Системы механизмов государственного регулирования развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Описание

Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринима

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Основные аспекты социально-экономического развития регионов РК…...4
1.1 Механизмы государственного регулирования развития регионов РК…...4
2. Модель стратегического плана социально-экономического развития региона....................................................................................................................6
Заключение……………………………………………………………………….8
Список литературы................................................................................................9

Работа состоит из  1 файл

Реферат экономика региона.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РК

АО  «Жезказганский университет  имени О.А. Байконурова» 
 
 

Реферат

     по  дисциплине:  «Региональная экономика»

     на  тему: «Системы механизмов государственного регулирования развития регионов» 
 
 
 
 

                               

                                                                     Подготовила: Бондарева А.

                                                                  Проверил(а): Темирбаева И.А. 
 
 

Жезказган-2011 год 
Содержание 
 

 

      Введение 

     Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, оно  корректирует те «несовершенства», которые  присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение  неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

     Общая картина социально-экономических процессов в стране, складывается из социально-экономической ситуации в регионах.

     Государственное регулирование призвано координировать социально-экономические процессы, и увязывать интересы государства  с интересами регионов.

     В нашей работе мы рассмотрим механизм и инструменты государственного регулирования в регионах.

 

1. Основные аспекты социально-экономического развития регионов РК

1.1 Механизмы государственного  регулирования развития  регионов РК 

      Развитие  регионов – это многомерный и многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:

  • рост производства, доходов икакрезультат повышение благосостояния населения;
  • существенные сдвиги в социальной, институциональной и административной структурах общества;
  • перемены в общественном сознании;
  • перемены в традициях и привычках;
  • повышение уровня образования и улучшение здоровья;
  • создание условий, которые будут способствовать росту самоуважения люде в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем; все эти системы должны ориентироваться на уважение человеческого достоинства;
  • увеличение степени свободы людей.

     В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах:

  • законодательной,
  • налоговой,
  • кредитной,
  • субвенционной.

     Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

     Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки, и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

     Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

     Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.

     К административному относятся разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

     Особое  внимание должно быть уделено экономически слабым регионам.

     Государство может оказывать различную поддержку  таким регионам: в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, дополнений трансфертов и др. Но главное направление, основной путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала. 

     2. Модель стратегического плана социально-экономического развития региона

      Стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Казахстана, в основном, являются:

● обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

● законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов;

● структурная  организационно-производственной инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

● оптимизация  использования регионального и  федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов  с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

● обеспечение  экономической и экологической  безопасности;

● повышение  уровня социальной защищенности населения;

● создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

● создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

● формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

     Программа социально-экономического развития региона  должна состоять из двух основных блоков:

- стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).

- программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет).

     Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.

 

      Заключение 

     Проблемы  регионального деления, устойчивого  и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных  регионов являются как никогда актуальными  на современном этапе становления Казахстана как равноправного и стабильного члена мирового сообщества.

     Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием  региона является региональная политика государства.

     Для каждого субъекта Республики Казахстан, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе.

 

      Список литературы 

  1. Морозов Т.Р., Победина М.П., Поляк Г.Б, Региональная экономика: учебное пособие.- М.: Банки  и биржа, ЮНИТИ, 1995.
  2. Экономика предприятия // под ред. проф. О.И. Волкова - М:Инфра-М, 1998 А.Алклычев Политика цен и воздействие на экономические процессы.
  3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. – М.,2005.
  4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: УРСС, 2000
  5. Организационно-методические рекомендации по разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности в условиях рыночной экономики и формирования товарных рынков. – М.: СОПСиЭС, 1994.
  6. Региональные проблемы использования экономического потенциала в условиях перехода к рынку. – М.: СОПС, 1994
  7. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление. М.: 2003.

Информация о работе Системы механизмов государственного регулирования развития регионов