Система целей и задач аграрной политики, ее приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:15, контрольная работа

Описание

В экономической литературе цель аграрной политики России определяется следующим образом: насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем по общественно приемлемым ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка, социального возрождения села, восстановления экологического равновесия.

Содержание

1.Цели аграрной политики, их классификация, цели аграрной политики на современном этапе.
2. Условия достижения целей
3. Задачи аграрной политики
4.Основные приоритеты в развитии АПК России на современном этапе
Заключение
Тесты
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политикак.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету

Аграрная  политика 

Тема  № 3: Система целей и задач аграрной политики, ее приоритеты. 

    
 
 
 

     Выполнил:

Студент 4-го курса

Экономического  факультета

Специальность Экономика 

и управление на предприятии АПК

                                                                                            Заочное отделение ПСО

Половов Денис Владимирович

Шифр 28153 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2011

Содержание: 

1.Цели аграрной политики, их классификация, цели аграрной политики на современном этапе.

2. Условия  достижения целей

3. Задачи аграрной политики

4.Основные приоритеты в развитии АПК России на современном этапе

Заключение

Тесты

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Цели аграрной политики, их классификация, цели аграрной политики на современном этапе.

     В экономической литературе цель аграрной политики России определяется следующим образом: насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем по общественно приемлемым ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка, социального возрождения села, восстановления экологического равновесия.

     Достижение и практическая реализация целей аграрной политики предполагает:

    -достижение стабилизации и устойчивого развития всех сфер агропромышленного комплекса;

    -бюджетную поддержку сельскохозяйственных производителей;

    -поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

     -создание системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ.

      Засуха 2009, а особенно 2010 года, показала, что  аграрная политика в РФ построена  не на принципе предупреждения негативных последствий для рынка сельхозпродуктов, для нее характерны изменение постфактум. Утверждение, что падение урожайности в 2010 году из-за экстремальных погодных условий не приведет к росту цен, еще до сбора урожая вызвало увеличение цен на основную группу продовольственных товаров. Мировые цены на пшеницу уже в июле 2010 года поднялись на 23%. Эксперты прогнозируют, что засуха может подстегнуть  инфляцию  и добавить к прогнозируемому  уровню 1,2-2%. На 10-20%  подорожают хлеб, молоко и мясо. По оценке  Росстата только за первое полугодие 2010 года цены на продукты питания выросли на 5,6%, при инфляции в 4,7%.  Продовольствие в России дорожает в 3,7 раза быстрее, чем в Евросоюзе (там при инфляции в 1,3%, цены выросли на  1,5 %). 1 За год расходы россиян на продукты выросли на 22%.

      Центральное место в аграрной политике развитых стран занимает последовательная активная протекционистская поддержка сельхозпроизводителей. Но, несмотря на внешний положительный эффект, такая политика может иметь и негативные последствия, например, нарушать процесс ценообразования и рыночное равновесие на сельскохозяйственную продукцию.

      Несмотря на различия в направленности аграрной политики, в ее основе лежат общие принципы, которые позволяют определить наиболее важные «точки» в процессе реализации выбранной политики (табл.1).[1]  
 

      Основные  принципы       Характеристика
      1. Устойчивость       Обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями обеспечивают устойчивость механизмов поддержки развития сельского хозяйства в течение 5 лет.
      2. Адресность       Государственная поддержка оказывается непосредственно  сельхозтоваропроизводителям. Не допускается получение бюджетных средств на поддержку развития сельского хозяйства посредническими организациями.
      3. Гарантированность       Обязательства государства по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, зафиксированные в ее отдельных направлениях и программах, должны неукоснительно соблюдаться.
      4. Разграничение  полномочий и соблюдение равных условий конкуренции       Финансовая  поддержка из федерального бюджета  может быть дополнена финансовой поддержкой из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований, но по своим программам.
      5. Учет международных 
обязательств
      При осуществлении государственной  поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей учитываются обязательства России по международным соглашениям, в том числе возникающие в результате ее участия во Всемирной торговой организации (ВТО).
      6. Ограничение размеров государственной поддержки       Сумма средств, получаемых в порядке государственной поддержки одним сельскохозяйственным товаропроизводителем из федерального бюджета, ограничена и не может превышать, например, 2 млн руб.
      7. Равнодоступность       Все формы хозяйств, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения, имеют равные права па поддержку из бюджета.
 

          Таблица 1 -  Принципы государственной сельскохозяйственной политики 

      В Доктрине продовольственной безопасности определены основные цели, достижение которых позволит России укрепить свою экономическую независимость. Само понятие независимость в современном мире все более тяготеет к нравственному осознанию экономических гарантий существования общества в рамках определенного государственного пространства, но при этом не исключает количественных оценок экономики страны. Определение  некоторых пороговых значений и общей системы воздействия на экономику в рамках государственного регулирования имеет большое практическое значение.

      Для оценки состояния продовольственной  безопасности в качестве критерия в Доктрине определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

    -зерна – не менее 95 процентов;

    -сахара – не менее 80 процентов;

    -растительного масла – не менее 80 процентов;

    -мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;

    -молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;

    -рыбной продукции – не менее 80 процентов;

    -картофеля – не менее 95 процентов;

    -соли пищевой – не менее 85 процентов.

2. Условия достижения  целей

Успехи в достижении целей аграрной политики во многом зависят от того, насколько успешно применяются экономические регуляторы аграрной экономики, включая ценовые, трудовые, налоговые, кредитные, бюджетные, инвестиционные и другие.

     Одним из основных условий достижения целей аграрной политики является осуществление земельной реформы. Ее составляющие:

  1. формирование многообразия форм владения землей;
  2. разработка мер повышения плодородия земли;
  3. рациональное землеустройство;
  4. эффективное использование и сохранение земельных ресурсов.

     Важной составной частью осуществляемых преобразований аграрной сферы является: образование в сельском хозяйстве государственного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов экономики; формирование и поддержание конкуренции между ними. Для этого необходимо реформирование предприятий промышленных и обслуживающих отраслей АПК, изменение инвестиционного климата в стране, технико-технологическое переоснащение АПК, приоритетное развитие аграрной науки.

     Другим важным условием достижения целей аграрной политики является развитие рыночной инфраструктуры на кооперативной основе. Это включает:

     ♦ обеспечение доступности информации о состоянии рынков, ценах, видах оборудования, ресурсов, товаров и т. д.;

     ♦ расширение фирменной розничной торговли;

  • формирование оптовых рынков по реализации сельскохозяйственной продукции;
  • формирование товарных бирж сельскохозяйственного сырья и т. д.

     Считается, что в перспективе совершенствование рыночной инфраструктуры будет связано с созданием оптовых продовольственных рынков. Это даст возможность сократить этапы движения сельскохозяйственных продуктов от товаропроизводителя до розничной торговли и создать альтернативные каналы реализации и формирования оптовых рынков в форме акционерных предприятий.

     Достижение целей аграрной политики включает расширение государственных мер по формированию у товаропроизводителя чувства хозяина и предоставление права самостоятельно производить и реализовывать произведенную продукцию на свободном рынке или государственным организациям по заключенным контрактам. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривается формирование двух основных источников реализации продукции. Это свободная продажа по относительно высоким ценам, но с коммерчески риском, и гарантированный сбыт по более низким ценам.

     Значительные трудности по формированию и реализации целей аграрной политики связаны с существующим высоким уровнем монополизации в отраслях, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции. Практически во всех районах имеется единственный молокозавод, осуществляющий прием и переработку молока. В более худшем положении находятся сельскохозяйственные товаропроизводители по сдаче скота на мясокомбинаты, число которых весьма ограничено. Производственные же мощности далеко не соответствуют объемам поставок скота. Аналогичное положение наблюдается по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Предприятия агропромышленного комплекса в большинстве случаев занимают монопольное положение по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

     Для ограничения монопольной деятельности отмеченных предприятий предусматривается провести следующие мероприятия:

  • предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям контрольного пакета акций приватизированных предприятий промышленности и агросервиса путем расширения льгот на приобретение акций сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также за счет преобразования акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные;
  • сокращение системы государственного распределения материально-технических ресурсов при одновременной коммерциализации оптовой, розничной торговли и общественного питания с лицензированием их деятельности;
  • обеспечение правовых и экономических условий для выделения структурных подразделений из состава предприятий монополистов, сдерживающих развитие конкуренции и ограничивающих их самостоятельность.

3. Задачи аграрной политики

Задачами государственного регулирования АПК являются:

– стабилизация и развитие агропромышленного производства;

– обеспечение продовольственной безопасности страны;

– формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

– улучшение продовольственного обеспечения населения;

– поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

– сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

– защита отечественных товаропроизводителей.

По способу  функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия  на аграрную экономику.

Методы прямого  воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

Методы прямого  воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

Информация о работе Система целей и задач аграрной политики, ее приоритеты