Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 06:21, реферат
Смешанная экономика носит многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. [1]
Смешанная экономика опиралась на консенсус, достигнутый между правительством, профсоюзами и руководителями предприятий. [2]
Смешанная экономика носит многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. [1]
Смешанная экономика опиралась на консенсус, достигнутый между правительством, профсоюзами и руководителями предприятий. [2]
Смешанная экономика органически соединяет в себе преимущества рыночной, командно-регулируемой и даже патриархальной экономики ( например, японская или китайская верность лучшим национальным традициям) и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия. В Японии интенсивно внедряется индикативное государственное планирование; Япония и Китай сохраняют свои национальные традиции и одновременно заимствуют у других то, что для них полезно. [3]
Современную смешанную экономику представляют разнообразные уклады капиталистического, посткапиталистического и рыночного типов. Движущей силой функционирования большинства укладов служит предпринимательство, разные формы которого составляют и предпосылку, и основу развития смешанной экономики как многоукладной. [4]
Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. [5]
Идеи смешанной экономики, таким образом, объединяли взгляды различных социальных слоев, что в конечном итоге способствовало постепенной ее инсти-туализации. Либеральная идеология перестала использоваться в своем первоначальном виде применительно к отдельной стране прежде всего в Европе, а не в США. [6]
Модели смешанной экономики, сформировавшиеся после второй мировой войны, проявляли в процессе своего развития все большие сходства. Эта тенденция развивалась до начала 70 - х годов, но экономический кризис 1974 - 1975 гг. кардинально изменил ситуацию. [7]
Особенностью смешанной экономики является то, что она как бы располагается между двумя крайностями: чистым капитализмом и планово-централизованной системой. Однако такое понимание смешанной системы недостаточно, поскольку она представляет собой новый тип общественного устройства как результат современных достижений цивилизации на пути посткапиталистического развития. Здесь на базе рыночных отношений осуществляется оптимальный процесс диверсификации и интеграции экономических отношений в рамках одной системы с учетом активной роли государства. С точки зрения альтернативности эта система характеризуется следующими чертами: 1) социально-ориентированная система, где налицо высшие достижения экономической и политической демократии, гражданского общества, качества личности, общественного согласия. Здесь относительно высокий и устойчивый жизненный уровень населения; 2) в этой системе возникло новое качество собственности, проявляющееся во взаимопроникновении всех форм собственности как равноправных образований, а также многообразие этих форм; 3) смешанная экономика приемлет такое государственное регулирование, которое обеспечивает оптимальное сочетание различных форм и методов, включая программно-целевые методы и методы государственного планирования на индикативной основе. [8]
Сторонники смешанной экономики теории ( Сэмюэл-сон, Хансен и др.) заявляют, будто совр. Хик-мен и др.) активно работает в области теории управления п исследования операций, линейного программирования и математического моделирования экономических процессов, научной организации труда. Нек-рые их рекомендации по прогнозированию экономики получили практич. Большое внимание в экономии, исследованиях уделяется проблемам экономич. [9]
Для современной смешанной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы регулирования экономики. К административным методам относятся, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, прямой контроль над ценами и качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. [10]
В смешанной экономике частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует с государственной собственностью, собственностью неправительственных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные секторы национальной экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную общественную потребность. [11]
В смешанной экономике, для которой характерно многообразие типов и форм собственности, обмен опосредует связь между ними, способствуя наиболее эффективному и рациональному удовлетворению потребностей предпринимателей и населения и социально-экономическому развитию общества. [12]
В смешанной экономике некоторые ( но не все) виды активности производства, распределения и обмена организуются государством и государство играет главную и более существенную роль в формировании политики, правил, целей и контролировании труда, чем это происходит в чисто рыночной экономике. [13]
В современной смешанной экономике индустриально развитых и развивающихся стран регулирование экономики осуществляется с помощью трех механизмов: рыночной конкуренции, корпоративного и государственного регулирования. Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Роль и удельный вес каждого из них меняется от страны к стране в зависимости от национальных особенностей и этапа развития страны. [14]
В смешанной экономике пропорции в распределении ресурсов складываются, в первую очередь, на основе рыночного регулирования при посредстве рыночной конкуренции. Его инструментами служат цены, процентные ставки, валютный курс, курсы ценных бумаг и др. Будучи источником информации для всех участников рынка, цены на предметы потребления и средства производства, процент на капитал, заработная плата как цена труда служат средством прямой и обратной связи между производством и потреблением. Сложные по структуре современные взаимопереплетающиеся рынки товаров и услуг, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему ценовых, курсовых сигналов направляют ресурсы в сферы их наиболее эффективного использования. Поэтому рыночное регулирование носит характер автоматического саморегулирования. Давление конкуренции служит тем рьиагом, который побуждает производителей к инновациям ( нововведениям), снижению издержек, повышению качества и ассортимента продукции и, следовательно, к научно-техническому и социально-экономическому прогрессу. [15]
В современной смешанной экономике развитых стран все большее значение приобретают экономические структуры неприбыльного ( некоммерческого) сектора. Этот сектор охватывает многочисленные ассоциации и объединения, действующие не во имя финансовой выгоды или каких-либо других коммерческих мотивов. Например, в США насчитывается 26 типов таких структур, освобожденных от уплаты налогов, не входящих в государственный аппарат и не приносящих доход своим членам. [1]
Одновременно развивается смеша
Эти недостатки смешанной экономики в области материального благополучия были усилены инфляцией. [3]
Некоторые приверженцы смешанной экономики или экономики социалистической считали, что императивное в своей основе планирование, применяемое предприятиями, государством или международной властью, обеспечит максимальную эффективность, что позволит в достаточной степени удовлетворить человеческие требования. В действительности же этот рациональный утопизм неизбежно ведет к эксплуатации и злоупотреблениям, с одной стороны, и к бюрократической инерции и отчуждению - с другой. Децентрализованное планирование, полагали другие, обеспечит максимальную свободу и творческую активность, удовлетворив все чаяния человека. [4]
В условиях смешанной экономики большое влияние на процесс ценообразования оказывает государственное регулирование цен. Формы и методы этого регулирования различны и традиционно включают в себя: ценовое право; наблюдение за ценами органами статистики, профсоюзами, различными исследовательскими центрами; косвенное регулирование цен через изменение учетных ставок, налогообложения и таможенных ограничений, через эмиссию денег; прямое регулирование цен через таможенные пошлины, льготные кредиты, государственные субсидии, путем снижения или фиксирования цен. Немаловажную роль в государственном регулировании цен выполняет антимонопольное законодательство. [5]
Многовариантный характер смешанной экономики, вероятность комбинаций государственных и частных начал, соответствующих условиям отдельных регионов, позволяют найти одновременно оптимальный и специфический для каждого территориального образования вариант смешанной общественно-экономической системы, адекватный задачам развития страны в целом. Для большинства регионов в рамках крупных административных районов субъектов Российской Федерации таким вариантом является ФПГ. [6]
Основная задача смешанной экономики состоит в обеспечении стабильности социально-экономических отношений, устойчивости хозяйства к конъюнктурным колебаниям и в поддержании его эффективности. Выполнение этих задач может достигаться в рамках смешанной экономики возможностью в зависимости от конкретных усдтя изменять соотношение между различными укладаммуйэаетав-ляя больше работать тот или иной сектор, каждый из которых тоже выполняет свои специфические функции. [7]
В странах смешанной экономики с преобладающей ролью частного сектора объектами приватизации в основном являются неэффективные виды и отрасли производства. К переходной экономике применимость этого критерия вряд ли возможна и целесообразна. В условиях тотальных масштабов государственной собственности необходимы предельно сжатые сроки проведения приватизации. Поэтому на практике в большинстве постсоциалистических стран на первых этапах приватизации ею были охвачены почти все отрасли и основные природные ресурсы. [8]
Таким образом, смешанная экономика функционировала отныне в институциональных рамках, существенно отличавшихся от первоначально созданных. [9]
Таким образом, современная смешанная экономика, оставаясь по своей сути рыночной, стала в известной мере планово-регулиру-емой рыночной экономикой, дополнив механизм рынка. [10]
Формирование социальной ориентированности смешанной экономики, создание системы социальной защиты направлены на смягчение социальной дифференциации, связанной с действием рыночного регулирования. На полном или частичном обеспечении финансовыми ресурсами государства находятся отрасли инфраструктуры ( такие, напр. [11]
Для частного сектора смешанной экономики характерна эволюция частной собственности, которая все более превращается из индивидуальной в массовую, частно-коллективную собственность, прежде всего акционерную. Одна из ее перспективных форм - собственность различных институтов и фондов: страховых, пенсионных, жилищных. [12]
В результате значение смешанной экономики поднялось на новый, более высокий уровень. [13]
В данном варианте смешанной экономики государство выполняет минимально необходимые функции. [14]
По мере развития смешанной экономики, глобализации рынков ( прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Были установлены шесть главных направлений развития ( укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб), каждое из которых получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. В целом приходится констатировать распространение в 80 - 90 - х гг. весьма сдержанных настроений по отношению к использованию инструментов индикативного планирования, это стало реакцией на ряд обстоятельств, в том числе на падение эффективности функционирования госпредприятий ( 70 - 80 - е гг. выявили ряд негативных сторон в эволюции госпредпринимательского сектора. Выполнение общенациональных приоритетных задач влечет за собой возрастание дефицита госпредпринимательского сектора, которое наблюдается во всех странах ЕС), и на чрезмерные аппетиты отраслевых лоббистов. [15]
Наиболее полно принципы смешанной экономики были изложены австрийским экономистом А. По его мнению, народное хозяйство представляет собой не единую какую-либо экономическую систему, а сочетание трех различных хозяйственных систем: 1) частный капитализм с его стремлением к получению максимума прибыли; 2) обще-ственно хозяйственная ( читай - командная система), руководствующаяся принципом общей пользы; 3) благотворительная система, действующая из альтруистских побуждений. Центральной задачей любого государства, его экономической политики является достижение наилучшего сочетания этих трех систем. [1]
Дальнейшее развитие теория смешанной экономики получила в 30 - е годы XX в. В книге Тирания слов он утверждает, что надо отложить в сторону термины капитализм и социализм, так как все это пустые абстракции. Чейз и преувеличивает удельный вес предприятий третьей группы, аргумент довольно-таки веский, особенно для США 30 - х годов. [2]
В дальнейшем теория смешанной экономики развивается и совершенствуется в работах других американских экономистов: Дж. Однако, не вдаваясь в подробности изложения, нетрудно догадаться, что речь во всех этих работах идет о различных сочетаниях и пропорциях систем, основанных на частной и общественной собственности. [3]
В различных секторах смешанной экономики различны и критерии их деятельности. Если для частного сектора главное - это рентабельность, прибыль, то для государственного на первое место выходят общественные потребности, которые не всегда согласуются с рыночными принципами. [4]
В условиях формирования смешанной экономики с целью соблюдения социальной защищенности коллективов предприятий, отдельных слоев населения и граждан усиливается значение государственной политики цен. [5]
Таким образом, смешанную экономику стран Запада сейчас регулируют два противоположных по своему характеру регулятора: рынок и государственное вмешательство в рыночные отношения. Нордхаус ( США) так пояснили современный характер макроэкономического управления: Рыночный механизм определяет цены и производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, расходов, регулирования. Обе стороны - рынок и государство - существенны. [6]
Либерман в своей Смешанной экономике утверждает обратное: размеры и диверсификация государственных холдингов ( ЭНИ и Институт промышленной реконструкции) облегчали принятие и реализацию пятилетних планов развития итальянской экономики. Так, без сомнения, обстояло дело в 60 - х годах, ио в следующее десятилетие ситуация несколько поменялась. [7]
С оформлением социальных целей смешанной экономики четко определились перспективы государства-покровителя. [8]