Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:43, реферат
В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность - это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.
Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.
1. Собственность в системе экономических отношений
1.1 Собственность, ее сущность и формы
1.2 Достоинства и недостатки господства госсобственности
1.3 Собственность и экономические интересы.
2. Правовые аспекты собственности в рыночной экономике
2.1 Фундаментальность проблемы
2.2 Как право собственности воздействует на рынок
2.3 Стимулирующий эффект
2.4 Эффект накопления капитала
2.5 Эффект гибкости
2.6 Эффект гордости
2.7 Какие права собственности нужны ?
2.8 Право собственности и современное хозяйственное предприятие
3. Трансформация собственности - стержень экономической реформы в СНГ
3.1 От монополизма к плюрализму форм собственности
3.2 Госсобственность в переходный период
Общие переспективы развития организационно-правовых форм собственности
Список использованной литературы
3.2 Госсобственность в переходный период
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится
прежде всего к крупным, наиболее
важным комплексам, работающим в интересах
всего государства. Очевидно, что
в России энергетика, транспорт, производство
оборонной продукции и
В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.
Понятно, что
демонополизация производства, основанного
на государственной собственности,
- это долгий и сложный процесс.
Отчасти преодоление
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении
монополизма может играть положительную
роль использование опыта стран
Запада. Во многих из них действуют
антимонопольные законы. В частности,
в США в 1890 г. был принят закон
Шермана ("хартия экономической свободы"),
в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший
горизонтальное слияние фирм, если
оно могло уничтожить конкуренцию.
Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил
это запрещение на вертикальные слияния.
За нарушение антимонопольных
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20%рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Общие перспективы развития организационно-правовых форм собственности
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.
Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга.
Преодолевая свою
специфику, они неизбежно переплетаются.
На основе этого переплетения могут
возникать смешанные формы
Фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они " унаследовали" землю и определенную часть средств производства.
В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.
Список использованной литературы
1. "Экономика" - под ред. Булатова.