Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:22, доклад
Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. Краткая история Банка Швейцарии……………………………………………….3
2. Деятельность Национального Банка Швейцарии………………………………...4
3. Стратегия деятельности ШНБ в кризисный период……………………………...7
4. Платежный баланс Швейцарии…………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………............11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….12
Иностранные резервы включают в себя преимущественно валютные резервы и золотой запас, которые ШНБ может использовать для проведения международных расчетов. В любое время банк в целях поддержания внешней ценности национальной валюты может продать валютные резервы за швейцарские франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии возможность удовлетворения обязательств перед иностранными государствами в случаях острой необходимости.
ШНБ отвечает за инвестирование валютных резервов, а именно: золота, иностранной валюты, международных платежных инструментов. Валютные резервы обеспечивают доверие к швейцарскому франку, служат для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций и могут быть использованы для интервенции на валютном рынке.
Вступление в силу 1 мая 2000 г. Федерального закона «О валюте и платежных инструментах» изменило политику регулирования валютных резервов Швейцарии, предоставило больше свободы в их управлении, что играет важную роль в проведении независимой денежно-кредитной политики. Как выше сказано, были отменены связь франка с золотом и его золотой паритет. В этих условиях ШНБ поставил задачу сократить вдвое свои золотые запасы (с 2590 т в конце 1999 г. до 1290 т) путем их постепенной продажи по рыночным ценам в целях пополнения валютных резервов.
Весной 2000 г. ШНБ начал продажу своих золотых резервов. Согласно балансам на конец 2001 г. они составили 28100,1 млн. швейцарских франков, на конец 2002 г. -25405,2, а на конец 2003 г. - 23217,3 млн. швейцарских франков. Таким образом, за 2002 г. золотой запас Швейцарии сократился примерно на 10%, за 2003 г. - на 9%.
Согласно Федеральному закону «О Национальном банке», ШНБ может оперировать своими активами, применяя различные инструменты. Лимиты рисков устанавливаются ШНБ самостоятельно, он же управляет активами в целях максимизации прибыли. ШНБ инвестирует большую часть своих денежных валютных резервов в надежные и ликвидные ценные бумаги, меньшую долю — в срочные депозиты в первоклассных иностранных банках. Это позволяет в случае необходимости продать их в короткие сроки без каких-либо потерь. Указанный закон предоставляет ШНБ возможность покупки ликвидных рыночных долговых сертификатов иностранных правительств, международных организаций и иностранных банков. Одной из основных обязанностей ШНБ является поддержание эффективного функционирования платежной системы страны. Наряду с другими банками и почтовой службой, он относится к основным институциональным операторам платежной системы Швейцарии. ШНБ предоставляет услуги по проведению межбанковских расчетов посредством электронной швейцарской межбанковской клиринговой системы. Это главная платежная система Швейцарии, осуществляющая практически все межбанковские клиринговые расчеты. Управляет данной системой акционерное общество «Швейцарский межбанковский клиринг» в интересах ШНБ. Стабильность финансовой системы в первую очередь обеспечивается эффективным надзором за банковской деятельностью. Он относится к компетенции Федеральной комиссии банков Швейцарии, являющейся независимой структурой. Надзорная деятельность комиссии распространяется также на финансовые рынки, инвестиционные фонды, биржи, фондовых дилеров, а согласно другому закону, принятому в 2004 г., — и на страховые организации. Ее решения обязательны к исполнению, хотя клиенты и кредиторы банка могут обжаловать их в федеральном суде. Важное место в деятельности швейцарских банков занимает борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно проведенным исследованиям каждый сотрудник банка тратит пятую часть своего рабочего времени на выполнение соответствующих инструкций по противодействию отмыванию денег. В 2002 г. расходы на эти цели составили 4% общих расходов швейцарских банков, а у небольших банков достигли 9,8%. Тем не менее поставлена задача ужесточения надзора за злоупотреблениями в финансовом секторе.
ШНБ
накапливает и обрабатывает статистическую
информацию по банковскому сектору
в различных целях, включая составление
платежного баланса Швейцарии. В этом
проявляется информационно-
3.
СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШНБ В КРИЗИСНЫЙ
ПЕРИОД
Обострение международного финансового кризиса в сентябре 2008 года потребовало серьезного вмешательства со стороны правительства Швейцарии.
Исходя из резкого обострения ситуации на международном финансовом рынке и начавшейся в стране экономической рецессии, правительство страны определило три основных направления действий для стабилизации ситуации:
1) финансово-политические меры,
2)
меры по стимулированию
3)
политика по активизации
Начиная с октября 2008 г., Федеральный совет (правительство) Швейцарии и Швейцарский национальный банк (Центробанк) начали проводить активную политику по поддержанию благоприятной конъюнктуры в стране в условиях мирового экономического кризиса.
Первым шагом в антикризисных мерах швейцарского правительства стала экстренная финансовая помощь именно банку «Ю-Би-Эс», который как крупнейший в стране банк является базисным институтом всей банковской системы страны. Разорение в сентябре прошлого года одного из крупнейших американских инвестиционных банков «Леман Бразерс» и начавшийся резкий спад котировок на фондовых биржах мира потребовали срочных действий со стороны швейцарского правительства, поскольку в противном случае коллапс швейцарской банковско-финансовой системы мог вызвать серьезные и долговременные последствия как для национальной экономики и социальной сферы в стране, так и для международного положения нейтральной Швейцарии.
Федеральный совет (правительство) Швейцарской Конфедерации 16 октября 2008 г. совместно со Швейцарским национальным банком приняли решение о создании фонда в размере 60 млрд. дол. США в поддержку банка «Ю-Би-Эс». Эти средства предназначены для выкупа неликвидных активов банка, размещенных прежде всего на американском ипотечном рынке. В эту сумму также вошел непосредственный вклад правительства в 6 млрд. швейцарских франков в увеличение капитала банка. Выпушенные на эту сумму облигации банка позднее будут конвертированы в акции банка, которые правительство намерено в дальнейшем продавать частным инвесторам.
Одновременно банк «Кредит Суисс» отказался от прямой правительственной помощи, но решил привлечь к своей рекапитализации частных инвесторов. Капитал банка в октябре прошлого года был увеличен на 10 миллиардов швейцарских франков. При этом доля катарского холдинга Qatar Holding LLC. составила примерно 3,2 миллиарда швейцарских франков.
Принятые меры по финансовому оздоровлению сняли остроту ситуации на швейцарском финансовом рынке, но не решили проблему полностью. Оба крупнейших банка страны закончили 2008 г. с большими убытками, приступили к сокращению своих работников, приняли программы по экономии расходов. Главные менеджеры двух банков открыто отказались от бонусов по итогам 2008 года.
Швейцарский
национальный банк, со своей стороны,
в целях преодоления
В середине ноября 2008 г. швейцарское правительство приняло пакет мер, направленных на поддержание уровня занятости и загрузки предприятий в стране в условиях международного конъюнктурного кризиса. На эти цели было запланировано направить до 1,5 млрд. шв. франков. При этом правительство исходило из того, что на тот момент мировой финансовый и экономический кризис не столь сильно затронул экономику Швейцарии, как экономики других развитых стран.
Решая
вопрос о симулировании
Первая фаза начала действовать с 1 января 2009 г. На этом этапе расходы бюджета были увеличены на 350 млн. шв. франков. Из них 205 млн. шв. франков направлены на увеличение финансирования уже реализующихся государственных проектов в сфере транспорта, образования, сельского хозяйства и обороны (финансирование было ранее урезано); 66 млн. шв. франков – на проекты по защите от паводков и стихийных бедствий; 45 млн. шв. франков – на поддержание жилищного строительства, прежде всего энергетическую и другую реконструкцию зданий, что должно привлечь до 400 млн. шв. франков дополнительных частных инвестиций; 20 млн. шв. франков – на программы реконструкции государственных общественных зданий и 5 млн. шв. франков – на увеличение финансирования программ поддержки экспорта.
Кроме того, косвенной правительственной мерой стимулирования экономического роста стало принятие решения возвратить, начиная с 1 января 2009 г., 650 предприятиям так называемых «резервов трудоустройства», что дополнительно дает в производство 550 млн. шв. франков для реализации инвестиционных проектов. Указанные резервы добровольно перечислялись предприятиями на специальные счета, и должны были быть использованы для поддержания необходимого уровня занятости и работоспособности предприятия в случае неблагоприятных конъюнктурных изменений. При этом сумма отчислений вычиталась из налогооблагаемой базы предприятия. Данная форма налоговых льгот была отменена проведенной в первом полугодии 2008 г. налоговой реформой.
Второй пакет антикризисных мер был принят с учетом дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране в начале 2009 г. Правительство своим решением от 11 февраля 2009 г. утвердило второй транш антикризисного финансирования, который предусматривает дальнейшее увеличение государственных расходов на 700 млн. шв. франков. Из них 530 млн. шв. франков планируется направить на финансирование инфраструктурных проектов. Кроме того, с целью предотвращения волны возможных увольнений на швейцарских предприятий планируется увеличить максимальный срок господдержки работников при неполной занятости с 12 до 18 месяцев.
Третья
фаза антикризисных мер находится
еще на стадии проработки. Она направлена
на поддержание уровня частного потребления
за счет снижения налогового бремени.
Главная цель при этом – стимулировать
внутренний спрос. Реформа системы налогообложения
должна принести домашним хозяйствам
Швейцарии дополнительно около 1,2 – 1,3
млрд. шв. франков. Эти предложения швейцарского
правительства получили одобрение со
стороны миссии МВФ, которая посетила
Швейцарию с 25 февраля по 9 марта 2009 г.с
целью составления ежегодного доклада
по швейцарской экономике. В случае, если
изменения в законодательства страны
достаточно быстро получат одобрение
парламента Швейцарии, эффект от применения
данных мер должен быть получен в 2010-2011
гг. По оценкам швейцарского правительства,
сложившаяся к настоящему моменту ситуация
не требует немедленной реализации данных
мер. Но нельзя исключать того, что при
ухудшении экономического положения в
стране потребуются дополнительные стимулы
для оживления национальной экономики.
4.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС ШВЕЙЦАРИИ
Данные платежного баланса Швейцарии представлены в таблице:
Данные взяты
с сайта: www.bfs.admin.ch/bfs/portal/
Исходя из значений показателей, платежный баланс Швейцарии характеризуется профицитом. Если сравнить данные, то нельзя сказать, что во время кризиса 2008 года наблюдался экономический спад. Некоторые показатели такие, как товары и услуги превышают показатели 2007 года на 5735 млн. франков и 4207 млн. франков соответственно. Чистые доходы от оказания услуг превышают показатели 2009 года на 7291 млн. франков.
Дефицитными являются показатели текущих трансфертов за все 3 года они характеризуются отрицательными показателями. В период кризиса самой убыточной сферой были доходы от инвестиций – 41307 млн. франков.
На конец 2009 года валютные резервы составили 140 млрд швейцарских
франков, что на 61 млрд больше чем в 2008 году.
Увеличение в основном связано с приобретением
иностранной валюты в размере 45 млрд швейцарских
франков. В 2009
году 18 % резервов
хранятся в золоте, а 46 % — в валюте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Швейцарский национальный банк, как уже отмечалось, представляет собой акционерное общество, что редко встречается в мировой практике. В современных условиях в большинстве стран центральные банки являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Что касается Банка России, то его организационно-правовая форма не определена, впрочем, как и в некоторых других странах.
Акционерный капитал ШНБ составляет 50 млн. швейцарских франков (около 38 млн. долл. США). Он разделен на 100 000 акций номинальной стоимостью 500 франков каждая, однако, согласно Федеральному закону «О Национальном банке», только половина капитала оплачена полностью. Все акции - именные и котируются на Швейцарской фондовой бирже. Право владения акциями предоставлено только швейцарским гражданам, публичным корпорациям, полным и коммандитным товариществам, а также юридическим лицам, чьи органы управления расположены в Швейцарии. Около 55% акционерного капитала находится в руках кантонов и кантональных банков, что отражает особенности конфедеративного политического устройства страны. Оставшиеся акции большей частью принадлежат частным лицам. Федеральное правительство не владеет акциями. Между тем во многих странах, например в Великобритании, Франции, ФРГ, Канаде, России и др., уставный капитал центральных банков - исключительно государственная собственность. Согласно ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его уставный капитал является федеральной собственностью и составляет 3 млрд руб. (около 100 млн. долл. США).