные организации, в частности сис-мы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании ср-в в отдельные проекты. 4.Транснациональные корпорации и международные объединения, осуществляющие маштабную дея-ть в сфере международной экономики. В экономической науке всех субъектов МЭ, реализующих свои эк интересы, делят на резидентов и нерезидентов страны. Резиденты – это хоз субъекты, реализующие свои интересы и хоз дея-ть внутри страны в течение года или более длительного срока. Нерезиденты – это эк субъекты, эк интересы которых находятся за пределами данной страны.
  3. Структура международной экономики ( географическая, секторальная, отраслевая, социально-экономическая). Структура – это строение, внутреннее устр-во чего-нибудь. Мировое хоз-во многолико и имеет разнообразную структуру. Оно вкл не только отдельные страны, но и их международные группировки, а также международные организации. Что касается отдельных стран, то до недавнего времени их делили: а)по степени экономической и политической зависимости на: колониальные, колонии, зависимые; б)по принадлежности к политическим сис-ам на: социалистические, капиталистические, развивающиеся; в) по принадлежности к «первому», «второму», «третьему миру». К страннам первого мира относили промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам второго мира было принято относить гос-ва с централизованной эк, имеющие низкий и средний уровень дохода. Сранами третьего мира называли развивающие страны с низким и средним уровнем дохода. Сегодня наиболее распространенным критерием классификации стран в мировой эк явл уровень их экономического развития, кот характеризуется объемом ВВП на душу населения.
  4. Группы стран в мировой экономике. Классификация стран предложения ООН (ЭКОСОС) и мировым банком. В 90-е годы XX в. Была распространена разбивка стран, предложенная Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС), в соответствии с которой все страны мира стали делить на три основные группы: 1.развитые страны с рыночной экономикой, 2.страны с переходной экономикой, 3.развивающиеся страны. Группа стран с рыночной эк занимает ведущие позиции в мировой эк и вкл 24 страны. В т.ч. «семерку»: США, Японию, Германию, Великобританию, Канаду. Францию, Италию. Группа стран с переходной эк в конце 80-х начале 90-х оказалась в центре исторических преобразований. Их суть закл в переходе от административно-командной к рыночной экономике. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу новых индустриальных стран (НИС) (Аргентина. Бразилия, Мексика, Тайвань, Турция, Чили). К группе наименее развитых стран относятся примерно 50 стран. В ООН испол след критерии для отнесения стран к данной группе: доля валового внутреннего продукта на душу населения не превышает 350 дол США, доля взрослого населения умеющего читать не более 20%. Обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не менее более 10%. Мировой банк классифицирует страны, используя в качестве критерия среднедушевой уровень дохода. Различ страны с низким уровнем доходов – не выш 745 долл.(Индонезия, Камбоджа) На душу населения, с уровнем дохода ниже среднего – 746-2975 долл(алжир, боливия, египет, китай), с уровнем доходов выше среднего 2976-9205долл(бразилия, чехия), с высоким уровнем доходов 9206долл и более.(италия, канада. Сша, япония).
  5. Международное разделение труда (МРТ) и факторов производства. международная специализация и международное кооперирование производства. МРТ представл собой устойчивую, экономически выгодную специализацию отдельных стран на пр-ве тех или иных видов прод-и. кот они обмениваются между собой. Оно явл высшей ступенью развития общественного разделения труда и служит важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного эк воздей-я гос-ва в масштабах всей планеты. Движущими силами и побудительными мотивами МРТ явл стремление любой страны, любой хоз единицы к получению экономических выгод от участия в нем. Осн факторами, определ участие страны в МРТ, явл: Национальные: 1.природно-географические различия отдельных стран: природно-климатические словия, природные ресурсы, численность населения и др. 2.социально-экономические особенности отдельных стран: положение страны в мировой экономике, тип экономической сис-мы, уровень технического развития страны и др. Международные: 1.уровень научно-технического прогресса в мире; 2.спрос на мировом рынке; 3.система международных расчетов; 4.экологические проблемы. Осн показателями, по кот можно судить о степени участия страны в МРТ, явл экспортная и импортная квоты. Экспортная расчитыв по формуле XQ=X/ВВП х 100%, где Х-стоимость годового экспорта в валовом внутреннем продукте. Импортная квота расчитыв по формуле МQ=М/ВВП х 100%, где М-стоимость годового импорта в валовом внутреннем продукте. Важнейшей предпосылкой развития международного разделения труда является международное разделение факторов пр-ва, под кот понимается различная наделенность стран ресурсами, необходимыми для пр-ва товаров и услуг. Страны в различной степени наделены природными ресурсами, кот дает земля; по-разному обеспечены капиталом в производительной, товарной и денежной формах; обладают  различными по количеству и квалификации трудовыми ресурсами.
  6. Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики. Открытая экономика – это экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международного разделения труда, новых технологий, активно использующая различные формы мирохозяйственных связей, обусловленных процессами глобализации. По формам взаимодействия на мировом экономическом пространстве различ большую открытую и малую открытую экономики. Большая – характеризуется тем, что оказывает существенное влияние на развитие всей мировой экономике. Малая не влияет на общий доход мировых экономических процессов и вынуждена подстраиваться к тенденциям развития мировой экономики. Переход нац эк к определ типу открытости дает преимущества нац эк в: -углублении специализации, а следовательно, и международной кооперации, что ведет к росту производительности труда. –использовании современных мировых технологий; -повышении конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке; -повышении роста благосостояния резидентов и т.д. Недостатками можно считать зависимость национального рынка от кризисов мегаэкономики, затрагивающих национальную экономику. Индикаторами открытости нац эк считаются: экспортная и импортная квота; объем чистого экспорта;  внешнеторговая квота. На степень открытости экономики влияют четыре фактора: 1.уровень экономического развития страны, кот принято измерять величиной нац дохода, приходящего на душу населения. 2.степень развития структуры общественного продукта. 3.наличие в государстве производственных ресурсов, необходимых для реального сектора экономики. 4.характер внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок способствует расширению внешнеэкономических связей с другими гос-ми, так как обеспечивает реализацию готового продукта в больших объемах.
  7. Тенденции развития международной экономики. Современные тенденции развития определ теми структурными изменениями, кот сегодня в ней происходят. К ним относ: 1.изменение отраслевой структуры мирового ВВП и изменения, в связи с этим, структуры занятости. 2.стремление многих развивающихся стран к структурным преобразованиям на основе индустриализации и превращение их в новые индустриальные страны. (НИС). 3.рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и увеличение высокотехнологичных производств, что ведет к усилению конкуренции на мировых рынках. Осн факторами определ особенности развития современной МЭ явл: 1.производственные, научно-технические и технологические. Для них характерны: резкий рост масштабов пр-ва; переход к новому способу пр-ва основанному на наукоемких технологиях; появление новых ср-в транспорта и связи, обеспечивающих быстрое передвижение товаров, услуг. Ресурсов и идей в более благоприятные экономические условия. 2.Организационные, предполагающие: международные формы осуществления производственно-хозяйственной дея-ти, превращение многонациональных компаний и других организаций в основных действующих субъектов МЭ. 3.Экономические, основывающиеся на: либерализации торговли товарами и услугами, рынка капитала; внедрение единых технологических стандартов и требований к экономической и финансовой отчетности. 4.Информационные, предполагающие: радикальное изменение  ср-в делового общения, обмена производственной, научно-технической и финансовой информацией. 5.Политические, включающие: усиление прозрачности гос границ, позволяющее свободно передвигаться рабочей силе, товарам, капиталу. 6.Социальные и культурные. К кот относятся: ослабление привычек и традиций, соц связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном и духовно-психологическом отношении и способствует международной миграции. Сегодня в МЭ действуют две противоположные тенденции: первая – стремление обеспечить устойчивость хоз процессов всего мирового сообщества; вторая – отстаивание каждой страной своих национальных интересов.
  8. Глобализация международной экономики: сущность, признаки, факторы. Глобализация – процесс формирования целостного мирового хозяйства, глубокой взаимозависимости нац экономик в результате интенсификации международного разделения и кооперации труда, либерализации экономики, ее широкой транснационализации. Важнейшим фактором глобализации в сфере экономики явл научно-техническая революция. Глобализация эк дея-ти развивается по след осн направлениям: а)международная торговля: товарами и услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности; б)международное движение факторов пр-ва: капитала – в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»; в)международные финансовые операции: частные и государственные кредиты, операции с ценными бумагами и др.  Характерной чертой глобализации в эк стало сочетание процессов автономизации и интеграции. С одной стороны, гос-ва стремятся к политической независимости и самоуправлению, а с другой к формированию экономических союзов. Один из основных факторов образования мирового финансового рынка компьютеризация системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить ср-ва с одних счетов на другие независимо от расстояния и гос границ. Другой фактор – изменение внешних и внутренних условий дея-ти финансовых институтов. Крах Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 году и отмена режима фиксирования валютных курсов привели к размыванию границ прежде замкнутых национальных финансовых пространств. Произошли изменения и на мировом рынке банковских услуг. Процессы глобализации финансовой сферы привели не только к свободному, неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Глобализация в современных условиях ведет к усилению диспропорций в МЭ, порождая такие новые явления как: - превращение мирового хоз-ва в целостную экономическую сис-му, где национальные хозяйства становятся ее подсистемами; - господство всемирных экономических отношений над внутристрановыми; - размывание и ослабление функции национальных государств в области макроэкономического регулирования внешнеэкономической дея-ти.
  9. Позитивные и негативные последствия глобализации.
  10. Современный мировой рынок. Субъекты, объекты и формы международной торговли. Есть четыре этапа формирования мирового хозяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии пр-ва. Его результатом стал регулярный обмен между разными гос-ми. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в результате развития рыночных  отношений и крупного машинного пр-ва внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой нац эк-и. Возник мировой рынок. Третий этап – это этап образования глобальной экономики. Возникла мировая сис-ма хозяйства. С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хоз-ва. Сформировалось мировое рыночное пространство. Постсоциалистические гос-ва, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок. Он представл собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ). К осн чертам мирового рынка относят: 1.сфера функционирования мирового рынка шире национальных рамок. 2.межгосударственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы, капитала происходит под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения. 3.ценообразование на мировом рынке имеет свою специфику. 4.Мировой рынок в большей степени, чем внутренний, оптимизирует использование факторов пр-ва, направляя их в экономически эффективные отрасли пр-ва. 5.мировой рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена товары, не соответствующие жестких требований международной конкуренции.
  11. Конъюнктура мирового рынка. Равновесие на мировом рынке. Конъюнктура рынка это совокупность условий, при кот в данный момент протекает дея-ть на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений. При анализе состояния мирового рынка исследуют: -общеэкономическую конъюнктуру; -конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка; - конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. По временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующих факторов: экономических, научно-технических, социальных, политических. Эти факторы в свою очередь подраздел на временные и постоянные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Основным методом исследования конъюнктуры мирового рынка явл метод прогнозирования, основанный на предположении, экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, экономико-математических методах.
  12. Теории международной торговли: теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д.Рикардо). Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.  Эти абсолютные преимущества могут,  одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. С др стороны, преимущества в пр-ве различной продукции зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации пр-ва и т.д. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое кол-во, кот она производит. Цены этих товаров на рынке определ национальными издержками их производства. При наличии внешней торговли в  силу различий в обеспеченности факторами пр-ва, используемых технологий, квалификаций рабочей силы, внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны. Чтобы  внешняя торговля была выгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере. Вывод: каждая страна должна специализироваться на пр-ве того товара, по кот она обладает исключительным преимуществом. Теория сравнительных преимуществ для илюстрации Рикарда рал две страны Англию и Португалию, два товара Вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор – национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки пр-ва он условно измерял рабочим временем.В данном примере пр-во вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если пр-во в данной стране (португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (англии), где их пр-во обходится дороже. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на пр-во сукна составл 2:1 затрат на пр-во вина, а в Англии – 4:3, то есть относительно меньше. С вином ситуация противоположная. Эффективность пр-ва вина в Португалии в сравнении с пр-ом сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно Португалии из соображений эффективности нац эк выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив пр-во сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на пр-ве сукна, импортируя вино из Португалии.
  13. Теория международной торговли Хекшера-Олина. Теоремы Хекшера-Олина Самуэльсона. Шведский экономист Хекшер и его ученик Олин попытались ответить на вопрос «В силу чего возникают различия в издержках между странами?». По их мнению различия в издержках между странами объясняются главным образо тем, что относительная обеспеченность стран факторами пр-ва разная. В соответствии с моделью международной торговли происходит выравнивание цен факторов пр-ва. Суть механизма выравнивания состоит в следующем. Первоначально цена факторов пр-ва будет сравнительно низкой на те из них, кот имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, кот недостает. Специализация той или иной страны на пр-ве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и, соответственно, растет его цена. Таким образом в соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.
  14. Парадокс Леотьева. Теорема Столпера-Самуэльсона. Эффект усиления Джонса. Леонтьев использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», доказал что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Многочисленные попытки оюъяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить: неоднородность факторов пр-ва, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации; качество управленческих решений; гос  внешнеторговую политику и др. Столпер и Самуэльсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит общество на тех, кто остается в чистом выигрыше, и тех, кто несет потери. Предпосылки: страна производит два товара, используя два фактора пр-ва; ни один из товаров не используется для пр-ва другого; существует абсолютная конкуренция; установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на один из товаров. Теорема Столпера-Самуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в пр-ве товара, цена на кот растет(земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в пр-ве товара, цена на кот падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов пр-ва. В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона международная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно используемого для пр-ва товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для пр-ва товара, цена на кот падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фактора пр-ва росту (или снижению) цены товара, произведенного с его помощью? Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов пр-ва происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.
  15. Стандартная модель международнй торговли. Теорема Рыбчинского и «голландская болезнь». «Разоряющий рост» факоров производства.
  16. Новые теории международной торговли: теории жизненного цикла продукта Р. Вернона, теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществ М. Портера.
  17. Международная (мировая) торговля товарами: особенности, структура, динамика и тенденции развития.
  18. Влияние мировой торговли на экономическое развитие стран.
  19. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг.
  20. Особенности функционирования международного рынка услуг.
  21. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, знаний, информации). В эк науке под интеллектуальной собственностью понимают собственность на исключительные права, относящиеся к: литературным, промышленным образцам, защите против недобросовестной конкуренции  и др. Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право.  Наиболее характерными объектами промышленной собственности явл полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, изобретения и др. К другой категории относится авторское право. В условиях глобализации мировой эк д/успешного распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий. В этих условиях происходит формирование мирового рынка интеллектуальной собственности, кот представлен главным образом тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав. Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоемкой продукции (технологические установки, вычислительная техника и др.),  кот приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. На рынке информационной прод-и и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио-и видеокассетах, лазерных дисках, серверах. Структура прод-и этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная статистика явл одним из основных показателей научно-технического прогресса. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) осуществл для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного (отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными знаками) и авторского (правоотношения касающиеся литературных, научных, художественных произведений).Однако некоторые ОИС не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства, такие принято называть нетрадиционными (коммерческая тайна, технологии интегральных микросхем и др.).
  22. Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития.
  23. Основные формы научно-технического сотрудничества и механизмы передачи научно-технических знаний. Государственное и межгосударственное регулирование.
  24. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития. В современном мире состояние внешней торговли гос-ва – это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом гос-ой политики. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. РБ поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В стр-ре внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50%. На втором месте развитые страны Западной Европы. Далее европейские страны с переходной экономикой Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки. В товарной стр-ре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные ср-ва, продукты химической промышленности. РБ ежегодно в среднем экспортирует: тракторов 24 тыс штук (97% от их пр-ва), грузовых автомобилей 11,3 тыс штук (74% от их пр-ва), телевизоров 408 тыс штук (65% от их пр-ва), холодильников, морозильников 655 тыс штук (76% от их пр-ва), химических волокон и нитей в среднем год 148 тыс тонн (70% от их пр-ва), калийных удобрений свыше 3 млн тонн (83% от их пр-ва), азотных удобрений 353 тыс тонн (58% от их пр-ва). В экспорте РБ значаться и минеральные продукты. В основном это продукты переработки нефти. Их доля превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов. В товарной стр-ре импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные ср-ва, продукция химической промышленности, черные м цветные металлы. Одной из проблем эк республики явл ее высокая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов. Доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля импорта около 7%. Негативным показателем в торговле РБ явл постоянное в течение последних лет превышение импорта над экспортом.  Так коэффициент покрытия импорта экспортом за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.  Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала, Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.
  25. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли. Внешнеторговая политика – это дея-ть гос-ва, направленная на регулирование торговых отношений с другими гос-ми. Внешнеторговая политика – один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны. Основными видами внешнеторговой политики явл: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля. Меркантилизм – это политика, направленная на стимулирование экспорта  для повышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он как правило приводит к снижению экономической активности, падению жизненных стандартов внутри страны, ограничению импорта. Под протекционизмом следует понимать экономическую политику гос-ва. Направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от оностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, кот внутри страны производятся в достаточном количестве. Осн цели протекционизма явл: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики. Имеющих стратегическое значение; расширение внешнего рынка. Барьеры используемые гос-ом для защиты национальной эк делят на экономические и неэкономические. К экономическим относ: таможенные пошлины, импортные квоты, экспортные ограничения, когда импорт ограничивают свой импорт в отдельные страны. К неэкономическим относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах, введение неоправданных стандартов качества продукции. Свободная торговля – это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных гос-ом ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. В пользу свободной торговли выдвигаются след аргументы: -беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда; -в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран; -создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре. Основой школы свободной торговли является теория сравнительных конкурентных преимуществ стран, сформулированная Рикардо, суть этой теории состоит в том, что если страны специализируются на товарах в кот они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономических субъектов увеличивается.
  26. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» протекционизма.

. Протекционизм  – государственная  политика  защиты  внутреннего  рынка   от

   иностранной  конкуренции.

Способы осуществления  политики протекционизма:

     - Тарифные барьеры – включают в себя таможенные  тарифы  (пошлины)  –

        система свода  ставок  таможенных  пошлин  на  товары,  ввозимые  и

        вывозимые из страны. Таможенный  тариф содержит:

1) Наименование  и классификация облагаемых товаров

2) Ставки пошлин

3) Способы начислений  и уплаты таможенных сборов

4) Перечень беспошлинных  пропускаемых изделий

5) Перечень товаров,  запрещенных к вывозу и ввозу  в страну.

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную  или  экспортную

цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории  (территории,

в отношении  которой действуют отдельные  тарифы и другие  меры  регулирования

торговли  для  существенной  части  торговли  такой  территории  с   другими

территориями). При этом понятие "таможенно-тарифные меры"  следует  понимать

в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как  свод

ставок  таможенных  пошлин,  применяемых  к  товарам,   перемещаемым   через

таможенную  границу  Российской  Федерации,  а  весь  комплекс  мер,  эффект

воздействия которых  на внешнеторговые потоки  обеспечивается  путем  влияния

на  величину  стоимости  находящихся  во  внешнеторговом  обороте   товаров.

Используя такие  меры, государство  воздействует  на  экономические  интересы

субъектов внешнеторговой деятельности и,  следовательно,  на  их  поведение,

сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную  самостоятельность.

 

К таможенно-тарифным мерам относятся  дополнительные  импортные  пошлины  и,

так называемые,  особые  виды  пошлин  (антидемпинговые,  компенсационные  и

специальные, в  том числе временные).

      Цели таможенных пошлин:

   I. Ограничение  импорта (в РФ – экспорта)

  II. Фискальные  цели

III. Недопущение  «недобросовестной конкуренции»

      - Нетарифные ограничения включают в себя:

1)  Квотирование  (контингентирование)  –   количественные   ограничения   в

   торговле, установление квот  на  ввоз  тех  или  иных  товаров   –  прямое

   ограничение  объемов  иностранных  товаров,  импортируемых  на  внутренний

   рынок

2) Лицензирование  ввоза и вывоза – устанавливает   порядок,  при  котором  на

   совершение  внешнеторговой  сделки   требуется   специальное   разрешение

   государственных органов

3) Эмбарго –  запрещение государством ввоза  из какой-либо страны  или   вывоза

   в какую-либо  страну золота, товаров или услуг,  валюты, ценных бумаг.

4)  Валютный  контроль  –  предполагает  отсутствие  свободной   обратимости

   национальной  валюты и установление государственного контроля за движением

   иностранной   валюты,  поступающей  в   страну   за   счет   экспорта,   и

   использованием  ее  для   импорта.   Фирмы-экспортеры   обязаны   сдавать

   иностранную  валюту  в  специально  определенные  государством  банки  для

   обмена  ее на национальную валюту  в установленном порядке.

5) Налог на  экспортное–импортные операции

6) Субсидии

7)  Административные  и  экономические  меры  –   косвенные   ограничения   –

   предполагают  одинаковое  применение  ко  всем  товарам,  поступающим  на

   внутренний  рынок как местного, так и иностранного  производства. Однако по

   своему  характеру эти меры таковы,  что  больше  благоприятствуют  местным

   производителям.  Кроме  того  это  могут   быть  требования  к   упаковке,

   расфасовке, сортировке

Нетарифные меры - это меры, затрагивающие торговлю, но выходящие за  пределы

мер,  предусмотренных  в  нормативном  правовом  акте  о  таможенном  тарифе

государства. Эти  меры можно определить, как правила  и нормативы,  с  помощью

которых государство  оказывает  непосредственное  воздействие  на  субъектов

внешнеторговой  деятельности,  определяет   структуру   внутреннего   рынка,

ограждая его  как от импортных  поставок,  так  и  от  возможностей  дефицита

отечественных товаров на этом рынке.

 

В основе таких  мер лежит административное ограничение  экспорта  или  импорта

(экспортные  и  импортные  квоты,  лицензии,  ограничения  и   запреты).   К

нетарифным    мерам    государственного     регулирования     внешнеторговой

деятельности,  с  определенными  оговорками,   можно   также   отнести   так

называемые  добровольные   обязательства   (применяемых   при   демпинге   и

субсидировании).

В  современном  мире  распространена  система  нетарифных  ограничений.  ВТО

активно борется  за уменьшение роли нетарифных ограничений  и увеличении  роли

тарифных ограничений. Нетарифные ограничения  широко  используются  странами

Западной Европы и США.

      Протекционистские меры в развитых  странах обходятся в 300 млрд. $

Либерализм – основная тенденция м/н торговой политики в последние

десятилетия 20 века. Мировое сообщество стремится ликвидировать  преграды,

имеющиеся на пути при м/н торговле товарами и услугами. В настоящее  время

уровень пошлин – 5%. Эксперты ЕС полагают, что дальнейшая либерализация

торговли принесет экономика  всех стран 400 млрд. $ , а  унификация условий

конкуренции еще 100 млн. $.

 

  1. Теория таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов и их классификация. Экономические эффекты импортного тарифа.
  2. Количественные ограничения внешней торговли. Экспортные субсидии. Демпинг.
  3. Международная торговая политика. Международные торговые организации. Инструмент и методы регулирования международными экономическими организациями.
  4. Роль ГАТТ/ВТО в процессе развития международной торговли.
  5. Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Внешнеторговая политика РБ строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности  и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель  внешнеэкономической политики – эффективное участие в международном разделение труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы. Осн принципы формирования внешнеторговой политики гос-ва заложены в программе социально-экономического  развития РБ. Они вкл меры регулирования внешней торговли, а также гос поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки. Для их решения необходимо осуществить комплекс основных мероприятий: -активизировать участие РБ в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию. –продолжить курс на либерализацию внешней торговли при условии обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов во ВЭД. –проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей. –обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли. –разработать меры по более широкому привлечению иностранного капитала к решению долгосрочных социально-экономических проблем страны, а также к участию  в реализации международных проектов. –развивать инфраструктуру внешней торговли. –привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами. –обеспечить развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами. Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит РБ глубже интегрироваться в систему мирохозяйственных связей. Это будет способствовать ее вступлению  во Всемирную торговую организацию, развивать внешнеторговые отношения с др странами на долговременной стабильной основе.
  6. Международная миграция капитала: понятие, причины, экономические последствия, особенности и тенденции. Международная миграция капитала (ММК) – это процесс встречного движения капиталов между различными странами, независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящий их собственникам соответствующие доходы:прибыль, процент, дивиденды. Осн причинами  ММК явл: а)прибыль – у богатейших стран мира образуется избыток капитала, кот не находит прибыльного приложения внутри страны и ищет выгоду за ее пределами; б)международное разделение труда – это значит что узлы и детали для технически сложной продукции выгоднее производить в тех странах, кот имеют сравнительные преимущества перед др гос-ми; в)таможенные барьеры – когда многие гос-ва ограничивают импорт товаров путем установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары, экспорт капитала явл одним из способов оботи эти барьеры за счет строительства предприятий за границей и продажи там производимой продукции; г)экология – многие страны строят за границей экологически вредные пред-я, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовленную на этих предприятиях; д)политика – вывоз капитала в виде гос займов часто преследует не экономические, а политические цели. На развитие ММК влияют две группы факторов: -экономические: развитие пр-ва и поддержание темпов экономического роста; глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран; развитие интеграционных процессов. –политические: либерализация экспорта и импорта капитала; активная социальная политика гос-ва. Экономическая целесообразность экспорта капитала состоит в: получении дополнительной прибыли; снижении расходов на охрану окружающей среды; приближение пр-ва к новым рынкам сбыта. Экономическая целесообразность импорта капитала определяется: возможностью развития на качественно ново основе отечественных пр-в; созданием дополнительных рабочих мест. Основными относительными показателями явл: 1.коэффициент импорта капитала (Кик), отражающий долю иностранного капитала (ИК) в ВВП страны: Кик=ИК/ВВП*100%; 2)коэффициент экспорта капитала (Кэк), отражающий долю экспортируемого капитала (ЭК) в ВВП: Кэк=ЭК/ВВП*100%.
  7. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ): понятие, формы. ПИИ – это долгосрочные заграничные вложения капитала в промышленные, торговые и иные пред-я, предоставляющие инвестору полный контроль над ними. Экспорт капитала в форме ПИИ осуществляется посредством строительства или покупки за границей пред-й, создания там «дочерних» филиалов. Значительная доля прямых иностранных инвестиций реализуется в форме частного вывоза капитала. Для прямых инвестиций характерны следующие черты: -при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; -большая степень риска, чем при портфельных инвестициях; -более длительный срок капиталовложений, что усиливает к ним интерес стран-импортеров ПИИ. В экономической науке прямые иностранные инвестиции классифицируют по следующим основным признакам: а)относительно объекта приложения: -материальные инвестиции: в здания, оборудование, запасы ГП; -нематериальные инвестиции: в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др. б)по характеру использования: -первичные инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке пред-я; -инвестиции, напрявляемые на расширение производственного потенциала; -реинвестиции, т.е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, на приобретение новых ср-в пр-ва с целью поддержания состава основных фондов пред-я; -инвестиции на замену имеющегося оборудования новым; -инвестиции на изменение программы выпуска продукции.
  8. Макро-, микро- и отраслевые эффекты ПИИ в стране-реципиенте. ПИИ- эффекты в стране-доноре.
  9. Теории ПИИ: несовершенства рынка, олигополистической защиты, интернализации, «летящих гусей». Теория несовершенства рынка связана с именем С.Г.Хаймераю. Его работа основана на утверждении о том, что иностранные инвесторы стремятся использовать несовершенства рынка в стране приложения капитала, так как производственные инвестиции за рубеж связаны с более высокими рисками и затратами, чем инвестирование в пр-во в стране его происхождения. Кроме того, требуется дополнительное инвестирование для покрытия технических и организационных издержек. Чтобы покрыть все эти расходы и иметь прибыль, инвестирующая зарубежная фирма должна обладать специфическими, а по существу монополистическим преимуществом, происходящим из несовершенств рынка. Хаймеровскую концепцию несовершенства рынка расширил Киндльберг, выделив четыре ключевых фактора учпеха ТНК за рубежом: 1.несовершенства, связанные с торговой политикой фирм:техника маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация; 2.несовершенства, связанные с факторами пр-ва: непосредственный контроль над пр-ом, собственные технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам капитала; 3.Возможность использования  внутренней и внешней экономии на масштабе (эффект масштаба); 4.политика правительства в области интервенции на внешние рынки. Теория олигополистической защиты. Сторонники этой теории исходят из того, что в отраслях с высокой конкуренцией поведение лидера может определять процесс и скорость транснационализации конкурентов. Никкербоккер показал, что в олигополистических отраслях за лидерами, инвестирующими капитал за рубеж, автоматически следуют их домашние конкуренты. В течение трех лет с момента первичного зарубежного инвестирования ср-в лидером в 45% случаев за ним следовали его домашние конкуренты. В течение семи лет – в 75% случаев. В отраслях с чрезвычайно высоким уровнем концентрации капитала подобные стратегии ПИИ более редки, поскольку вместо прямой конкурентной борьбы лидеры предпочитают простой раздел рынка.В последующем Грэм несколько усовершенствовал эту модель на основе изучения инвестиционного поведенияевропейских ТНК в США. Их целью являлось в большей мере сопротивление стратегиям американских компаний в Европе, чем «сражение» со своими европейскими конкурентами в США. Теория интернационализации устанавливает связь между ПИИ крупных корпораций и их внутренней организацией, отражающей иерархическую интеграцию бизнес-функций. Она предполагает наличие несовершенств рынка и была сформулирована во второй половине 70-х гг двумя экономистами Бакли и Кассоном. Согласно этой теории крупные фирмы могут расширять свою дея-ть при наличии целостной внутренней стр-ры, исключая конкурентов на их ноу-хау. Они упрекали предыдущие теории за чрезмерное акцентрирование внимания на производственной функции и пренебрежении прочими уникальными преимуществами, кот позволяют компаниям выходить в лидеры и распространять свои операции на др рынки и отрасли. Настоящие международные операторы получают свое конкурентное преимущество отнюдь не вследствие использования одного-единственного специфического фактора в одной определенной функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау, вместо-того, чтобы передавать его другим организациям. По теории «летящих гусей» существует три фазы развития отрасли: Фаза 1:Продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей. 2.для удовлетворения растущего национального спроса посредством ПИИ открываются новые местные производства. 3.Развивается национальная экономика, и страна из импортера продукции превращается в ее экспортера. Из теории «летящих гусей» правительства могут использовать три важных фактора при разработке планов экономического развития страны: 1.мждународная экономическая интеграция позволяет переходным экономикам догонять и даже перегонять передовые. 2.Страна  должна оставаться открытой для внешнего мира и в частности для ПИИ иностранных ТНК. 3Необходима выработка разумной ПИИ-политики для ускорения процесса экономического развития. Следует отметить что ПИИ экономическое развитие в стране-лидере может оказать влияние на соседние страны, особенно если их дей-я скоординированы.
  10. Теории ПИИ: парадигма OLI-преимуществ, теория «путь инвестиционного развития наций». Эта теория объединяет элементы, взятые из различных предшествующих теорий транснационализации. Согласно ей выделяют три группы факторов, определяющих транснационализацию и объемы иностранных активов: -специфические особые конкурентные преимущества иностранных инвесторов (ТНК) перед местными компаниями (О-преимущества); -выгодные местные факторы, предлагаемые принимающими странами для ТНК и позволяющие наилучшим образом раскрыть их конкурентные преимущества на локальных рынках этих стран (L-преимущества); -степень возможной интернализации, то есть контроля за собственными конкурентными преимуществами, возможность оставить свое ноу-хау внутри корпорации, не передавая их зарубежным партнерам (I-преимущества. В 1994 г Даннинг вместе с голландским ученым Наруллой предложили теорию путей инвестиционного развития. Согласно ей развитие страны происходит через пять этапов (фаз), классификационными признаками которых является готовность принимать и экспортировать ПИИ. Базой анализа служит эклектическая теория OLI-преимуществ. Первая фаза пути инвестиционного развития страны происходит при практическом отсутствии OLI-преимуществ. В стране развиты только низкотехнологические производства, а государство активно защищает внутренний рынок от импорта и ПИИ. Во второй фазе начинается медленный прирост ПИИ, растет местный рынок, повышается конкурентоспособность местных фирм, частично либерализуется ПИИ-политика.  В третьей фазе начинается экспорт ПИИ, существенно увеличиваются L-преимущества местных фирм. В четвертой фазе экспорт ПИИ опережает импорт, страна захватывает лидерство в некоторых высокотехнологичных отраслях. В пятой фазе экспорт и импорт ПИИ начинают расти, утверждается мировое лидерство при либерально ПИИ-паолитике и стимулирование экспорта ПИИ.
  11. Международная компания: понятие, виды. Современные транснациональные и многонациональные корпорации, их преимущества и роль в мировой экономике. Международная компания  - это объединение субъектов хозяйствования, кот монополизируют пр-во того или иного продукта и делят на этой основе мировые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. По уставным различиям международные компании предствалены четырьмя основными видами: картелями, синдикатами, трестами и концернами. Междунар картель представл собой объединение в кот его участники сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются между собой об установлении единых цен на продаваемые товары, о распределении рынков сбыта, о квотах. Международный синдикат – это союз корпораций различных стран, связанных соглашением о создании единой сбытовой организации. Международный трест объединяет собственность на все вошедшие в его состав пред-я, а владельцы последних получают прибыль как пайщики по сумме вложенных капиталов. Международный концерн объединяют пред-я различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, банков, причем многочисленные пред-я и компании различных стран подчинены одному финансовому центру. По источникам формирования ресурсов международные корпорации делятся на: -транснациональные (ТНК), -межнациональные (МНК). ТНК корпорации создаются субъектами одной страны и распространяют сферы своих дей-й на многие страны.  ТНК – это компании, однонациональные по составу ядра акционерного капитала и контролю, но международные по сфере своей дея-ти. Важную роль в образовании ТНК играет вывоз капитала. Наличие активов за рубежом, возникающих на основе прямых инвестиций, является отличительной особенностью этих компаний. Координируя операции своих пред-й в различных странах, ТНК имеют возможность гибкого производственного маневра, сосредоточивая те или иные процессы в странах с более низкими издержками и, прежде всего там, где имеются дешевые рабочая сила и сырье. В сегодняшнем развитии ТНК происходят существенные изменения, так, до невиданных ранее масштабов возросла их инвестиционная дея-ть, на базе которой фактически возник существенный по своим масштабам сектор международного пр-ва. Другим новым моментом в развитии ТНК явл изменение организационно-управленческой структуры этих монополий, что привело к возникновению единого хозяйственного комплекса, основанного на внутрифирменном разделении труда, общности финансового контроля и управления. МНК создаются на капиталы владельцев нескольких стран. Их ресурсы могут составлять солидные суммы, однако, не имея опоры на правительство единого и мощного гос-ва, они уступают первенство в конкуренции транснациональным корпорациям.
  12. Портфельные инвестиции: понятие, виды. Причины и препятствия роста портфельных инвестиций.
  13. Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд, объемы и структура международного кредитования, экономические последствия (выгоды и потери).
  14. Транснациональные банки: характерные черты, функции, организационная структура. Банковские холдинги. Оффшорные банковские центры.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной экономике"