Смысл теории потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 21:57, контрольная работа

Описание

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (2).doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Потребительское поведение на рынке по отношению  к определенным товарам можно также объяснить действием закона убывающей предельной полезности.

Ограниченный  ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.

Основными факторами, определяющими кривую спроса индивида на определенный продукт, являются: вкусы; денежный доход; цены других продуктов.

Ограниченность  личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара - это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности. 
 
 
 
 

  Законы Госсена

Госсен  открыл новое направление экономической мысли, и автор это хорошо осознавал. В сокровищницу экономической мысли вошли два постулата, которые впоследствии, по инициативе Ф. Визера и В. Лексиса, стали называться первым и вторым законами Госсена. Посредством этих законов Госсен описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности.

Первый  вопрос, возникающий при решении  данной задачи, чем определяется величина полезности? Госсен обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором :

- в одном  непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;

- при  повторном акте потребления полезность  каждой единицы блага уменьшается  по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Госсен  делает вывод: "Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность".

Значение  первого закона Госсена для экономической  науки состоит, во-первых, в том, что  он позволяет различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага. Благодаря этому получил разрешение давно мучивший экономистов вопрос: почему "практически бесполезный" алмаз дороже одного из "наиболее полезных" благ - воды?

Во-вторых, постулат об убывании предельной полезности блага является необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Достигнуть  состояния равновесия субъект сможет в том случае, если будет руководствоваться  вторым законом Госсена, который звучит так: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

Послание  Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997 г.

Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 1978.

Колтунов  В. Основы рыночной экономики. — Н.Новгород, 1996, ч. II, гл.7.

Лившиц  А. и Курочкина И. Введение в рыночную экономику. — М., 1994, гл. Макконнел  К. и Брю С. Экономикс. — М., 1992, т. 1, гл. 6, 12 и 18.

учебник  по  основам экономической теории. Изд. МГУ. — М., 1994, гл. II.

Экономика. Учебник под ред. А. Булатова. —  М., 1994, гл. 15. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Смысл теории потребительского поведения