Смешанная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:30, доклад

Описание

Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Между тем все основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века. Если даже находиться только в рамках развития рыночного хозяйства и не рассматривать опыт СССР и его отражение в теории, то и при таком подходе вполне очевидны трудности всего спектра экономических учений перед лицом явлений хозяйственной жизни на рубеже тысячелетий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ
2. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Американская модель
2. Японская модель
3. Шведская модель
3. ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Смешанная экономика.docx

— 44.95 Кб (Скачать документ)

· регулирующий механизм федерального правительства;

· механизм штатов и местных органов власти;

· государственный  инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

· аппарат административно  правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Важнейшим  инструментом государственного регулирования  экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое  регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты  кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных  финансов США отражает трехступенчатую  организацию государственной власти. Соответственно имеется и три  уровня финансовой структуры: федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местных  органов управления. Федеральные  расходы составляют примерно 60% общегосударственных  расходов. Около 40% государственных  расходов осуществляется через бюджеты  штатов и местные органы власти.

В настоящее  время в США возрастает экономическая  роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном  уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области  новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система  в США включает прямые и косвенные  налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся  на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита  кредитная система. Ее основным государственным  компонентом является Федеральная  резервная система (ФРС), выполняющая  функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя  на экономику через сферу кредита  и денежного обращения.

В США целый  ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые  приходилось около 24% ВНП (гражданская  авиация, железные дороги, автомобильный  грузовой транспорт, телефонная связь  были национализированы). Но регулирование  отраслей все больше оказывалось  направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США  стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в  Японии заключается  в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о  наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться  правительство и деловые круги  внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких  планов-прогнозов заключается в  том, чтобы дать правительству и  предпринимательским кругам общую  ориентировку, рекомендации для руководства  экономическим и социальным развитием  различных отраслей народного хозяйства  и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и  министерства совместно с Министерством  финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему  финансов.

Детальные планы  для всех отраслей промышленности разрабатывает  Министерство внешней торговли и  промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность  продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный  научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в  целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально  новых знаний, т.е. на фундаментальных  исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность  общегосударственного регулирования  состоит в том, что основным средством  достижения социально-экономических  целей является технологическое  развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости  от конкурентоспособности продукции  на мировом рынке.

В последние  годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами  США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных  рабочих и продукции, правительство  и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку  и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой  другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали  направляться прежде всего в базовые  исследования. Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот  и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало  ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий  и услуг, в отношении которых  представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности  по предприятиям, выпускающим новую  продукцию, налоговые льготы могут  достичь 25 или 50%, а в отношении  особо важных изделий разрешается  производить в первый год амортизационное  отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно  могут применяться и специальные  налоговые льготы. Для малых и  средних фирм в налоговом кодексе  сделана специальная оговорка, которая  позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых  льгот.

Ускоренная амортизация  введена для компаний, применяющих  энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним  из направлений поддержки рискованных  инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой  фирмы, но не могут превышать 40 тысяч  долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом  проекта фирма выплачивает государству  определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой цены» в 1985г.  

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии  через 16 месяцев за счет изменения  промышленной структуры, практически  исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали  чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась  электронная индустрия.

Выход из второго  кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса  иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения  производительности труда на основе НТП.

Еще один признак  умелого преодоления кризисных  явлений - это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

3. Шведская модель

Термин  «шведская модель»  возник в связи  со становлением Швеции как одного из самых  развитых в социально-экономическом  отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и  исключительно большой государственный  сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и  политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного  времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая  при этом высокий уровень жизни  и социальных гарантий для большинства  населения. Назовём главные из них.

· высокий уровень  развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными  социальными слоями и группами населения  и политическими партиями, сложившийся  на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного  характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально  приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

· в экономической  сфере - высокая конкурентоспособность  в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между  наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных  институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий  с малыми и средними в единые крупные  научно-производственные системы, функционирующие  как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная  от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие  созидательные силы социума шведского  типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации  жизни общества обеспечивает высокий  уровень экономической эффективности  и высокие жизненные и экологические  стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом  рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее, ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

Шведская разновидность  государства всеобщего благоденствия  получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

Экономическое регулирование в Швеции имеет  достаточно всеобъемлющий и широкий  характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и  использование капитала, рабочей  силы, а также цены через антимонопольное  законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие  места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения  Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные  работники правительственных или  муниципальных учреждений, либо как  получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Страна продолжает сохраняться в основных своих  чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической  ориентации. В последние 50 лет у  власти находились почти все время  социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы  показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные  помещения - в 4, в то время как  на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая  эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики  и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть  всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия  делают наибольший вклад в научно-технические  разработки и внедрение, создают  новые виды товаров, услуг и технологий.

Информация о работе Смешанная экономика