Шведская модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:13, реферат

Описание

Цель работы – описание и анализ модели хозяйственного механизма, а также выявление отличительных черт Шведской модели экономики.
При проведении данной работы были использованы аналитические статьи об экономике Швеции, а также нормативная литература и периодические издания.

Содержание

Введение .............................................................................................................3
I. Модель хозяйственного механизма Швеции ................................................4
1.1. Шведская модель экономики ............................................................4
1.2. Роль государства в экономике страны .............................................6
1.3. Монополистическое регулирование экономики ..............................9
1.4. Рыночное регулирование экономики ..............................................10
1.5. Состояние современной экономики ................................................11
II. Отраслевая структура народного хозяйства страны ...............................15
III. Участие в страны в МЭО ............................................................................18
3.1. Участие в международных организациях и объединениях ............18
3.2 Экспорт .............................................................................................19
3.3. Импорт ..............................................................................................20
IV. Торгово-экономические отношения с РФ ...............................................22
V. Культура Швеции .....................................................................................24
Заключение .......................................................................................................27
Список литературы .........................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Реф.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)


29

 

Содержание

 

Введение .............................................................................................................3

I. Модель хозяйственного механизма Швеции ................................................4

1.1. Шведская модель экономики ............................................................4

1.2. Роль государства в экономике страны .............................................6

1.3. Монополистическое регулирование экономики ..............................9

1.4. Рыночное регулирование экономики ..............................................10

1.5. Состояние современной экономики ................................................11

II.  Отраслевая структура народного хозяйства страны ...............................15

III. Участие в страны в МЭО ............................................................................18

3.1. Участие в международных организациях и объединениях ............18

3.2 Экспорт .............................................................................................19

3.3. Импорт ..............................................................................................20

IV. Торгово-экономические отношения с РФ ...............................................22

V.  Культура Швеции .....................................................................................24

Заключение .......................................................................................................27

Список литературы .........................................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны сделала резкий скачок в своём социально-экономическом развитии, совмещая при этом быстрый экономический рост с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Почему же для исследования была выбрана именно Швеция? Дело в том, что в трудные для экономики времена перестройки советская экономика разваливалась на глазах, а путь выхода из кризиса на долгосрочный период не был найден.В то время взоры многих советских экономистов устремились на относительно небольшое, но весьма развитое в социальном плане, государство в Скандинавии, а именно на Швецию. Многие предлагали идти по шведскому пути развития и создать у нас аналог “шведской социал-демократической модели рыночной экономики”. Но этот кризис так и не был преодолен, став одной из причин распада СССР, а в потоке становления новой, уже российской экономики, многим экономистам было уже не до опыта Швеции. Но интересно понять причину, по которой из различных экономических моделей, для перенимания опыта была выбрана именно Швеция. 

Цель работы – описание и анализ модели хозяйственного механизма, а также   выявление отличительных черт Шведской модели экономики.

Основными методами, использованными при данном исследовании, являются методы анализа и синтеза.

При проведении данной работы были использованы аналитические статьи об экономике Швеции, а также нормативная литература и периодические издания.

I. Модель хозяйственного механизма страны

 

1.1. Шведская модель экономики

 

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного  толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814г., неучастие в обеих мировых войнах, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям (в частности от феодализма к капитализму), длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.  

 

1.2. Роль государства в экономике страны

 

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. И одну из ключевых ролей здесь играет государственный сектор.

Хотя государственный сектор и производит не столь много товаров, как частный, но у него есть очень важная роль – это аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь. По этому показателю Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте.

В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их  основная цель - расширение производства с достижением прибыльности.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление. В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство воздействует на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти ⅔ тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравоохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

 

1.3. Монополистическое регулирование экономики

 

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм.

В  последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла, хотя, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

Информация о работе Шведская модель экономики