Система централизованной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 03:19, контрольная работа

Описание

При натуральном хозяйстве люди могут жить независимо друг от друга. При разделении труда и специализации это исключено – здесь необходим обмен продуктами между их производителями. Ни один человек не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не был твердо уверен в том, что ему удастся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его основные потребности, тем более необходимо согласование их деятельности. Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой.

Содержание

1. Введение
2. Командная система
3. Особенности, преимущества, недостатки
4. Заключение
5. Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная тэс.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Витебский государственный  технологический университет»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине

«теория экономических систем»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Группы Змн-30

Шифр 121599

Тулякова А.В.

 

 

 

 

Витебск 2013

Тема: Система  централизованной экономики

                       

План

 

1. Введение

2. Командная система

3. Особенности, преимущества, недостатки

4. Заключение

5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При натуральном хозяйстве  люди могут жить независимо друг от друга. При разделении труда и специализации это исключено – здесь необходим обмен продуктами между их производителями. Ни один человек не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не был твердо уверен в том, что ему удастся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его основные потребности, тем более необходимо согласование их деятельности. Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой.  

Каждая  экономическая система должна решать следующие проблемы:

    • Что производить – какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг?
    • Как производить? Решив первый вопрос, следует выбрать технологию производства – определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкие). В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается и возрастает его капиталоемкость. Экономическая система должна выбирать наиболее эффективный способ производства, т. е. тот, который позволяет получить от имеющихся ресурсов наибольшую отдачу.
    • Как распределить произведенное? Предположим, что экономическая система выбрала нужные ей продукты, распределила ресурсы, подобрала наилучшую технологию и произвела готовые изделия. Как их распределить? В условиях разделения труда необходим обмен продуктами производства. В какой пропорции их обменивать?

Так или иначе. Все  эти вопросы должны быть решены. Однако различные экономические  системы решают их по – разному.

Если спросить экономиста, что сейчас происходит в России, он ответит, что идет строительство рыночной экономики вместо командной. Ну и что это значит? Какая разница? Что меняется, если к слову «экономика» вместо одного прилагательного –    «командная» - добавляется другое – «рыночная»?

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:

      • Традиционная
      • Рыночная (капитализм)
      • Командная (социализм)
      • Смешанная.

Рассмотрим подробнее  централизованную (плановую) систему

 

           КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

Рождение командной  экономической системы явилось  следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был  марксизм. Конкретная же модель командной  системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И. Лениным и И.В.Сталиным. Рассмотрим подробнее централизованную (плановую) систему

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко  ускорить свой путь  к повышению  благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции  и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на ХХ век, когда возник социалистический лагерь.

Напомним, что в период расцвета социалистического лагеря (50 – 80 –е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент в истории человечества. Эксперимент, который начался с подавления элементарных свобод граждан и сопровождался огромными жертвами.

Однако в начале 90-х  годов реальные итоги десятилетий  «планового развития» СССР и стран  Восточной Европы оказались более  чем грустными. Выяснилось, что:

  • Подавляющее большинство производимой в этих странах продукции – низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;
  • Уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан этих стран ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших ХХ век в рыночной экономической системе. Так, в СССР в 1987г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 64 года, а женщин – 73 года. В странах же Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей наиболее преуспевающие страны с экономиками рыночного и смешанного типа, аналогичные показатели составляли соответственно 72 года и 78 лет. Уровень детской смертности был  в СССР  в 3 раза выше, чем в странах ОЭСР;
  • Технический уровень  производственного сектора в этих странах намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не «внедрялись по плану научно - технического прогресса»;
  • Природа здесь загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все «решения партии и правительства по охране окружающей среды».

Понять итоги деятельности командной системы в ХХ веке помогает взгляд на недавнюю историю нашей страны, где хозяйственная деятельность предприятий – производителей регулировалась следующим образом:

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ –  устанавливал Государственный плановый  комитет;

КАК ПРОИЗВОДИТЬ – определяло отраслевое министерство, диктовавшее технологию производства и дававшее деньги на покупку оборудования;

КОМУ ПРОДАВАТЬ –  решал Государственный комитет  по снабжению. Он же определял, У КОГО ПОКУПАТЬ все ресурсы, необходимые  для нового цикла производства;

ПО КАКОЙ ЦЕНЕ ПРОДАВАТЬ  – диктовал Государственный комитет  по ценообразованию, утверждавший справочники  цен, которые не менялись десятилетиями;

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ РАБОЧИМ  – назначал Государственный комитет  по труду и заработной плате;

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ полученные предприятием ДОХОДЫ – решало Министерство финансов;

ЧТО СТРОИТЬ для развития производства – определял Государственный  комитет по строительству;

СКОЛЬКО ДЕНЕГ  И НА КАКИЕ ЦЕЛИ ВЗЯТЬ  В БАНКЕ –  устанавливал один из отраслевых государственных банков;

ЧТО ПРОДАТЬ ЗА РУБЕЖ  ИЛИ КУПИТЬ ТАМ – решало Министерство внешней торговли.

Все это сопровождалось распределением благ для личного  пользования «в порядке очереди» или на основе талонов, которые работникам выдавало начальство «за долгий и безупречный труд». Например, чтобы получить право на покупку туристической путевки за границу, надо было отработать на одном  и том же предприятии не менее 5 лет, на садовый участок в 4 сотки – не менее 10 лет, на квартиру или покупку автомобиля – 15 лет.

Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как  правило, до тех пор, пока она реализуется  в пределах предприятия. Фирмы или  фермы, т.е. там, где план:

  1. Составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;
  2. Реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли – продажи по обоюдному согласию;
  3. Проверяется на разумность спросом покупателей;
  4. Опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах  страны, например  в условиях военного времени, когда интересы отдельных  людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Дело в том, что командная  система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать  использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон  не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Если все ресурсы (факторы  производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими  полновластно распоряжаются государственные  и партийные чиновники, то это  влечет очень опасные экономические последствии. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

  1. Для предприятий  - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые - будь у них свобода выбора – предпочли бы иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель в конце концов был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно тяжелый станок. У людей не имелось альтернативы – другой мебели просто не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;
  2. Для людей  - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные  блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

  • Даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;
  • Масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово – убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;
  • Самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой – то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец ХХ века стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово – командной системы. А бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Командная экономическая  система (социализм) – система, в которой

доминирует общественная (государственная)

собственность на средства производства и

осуществляется централизованное

руководство экономикой посредством

государственного планирования.

 

ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ

 

Особенности

- преобладание государственной собственности на основные средства производства;

- планирование на основе долговременных приоритетов;

- дефицит одних благ и перепроизводство других, черный рынок;

- соревнование за перевыполнение плана;

- отсутствие экономических кризисов.

Преимущества

- относительная стабильность условий и уверенность завтрашнем дне: отсутствие безработицы и отсутствие экономических кризисов;

- способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо приоритетной цели;

Недостатки

-невозможность точно спланировать все потребности общества и оптимально распределить ресурсы для их удовлетворения. Как следствие перепроизводство одних благ и дефицит других.

-отсутствие стимулов к эффективному использованию экономических ресурсов;

- низкие темпы технического прогресса;

- негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий;

- проблема монополий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительная таблица экономических систем

Основные черты

Рыночная экономика

Командно-административная экономика

Смешанная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма  собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная  собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной  собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

-

Стимул       

к производительному  труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения.

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка  при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть.

Активное государственное  регулирование национальной экономики  для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Конкуренция

Есть

Нет

Есть

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный  государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Правила и параметры  экономического поведения, и соответствующее  размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является,   государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве.

Государство устанавливает  постоянные  (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных  и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Информация о работе Система централизованной экономики