Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:21, курсовая работа
В работе проводится анализ социальной политики в Швеции, Германии, России, а также Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы.
Рассматривая
человека в качестве объекта социальной
политики, нужно понять, что конечной
целью его экономической
Социальная политика, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие социальной политики, её сущность, функции, направления, затрагиваются и характеризуются проблемы социальной политики. Во второй главе описываются опыт реализации социальной политики в Германии, Швеции и России. В третьей главе анализируется реализация социальной политики в Республики Беларусь за 1990 – 2010 года.
1.
Социальная политика:
теоретические аспекты
1.1
Сущность, цели, направления
социальной политики
Социальная политика – это система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, а также деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население государства в целом.
Субъекты социальной политики – это те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляет действия по ее реализации. К ним относятся органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках общественной инициативы.
Учитывая
то, что решение задач социальной
политики зависит от состояния дел
в общественном производстве, приоритетной
целью государственной
Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных.
Социальная политика строится
на основе определенных
К социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – свобода государства от социальной ответственности, главный минус – свобода общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.
Другой подход в отличие от первого можно назвать социально-ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально-ориентированного подхода социальной политики государства по сравнению с рыночным, прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создаются условия не только для бесполярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, но и материальные условия для развития способностей как основы более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. Именно такой новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства.
Выделяют следующие направления социальной политики:
В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики являются поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере экономического роста создаются благоприятные социальные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию.
1.2
Функции и структурные
составляющие социальной
политики
Можно назвать множество функций, но основополагающими следует выделить такие:
Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.
Стимулирование
мотивационных принципов
Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решать главную задачу – обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть доходов общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.
Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно.
Развитие социальной инфраструктуры общество обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительства и эксплуатации жилого фонда, в сфере услуг и так далее.
Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельности фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.
Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:
Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах, но главными из них можно считать следующие:
Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать два типа регулирующего воздействия:
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается использованием средств и мер, которые «лечат» уже проявившееся симптомы незанятости.
Политика занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы.
Формами реализации активного типа регулирования служат:
К способам повышения спроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу. Методом второй группы, то есть снижения предложения рабочей силы может быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих свою квалификацию. Это мероприятие содействует сокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.
Политика регулирования доходов населения – это еще одна составляющая социальной политики. Она представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия государства в области доходов.
Источниками
современных доходов могут
Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат:
При
социально ориентированном
Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Важнейшим
видом государственных
Понятно,
что МПБ – величина не постоянная.
Порядок формирования, а также
направления использования
Минимальный потребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и других), а также для средней семьи состоящей из 4 человек.
Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.
Объективной
базой минимума заработной платы
должен служить минимальный
Кроме
названных видов в систему
социальных гарантий включаются: социальные
гарантии равного доступа к
Политика социальных гарантий должна быть взвешенной и научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики, а с другой – не умело осуществляемая политика может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место и она должна разрабатываться особенно тщательно.
В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности).
Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.
Главными принципами политики социальной защиты являются:
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (например, пособия по безработице), а в натуральной она реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и тому подобное.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций объемов, форм, в которых они проявляют себя.
Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:
Для
стран с социально-
Новая структурная составляющая социальной политике – защита здоровья и экологическая безопасность. Она должна быть самостоятельной частью социальной политики в силу двух основных тенденций:
При взаимном сочетании эти причины настолько грозные, что способны поставить «точку» в самом существовании человеческой цивилизации.
Если учесть, что без здорового населения не только прогрессивно развивающаяся, но и вообще никакая экономика невозможна, то становится ясно важнейшая роль этого направления социальной политики. В ее проведении существует все более требовательная и острая необходимость. Всего два – три факта. Как отмечают специалисты, последние десятилетия даже среди детей все больше распространяется бронхиальная астма – «подарок» современной экологии. Таких детей в США – 13%, в Великобритании – 10%. В других странах еще больше. Эти дети в скором будущем неизбежные инвалиды. Все более угрожающие масштабы среди молодежи принимает распространение инфекционных, психических и венерических заболеваний. Здоровье даже в молодом возрасте становится в современном мире проблемой.
Понятно,
что при социально-
Остановимся более подробно на экологической политике. Проблемой экологической обстановки и, более того, современного экологического кризиса внутренне связано с проблемой человека, поскольку человек всей свой плотью является частью природы. И природа – его «дом». А ведь известно, что состояние природы резко ухудшилось. Только за последние 150 лет своего индустриального развития человечество нанесло природе (а значит, и себе) больший урон, чем за все четыре миллиона лет истории человечества, поставив природу (и себя как ее часть) на грань острого кризиса.
В таких условиях необходимость экологической политики как части общей социальной политики не вызывает никаких сомнений. Ее главными целями являются гармонизация взаимоотношений в системе природа – человек – общество и обеспечение экологической безопасности. Важно отметить, что экономика каждой данной страны должна стать главным звеном общей, глобальной экологической политики. Без этого она не может быть эффективной, ибо природа на всех одна.
1.3
Показатели результативности
социальной политики
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами.
Уровень жизни в значительной степени зависит от величины доходов населения.
Под доходами понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:
Несмотря на различия этих форм доходов, каждая из которых имеет свою собственную сущность, все они могут представляться в виде: номинального, располагаемого и реального.
При этом доход, оцениваемый в денежном выражении, есть номинальный доход, а реальный – та сумма товаров и услуг, которые приобретены на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов.
Также уровень жизни зависит от фактического потребления материальных и духовных благ и от развития потребностей.
Уровень потребления – это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Обычно различают три уровня потребления:
Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.
Для оценки уровня жизни применяется ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения семью; потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Потребление основных продуктов на душу населения – это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно-обоснованные (рациональные).
Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Иногда применяются показатели потребления части населения, например детей, инвалидов и так далее. Это касается товаров услуг, которые потребляются лишь этой частью населения (детское питание, инвалидные коляски).
Реальные
нормы потребления используются
для сравнения с научно обоснованными
нормами потребления. Последние
разрабатываются, чтобы знать, к
каким показателям можно
Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.
Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета, исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
Потребительский бюджет семьи – семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.
Прожиточный минимум – стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода, обеспечивающего при данном уровне цен удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей человека, принятых обществом как минимально допустимые. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.
Прожиточный минимум используется в качестве базы обоснования минимальной заработной платы. Минимально заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата – это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.
Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:
Более сложным является показатель качества жизни. Он характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Другими словами, качество жизни – это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения.
Также в понятие «качество жизни» включают и такие показатели:
Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30 – 40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.
Разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Так, например, для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучно.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности.
Бедность – это состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета.
Выделяют абсолютную и относительную черту бедности.
Абсолютная черта бедности – минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище.
Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности.
Бедность характеризуется следующими показателями:
Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Оно изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране.
Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
Коэффициент остроты бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%.
Черта бедности – минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям. В международной практике наибольшее распространение получило установление черты бедности в процентах от среднего уровня доходов населения. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40 – 60% от уровня среднего дохода взрослого человека.
Следует заметить, то, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.
К
числу наиболее используемых показателей
используемых для дифференциации доходов
относятся децильный
Децильный коэффициент показывает во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченного населения выше, чем доходы 10% наименее обеспеченного.
Индекс Джини характеризует уровень концентрации доходов. Его значения могут колебаться от 0 (когда доходы распределяются равномерно, т.е. поровну) до 1 (когда все доходы страны концентрируются в руках одного субъекта).
Одним из наиболее известных способов измерения неравенства в распределении доходов является построение кривой Лоренца.
Если мы разделим все население страны на 4 части, то есть по 25%, и совокупные доходы общества также по 25%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределения доходов (рисунок 1).
Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 25% населения, затем, добавив вторую группу, получаем 50% населения, затем 75% и, наконец, 100%. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 25%, затем 50%, далее 75% и 100%. Если бы 25% населения получали бы 25% совокупных личных доходов, 50% населения – 50% доходов и так далее, то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 25% населения получают 10% доходов, 50% населения – 25% доходов, 75% населения – 50% доходов, и, наконец, 100% населения – 100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике ) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью.
Таким образом, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в уровне доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая.
Однако существует объективная сложность расчета ряда из указанных показателей. Поэтому попыткой обобщить некоторые наиболее важные из приведенных характеристик уровня и качества жизни является показатель, предложенный и ежегодно рассчитываемый ООН, под названием индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Величина ИРЧП рассматривается как среднее арифметическое значение трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования; уровня валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.
Индекс
ожидаемой продолжительности
- ожидаемая продолжительность жизни;
- минимальная продолжительность жизни в мире (25 лет);
- максимальная продолжительность
жизни в мире (85 лет).
Индекс уровня образования рассчитывается по следующей формуле:
где - индекс уровня образования;
- доля грамотных в возрасте 15 лет и старше;
- доля охвата образования населения в школьном и студенческом возрасте.
Индекс
уровня ВВП упрощенно может быть
представлен как отношение
В соответствии с величиной ИРЧП ООН выделяет страны с высоким (ИРЧП более 0,800), средним (0,500-0,799) и низким (менее 0,500) уровнем развития человеческого потенциала. В наиболее развитых странах он приближается к 1,0.
Рассмотрев данную главу можно сказать, что само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни, осуществление принципа социальной справедливости. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Сама же характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Чем выше потребности, тем выше уровень жизни. Качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.
Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Поэтому задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости.
Разумеется, сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволит значительно обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальные особенности и образ жизни.
2.
Анализ реализации
социальной политики
в развитых странах
2.1
Анализ реализации социальной
политики в Германии
Социальная политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.
Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.
Одна
из целей социальной политики Германии
– смягчение социального
Эти расходы в основном представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Право на социальную помощь основывается на одностороннем праве требования на получение социальной помощи, обусловленном определенными жизненными обстоятельствами.
На сегодняшний день 8,5% населения страны являются получателями социальной помощи. Около 3 млн. человек получают ежемесячное «пособие на обеспечение жизни» или единичные выплаты для решения отдельных материальных проблем. Годовой прирост получателей социальной поддержки составляет приблизительно 7%. Из всего количества получателей социального пособия около 56% составляют женщины. Каждый третий «социальщик» моложе 18 лет. Иностранцев среди постоянных «клиентов» отделов соцобеспечения 23%. При кажущейся значительной цифре это всего лишь 9% общего количества граждан, не имеющих немецкого паспорта. Цифры для благополучной в общем-то Германии довольно значительные. Небольшие (по меркам Германии) суммы, выплачиваемые ежемесячно «социальщикам», разумеется, не могут идти ни в какое сравнение с полноценной заработной платой, но тем не менее позволяют им неплохо жить за государственный счет.
Значительное количество обращающихся за социальной помощью в последние годы составляет молодежь. Если в 1980 г. проблема социальной поддержки была актуальна в основном для лиц пожилого возраста, то в настоящее время ситуация изменилась в сторону увеличения социальных выплат молодым людям. Наибольшее число получателей приходится на возраст от 17 до 21 года, что в основном связано с государственной политикой поддержки молодого поколения, необходимой для его более безболезненного вхождения в трудовую жизнь. Что касается такой категории получателей помощи, как отдельные семьи, то среди них больше всего нуждающихся составляют неполные семьи. Так, количество женщин, воспитывающих более одного ребенка, составляют около 22%, воспитывающих более одного – 10%. Характерным для Германии явлением можно считать и большое число отцов-одиночек (их около 20%).
Согласно немецкому законодательству социальную помощь не может получать тот, кто в состоянии помочь себе сам, или тот, кто может заручиться помощью других, в первую очередь родственников или социальных организаций. На практике это означает, что должны быть исчерпаны все возможности самостоятельного обеспечения претендента, прежде чем он получит право на социальную помощь. Он должен обратиться за помощью к ближайшим родственникам, попытаться найти работу, продать предметы роскоши, сменить квартиру на более дешевую, обратиться на биржу труда за пособием по безработице (если он в течение последних 3 лет проработал 12 месяцев и регулярно платил взносы страховки на случай безработицы), обратиться в жилищное ведомство за пособием на квартиру. Если это ни к чему не привело и человек продолжает нуждаться, только тогда он может обратиться за социальной помощью. Однако это не касается прибывших на постоянное место жительства, так как они получают социальную помощь автоматически с первого дня приезда в Германию.
Задача социальной помощи заключатся не только в обеспечении ее получателю достойного уровня жизни, но и в первую очередь в создании необходимых предпосылок для того, чтобы ее получатель мог полагаться на собственные силы.
Вопросами социальной помощи на местах занимаются округа и города районного значения. Помимо государственных организаций, ответственных за распределение социальной помощи, предложения в оказании социальных услуг могут поступать и со стороны негосударственных организаций в качестве свободной благотворительной помощи. Сотрудничая с государственными учреждениями социального обеспечения, частные организации могут брать на себя финансирование отдельных социальных мероприятий, а государственные учреждения могут их не финансировать, но только в случае гарантированности поступления благотворительной помощи со стороны. В свою очередь государственные организации соцобеспечения должны оказывать организационную поддержку частным предприятиям, необходимую им для осуществления мероприятий социального характера. В качестве ответного шага государство проводит по отношению к этим компаниям политику льготного налогообложения. Финансирование социальной помощи осуществляется, как правило, из бюджетов земель, расходы которых устанавливаются исходя из издержек на социальную помощь отдельных общин. Финансирование за счет федеральных средств производится лишь в случаях предоставления помощи переселенцам или соотечественникам оказавшимся за границей.
Система социальной защиты охватывает также помощь семьям и поддержку в получении образования. Характерной особенностью предоставляемого пособия на ребенка для многодетных семей является возможность его получения до достижения детьми 27-летнего возраста.
Большое значение в реализации требований социальной справедливости в условиях социальной рыночной экономики имеет оказание помощи в получении образования, что в конечном итоге будет способствовать экономическому развитию страны и увеличению ее человеческого капитала. Распространение социальной помощи на сферу высшего образования дает возможность получить соответствующее склонностям и способностям молодого человека образование при условии отсутствия финансовых возможностей для этого. Подобная помощь в получении образования может обеспечить одинаковые стартовые условия как для обеспеченных, так и для необеспеченных. Тем самым устраняются материальные, профессиональные и сословные привилегии, а общественный статус человека начинает определяться им самим и зависеть от его конкретных дел, которым общество дает свою оценку.
Важной
составляющей социальной политики Германии
является проведение эффективной политики
занятости, которая представляет собой
важный инструмент поддержания социально-
Право на получение пособия имеет каждый застрахованный безработный, зарегистрированный на бирже труда и ожидающий места работы, если до потери работы он проработал не менее 360 календарных дней с выплатой взносов по страхованию. Исчисление пособия по безработице производится на основе последнего заработка безработного и составляет 63% его суммы. В зависимости от семейного положения безработного, а также других обстоятельств сумма пособия может варьировать. Так, например, размер пособия для безработного, имеющего ребенка составляет 68% последнего вознаграждения за труд.
Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, то есть те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%.
Система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный недостаток — она слишком дорога, и ее финансирование создает большие трудности даже для одной из сильнейших экономик мира. Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что незанятость становится для многих людей более привлекательной, чем работа. Пример Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу - из 2,7 млн. человек, получающих ее сегодня, по меньшей мере один миллион в состоянии выйти на рынок труда. Защита от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым правом работника, которое должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и устойчивой безработице «барьеры выхода», выгодные для имеющих работу, превращаются в «барьеры входа» для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм.
Система
пенсионного обеспечения
На основе проведенной в 1992 году пенсионной реформы, вызванной такими факторами, как снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни, а также рост количества безработных, не платящих взносов обязательного пенсионного страхования, было произведено повышение возрастного ценза, необходимого для получения пенсионного обеспечения по старости. Общий возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин был определен в 65 лет. Пенсионная реформа 1992 года предусматривала также ряд мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование методики расчета пенсий и их привязки к величине заработной платы и страховым взносам с учетом изменений в социально-демографической и экономической структуре общества.
Хотелось бы отметить, что в Германии существуют такие виды пенсий, предоставление которых связано не с достижением пенсионного возраста, а с наступлением других обстоятельств. К таким видам пенсионного обеспечения относятся пенсии, выплачиваемые вдовам (вдовцам) и сиротам. Размер первых составляет 60 % пенсии по нетрудоспособности, на которую имел бы право при жизни умерший супруг. Предоставление пенсии в этом размере оговаривается следующими условиями: 1) если вдова (вдовец) имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка; 2) если ей (ему) исполнилось 45 лет или она (он) является профессионально или физически нетрудоспособной. В том случае, если не выполняется ни одно из этих условий, то вдове (вдовцу) выплачивается пенсия в размере 25 % пенсии по нетрудоспособности умершего супруга. Однако если доходы вдовы или вдовца превышают законодательно установленный минимум, определенный в 656 евро в месяц для «старых» земель и 571 евро для «новых», пенсия уменьшается на 40 %. Пенсия неполным сиротам выплачивается в размере 10 %, а полным – 20 процентов пенсии по старости или нетрудоспособности, которую мог бы получать умерший родитель.
Финансирование
пенсионного страхования
Система медицинского страхования и здравоохранения в Германии является необходимой составляющей социальной политики, проводимой на государственном уровне в целях обеспечения благоприятного социально-экономического и физического нации.
На сегодняшний день немецкая система здравоохранения, формировавшаяся в течение более 100 лет, является одной и наиболее эффективных в мире. Об этом говорят и показатели средней продолжительности жизни в Германии. Для мужчин средняя продолжительность жизни составляет 74,1 года, для женщин 80,3 года. Еще одной отличительной чертой немецкого здравоохранения являются хорошие результаты в области охраны материнства и детства. Это касается показателей младенческой смертности, количества рожденных детей с недостатком веса, а также связанной с беременностью и родами материнской смертности. Данные результаты были достигнуты в значительной степени благодаря широкому диапазону медицинских услуг, которое медицинское здравоохранение предлагает беременным женщинам. К этим услугам относятся не только необходимые обследования, но и медицинская помощь по дому, планирование семьи, оплата отпуска до и после родов. Наконец важным моментом немецкой системы здравоохранения является ее исключительная ориентация на пациента. Это выражается во-первых в том, что врач выступает в качестве первичной инстанции в системе здравоохранения, принимая на себя ответственность за обеспечение всех медицинских услуг, а во-вторых, в оказании медицинской помощи не только в кабинете врача, но и нередко дома у пациента.
Важной
частью здравоохранения Германии является
система страхового финансирования.
Медицинское страхование в
2.2
Анализ реализации социальной
политики в Швеции
В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы – обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда. В свою очередь это является инструментом ослабления социальной напряженности и конфликтов. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов и сглаживанию экономического неравенства.
Важнейшим компонентом социальной политики Швеции и стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния» является система социальной защиты.
В отличие от американской и других схожих с ней систем социальной защиты основополагающим принципом шведской социальной модели является ее универсальность, т.е. охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции составляет около 67% и является одним из самых высоких в мире) в полной компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и соответственно высокой политической и социальной стабильностью.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.
Согласно одной из целей шведской модели – равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. Уже в 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей.
На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система
пенсионного обеспечения в
В 2001 году в Швеции вступила в действие пенсионная реформа, заменившая систему основных и дополнительных пенсий, существовавшую с 1960 года. Ее главной причиной стали последствия «демографического перехода» и соответственно увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Если в начале 80-х годов прошлого столетия лица в возрасте 65 лет и старше составляли чуть более 16% населения, в 2000 г. их количество было 17,2%, то по прогнозам к 2030 г. число пенсионеров должно приблизиться к 24% общего населения страны.
Постарение население и вызванное им увеличение пенсионных взносов наряду с низкими темпами экономического роста, а также неэффективность старой системы в новой экономической ситуации вызвали необходимость кардинального изменения прежней пенсионной системы и перехода к новой, учитывающей современную социально-экономическую ситуацию. Новая система обязательного пенсионного обеспечения включает в себя следующие основные компоненты:
Пенсионные
выплаты в новой системе
В условиях любого социального государства важное место в системе социальной защиты занимает пенсионное обеспечение инвалидов. Отношение общества и государства к инвалидам может служить показателем результативности социальной политики государства в целом. В рамках правительственных программ существуют различные меры по улучшению материального положения инвалидов и их трудоустройства. В этих целях предусматривается обеспечение инвалидов работой с учетом степени потери трудоспособности и личных склонностей к выполнению определенных видов работ. Таким образом, в отличие от других стран мира, в которых в отношении инвалидов практикуется широко распространенный принцип приспособления их к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных условиях, таких, как работа на дому, специальные предприятия и др., в Швеции на государственном уровне проводится политика сведения к минимуму этого принципа, цель которой – сделать инвалидов полноправными членами трудового коллектива и общества в целом. В отличие от большинства стран, в которых материально обеспечивается только полная инвалидность, в Швеции существует и пенсионное обеспечение частичной инвалидности.
Размер пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания составляет от 50 до 100% базовой суммы. Полная пенсия по инвалидности равна пенсии по старости вместе с пенсионной надбавкой. При достижении 65 лет вместо пенсии по инвалидности выплачивается пенсия по старости. В случае потери трудоспособности вследствие профессионального заболевания или производственной травмы пенсия по инвалидности рассчитывается исходя из общей схемы пенсионного обеспечения по старости. В случае частичной потери трудоспособности из0за профессионального заболевания или трудового увечья расчет пенсии по инвалидности осуществляется с учетом вида деятельности, образования, возраста и других условий. Так, в случае уменьшения трудоспособности от 83 до 100% пенсия по инвалидности выплачивается в полном размере, а при 50-процентной потере трудоспособности, но не более 66% пенсия составляет ½ полной пенсии по инвалидности.
Действие
социальной политики в сфере здравоохранения
предусматривает системы
Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.
Обязательное
медицинское страхование
В настоящее время структура компенсаций изменилась. Государство теперь субсидирует расходы поликлиник, исходя не из числа посещений, а в пропорции к числу жителей региона. Гонорары, которые платят пациенты, включают не только посещение врача, но и выписку рецептов, больничного, лабораторные исследования.
Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице - 2 года. Застрахованное лицо. Посетившее медицинское учреждение имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка лекарств для хронических больных полностью, для остальных - частично.
Стоматологическое страхование является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно, причем как государственными, так и частными дантистами. Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого. Обычно он платит 60% за услуги, если они не превышают 3 тысяч крон за курс. Зубной врач непосредственно получает возмещение за остальную часть из местной конторы социального страхования.
Пособие по болезни - компенсация, выплачиваемая за потерю дохода из-за болезни или травмы. Оно составляет до 90% получаемого дохода и облагается налогом. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера.
При рождении ребенка система страхования родителей обеспечивает пособия им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют право отсутствовать 10 дней на работе после рождения ребенка. Родители, вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если ребенок болеет; если мать находится в больнице в ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем, как отцы, так и матери остаются по этим причинам дома по 6-7 дней в году. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни ребенка сроком до 60 дней в год на каждого ребенка. Родители, имеющие детей до 8 лет, могут сократить продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов со снижением зарплаты.
Несмотря на то, что среди экономически развитых стран Швеция считается своеобразным эталоном в области решения вопросов занятости, безработица все же остается одной из ключевых проблем социальной политики страны. Как правило, ее уровень зависит от состояния экономической конъюнктуры как внутри страны, так и за ее пределами, от спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, демографических факторов и многих других причин. В среднем за весь послевоенный период уровень безработицы составлял 1,8 – 2,4%, что было не только низким, но и просто недостижимым для многих экономически развитых стран мира показателем.
Активная
политика на рынке труда является
одной из основных составляющих
шведской социальной политики. Первые
существенные изменения на рынке труда
в Швеции относятся к 20-30-м годам XX века:
именно тогда впервые основные правила
поведения на рынке труда получили закрепление
в договорах между работодателями и наемными
работниками (1938 год). Этот новый для того
времени подход открывал также и новые
горизонты для формирования эффективной
политики занятости. Шведская модель регулирования
рынка труда предусматривала поддержание
полной занятости при низкой инфляции.
Это достигалось следующим образом. С
одной стороны, профсоюзы стремились к
равенству зарплат за одинаковую работу
вне зависимости от производственных
мощностей предприятия и соответственно
разницы в оплате труда между малыми и
большими предприятиями. С другой стороны,
государство брало на себя обязательства
по борьбе с безработицей путем селективного
вмешательства на рынке труда. Политика
занятости включала в себя создание новых
рабочих мест в тех отраслях, где в этом
возникала необходимость. Поэтому в течение
всего послевоенного времени безработица
никогда не превышала 4%. Однако циклический
спад начала 90-х привел к росту безработицы,
уровень которой в 1995 году составил 7,7%,
снизившись к 2006 году до 6,9%, однако затем
поднявшись в 2010 году до 9,3%. Таким образом,
проведение политики полной занятости
– приоритетная задача шведского правительства.
И это понятно: ведь в стране, где численность
наемных работников составляет немногим
более 4 млн. человек и где на каждого пенсионера
приходится всего трое работающих, уровень
безработицы, приближающийся к 6% (а для
многих развитых стран именно такой показатель
является признаком полной занятости),
чреват опасными экономическими и социальными
последствиями. Отличительная особенность
шведской политики полной занятости состоит
в том, что она охватывает все взрослое
население без исключения, а не только
его экономически активную часть. Это
гарантирует увеличение занятости трудоспособного
населения, несмотря на хозяйственную
конъюнктуру рынка.
2.3
Анализ реализации
социальной политики
в России
Нынешнему этапу развития российского общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы.
Поскольку социальная сфера в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря на снижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, также растет. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%.
Не менее важной задачей для социальной политики Российской Федерации является преодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в последние годы значительно выросла. По этому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.
По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) величина прожиточного минимума 2010 год в среднем по Российской Федерации составила 5902 российских рубля на душу населения (в среднемесячном исчислении).
По данным Росстата, исходя только из уровня денежных доходов, в 2010 году доля бедного населения в России составила примерно 13,1%. Под бедным населением понимаются граждане, имеющие реальный доход на душу населения ниже прожиточного минимума.
Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальном государстве. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг в связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот ветеранам, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезирование, изготовление ортопедической обуви и другое. Одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.
Следует отметить, что наблюдается рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в регионах.
Для решения проблемы занятости и безработицы необходимо принятие таких мер, как:
На мой взгляд, одной из самых главных проблем социальной политики российского государства является рост бедности. Происходит явное изменение структуры бедного населения. К категориям населения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий день, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда.
В числе первоочередных мер должны быть осуществлены: усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных Законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Недостаточная адресность многочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.
Следует заметить, что оформить государственную трудовую пенсию в России имеют право мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, определенным категориям граждан (например, работавшим на Крайнем Севере, военнослужащим, участникам боевых действий) пенсия назначается с более раннего возраста или в повышенном размере. Размер выплат устанавливается законодательно и в определенной степени зависит от заработка в течение жизни.
В
рамках социальной политики особое место
занимает политика в области образования.
Состояние образования в современных
условиях характеризуется противоречивыми
тенденциями. В целом за годы реформ удалось
обеспечить конституционные права граждан
на получение образования, включая среднее
и высшее профессиональное образование,
на конкурсной основе, сохранить сеть
государственных и муниципальных образовательных
учреждений, коллективы учителей и профессорско-
Также осуществляется реформа, основными принципами которой являются: открытость информации о состоянии здоровья населения; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Система здравоохранения требует структурных и функциональных преобразований, обеспечивающих:
Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
Повышение
уровня жизни россиян является важнейшей
программной задачей социальной
политики Российского государства.
В числе приоритетов
На
основе рассмотренного материала можно
сказать, что социальная политика в Германии,
Швеции, России, несмотря на имеющиеся
недостатки, развивается на достаточно
высоком уровне. Так, социальная политика
в Германии представляет собой систему
«всеобщего благоденствия», поскольку
построена по принципу социальных доплат
и пособий всем нуждающимся, которые таковыми
на самом деле зачастую не являются, а
если и относятся к нуждающимся, то уровень
пособий им позволяет не работать и находится
у государства на попечении годами. Социальная
политика в Швеции построена по принципу
всеобщего равенства и справедливости,
однако в последние годы модель дает сбои
из-за установления высоких налогов трудящихся.
Широко используется система социального
страхования. Уровень жизни в Швеции является
одним из самых высоких в мире. В системе
социальной политики России наблюдается
постепенный рост уровня жизни населения,
следует также отметить, что возраст, с
которого граждане Российской Федерации,
могут оформить пенсию, гораздо ниже, чем
в Германии и Швеции. Однако в России существует
проблема бедности, поэтому необходимо
предпринимать соответствующие эффективные
меры для ее преодоления.
3.
Анализ реализации
социальной политики
в Республике Беларусь
3.1
Анализ реализации
социальной политики
в 1990 – 2000 годах
В советский период развитие социального комплекса Беларуси, как и других республик СССР, осуществлялось в основном централизованно, и созданная система социальных гарантий во многом соответствовала ресурсным возможностям и потребностям того времени. При этом центральное место занимали конституционные гарантии: право на труд и устойчивость получения доходов, а также конституционные гарантии доступности социально значимых благ, таких как образование, здравоохранение, культура, жилье, коммунальные услуги, отдых. В институциональной структуре советской социальной системы преимущество отдавалось социальному обеспечению по сравнению с социальным страхованием. Частное страхование и социальная благотворительность фактически были сведены на нет. Действовала жесткая централизованная тарификация заработной платы и нормирования труда. Распределение доходов осуществлялось в значительной мере через общественные фонды потребления, что вело к сохранению относительно низкого удельного веса заработной платы в валовом внутреннем продукте. В решении проблем социального развития значительная роль отводилась предприятиям, трудовым коллективам и профсоюзам. В подчинении предприятий находились детские сады, учреждения здравоохранения, отдыха, питания . Снижение стимулов к высокопроизводительному труду как следствие уравнительной системы распределения доходов стало одной из причин краха советской социально-экономической системы,
Каждая
республика стала искать свой путь
развития. Многим он виделся в расширении
экономической
Второй этап развития социальной политики начался с середины 90-х годов, и его отличительной чертой стал переход от патерналистской модели к адресной социальной защите. Основные принципы данного этапа таковы:
При этом необходимо иметь в виду, что социальная политика не может рассматриваться как некая сепаративная и застывшая система. Являясь частью государственной политики, она так же, как государство, непрерывно развивается.
На начальный период реформирования экономики (1991 – 1995 года) сопровождался спадом производства и снижением уровня жизни практически всех слоев населения. Кризисное падение уровня жизни наблюдалось в 1995 году: ВВП снизился до 65% к уровню 1990 года, реальные денежные доходы населения – до 62%, а реальная заработная плата – до 56%.
В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь в течение 1996 – 2000 годов были приняты меры, направленные на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Их реализация позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить значительный рост денежных доходов и заработной платы.
Таким образом, в период с 1990 – 1999 года наше государство пережило сложный этап социально-экономического развития, связанный со становлением его суверенитета и с переходом к социально-ориентированной экономике. Этот процесс трудный и болезненный для большей части населения. В Беларуси на всех этапах переходного периода старались это учитывать и поэтому реформирование экономики осуществлялось так, чтобы максимально снизить социальную цену осуществляемых экономических преобразований. Это не всегда удавалось и в конечном счете привело к тому, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Беларуси снизилась с 71,1 года в 1990 году до 68,6 в 1995 и 67,9 в 1999 году, в том числе мужчин – 62,2 и женщин – 73,9 года. Особенно тревожат данные о мужском населении сельской местности. Здесь мужчины в среднем умирают в трудоспособном возрасте (59,6), даже не дожив до пенсионного. В целом же за период с 1990 по 1999 год ожидаемая продолжительность жизни мужчин уменьшилась на 4,1 года, женщин – на 1.7 и стала ниже уровня 1958 – 1959 годов (70,3 года).
Проблему усугубляет резкое ухудшение здоровья населения страны, о чем свидетельствует рост заболеваемости, который характерен для всех возрастных групп, включая детей.
В Республике Беларусь общая заболеваемость населения за 1991 – 1999 годы в целом по стране возросла на 40,5%. Крайне неблагоприятные тенденции роста заболеваемости отмечаются среди подростков 15 – 17 лет. Всего 13 – 15% всех выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 45 – 47% имеют функциональную патологию, 40% - хронические заболевания. Такое состояние здоровья подрастающего поколения являлось потенциальной угрозой безопасности страны.
3.2
Анализ реализации
социальной политики
в 2001 – 2005 годах
Прошедший
этап характеризуется положительными
тенденциями повышения уровня жизни
населения. Важнейшим индикатором
устойчивого и динамичного
Эффективная
политика государства по повышению
государственных минимальных
При значительном росте денежных доходов уменьшается дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение располагаемых ресурсов 10% наиболее 10% наименее обеспеченного населения снизилось за 5 лет с 5,8 до 5,2 раза.
Особенностью структуры денежных доходов переходного периода в республике является увеличение доли социальных трансфертов – пенсий, пособий, стипендий прочих выплат: в 2001 году – 20, 5, в 2004 году – 21,8.
В 2001 – 2005 годах обеспечены значительный рост денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности. Более высокими темпами повышались социальные трансферты, в первую очередь пенсии. По уровню средней заработной платы Беларусь среди стран СНГ находилась на третьем месте после России и Казахстана.
Данные,
характеризующие уровень жизни
населения за 2001 – 2005 года, представлены
в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Основные показатели уровня жизни населения
2000 | 2003 | 2004 | 2005 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | |||
46,5 | 192,4 | 250,8 | 329,3 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | |||
58,9 | 250,7 | 347,5 | 463,7 |
Средний размер назначенных (пенсий на конец года), тыс. руб. | |||
36,4 | 113,9 | 172,6 | 211 |
Удельный
вес населения с уровнем | |||
41,9 | 27,1 | 17,8 | 12,7 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | |||
114,1 | 103,9 | 109,8 | 118,4 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году | |||
112 | 103,2 | 117,4 | 120,9 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году | |||
143,2 | 101,4 | 132,4 | 113,2 |
1) Стоимостные
показатели с учетом деноминации (уменьшение
в 1000 раз).
К приоритетным направлениям социальной политики в Республике Беларусь относится сокращение уровня малообеспеченности. Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу. Перед международным сообществом была поставлена задача (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) сократить вдвое к 2015 году долю населения проживающего в условиях бедности и крайней нищеты, то есть имеющего доход менее 1 – 2 доллара в день. К решению этой задачи присоединилась и Республика Беларусь.
В нашей стране для определения уровня бедности используется черта малообеспеченности, определенная в 1999 году Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». Величина бюджета прожиточного минимума в ценах июня 2005 года в расчете на месяц в среднем на душу населения составляла 146 150. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1016 от 13 сентября 2005 года утверждена новая «потребительская корзина», которая будет применяться для определения уровня малообеспеченности в дальнейшем.
Последовательное осуществление государственных мер, имеющих целью повышение денежных доходов и обеспечение социальной защиты населения способствовало значительному снижению доли граждан с доходами ниже официально установленной черты малообеспеченности: с 41,9% в 2000 году до 17,8% в 2004 году. В 2001 году снижение малообеспеченности (уровень ее составил 28,4%) было связано с ростом среднедушевых доходов, в 2004 году – с повышением минимальной заработной платы. Пороговое значение данного показателя – 10%. В дальнейшем с увеличением минимальной, ростом средней заработной платы и среднедушевых доходов население с доходами ниже бюджета прожиточного минимума будет сокращаться.
За период 2001 – 2005 годов значительно снизилась доля населения с доходами ниже 60% бюджета прожиточного минимума – с 9,9 в 2000году до 2% в 2005 году. Этот уровень можно считать чертой бедности – лица с доходами ниже 60% бюджета прожиточного минимума при определенных условиях имеют право на получение адресной социальной помощи.
Своевременно и в полном объеме выплачиваются пенсии, постоянно осуществляется их перерасчет. За 2001 – 2005 годы трудовые пенсии повышались 14 раз, реальная пенсия увеличилась вдвое. При этом минимальная пенсия достигла бюджета прожиточного минимума.
Обеспечивается
эффективная занятость
Таблица 3.2 – Уровень зарегистрированной безработицы
|
Сохранена система социальных льгот для самых уязвимых категорий населения – ветеранов, многодетных семей, детей-сирот. Действует эффективная система адресной помощи.
Важное направление системы социальной защиты – охрана материнства и детства. За 2001 – 2005 годы размеры детских пособий увеличились более чем в 4 раза. Так, если в 2001 году пособие на ребенка в возрасте до 3-х лет составляло около 22 тысяч рублей, то в 2005 году – более 98 тысяч рублей.
Продолжилось
также реформирование национальной
системы здравоохранения, повысился
уровень эффективности
В республике отмечается стабилизация медико-демографической ситуации. За 2002 – 2004 года смертность населения снизилась на 3,5%, рождаемость увеличилась на 2,2%. Система здравоохранения Беларуси по основным показателям развития – одна из динамично развивающихся и лучших среди стран СНГ. Продолжительность жизни в Республике Беларусь составляет 69 лет (в России – 65, Казахстане – 66, Украине Молдове – 68 лет), показатель младенческой смертности – 6,4 на 1 тыс. родившихся (в Молдове – 12,2, России – 11,5, Украине – 9,5).
В стране гарантировано бесплатное общедоступное среднее образование. На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 6% ВВП.
Сохранилось
бесплатное среднее специальное
и высшее образование, которое может
получить молодой человек на конкурсной
основе. При этом особое внимание уделяется
обеспечению равенства
В соответствии с требованиями национальной экономки постоянно совершенствуется объемы и квалификационная структура подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием. Ежегодно в учебных заведениях профтехобразования вводится по 20–30 интегрированным профессиям. Около 70% выпускников за период обучения получают две и более квалификации.
Выявлением
и поощрением одаренных молодых
людей занимается специальный фонд
Президента Республики Беларусь. За 10
лет существования более 11 тысяч
учеников школ, студентов, преподавателей
и ученых, которые плодотворно работают
с талантливой молодежью, получили от
фонда финансовую поддержку по шести программам
его основной деятельности.
3.3
Анализ реализации
социальной политики
в Республике Беларусь
в 2006-2010 годах
Основные цели проводимой в 2006-2010 годах социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда (в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи), государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов: в 1995 году ВВП составлял 121403 тыс. руб., в 2001 году – 17173 тыс. руб. (после деноминации 2000 года). В 2009 – 136790 тыс. руб. В январе-октябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 году в сопоставимых ценах на 6,8%. Значительно снизила уровень бедности, повысилась покупательная способность населения и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой
Оценка перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения доступности образования, здравоохранения и социальной защиты.
В
настоящее время в Республике
Беларусь политика оплаты труда основывается
на принципах государственного регулирования,
установления государственных гарантий
и самостоятельности предприятий. Сегодня
можно сказать, что прежняя система тотального
государственного управления заработной
платой разрушена, а новая, рыночная так
и не создана. Реальная практика подтверждает
это, так как свидетельствует о росте заработной
платы при снижении объемных показателей,
о складывающихся необоснованных, межотраслевых
различиях в заработной плате и в то же
время об уравнительности в оплате труда
различных профессионально-
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59%, реальная пенсия по возрасту — на 58%.
Данные, характеризующие уровень жизни населения за 2006 – 2010 года, представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Основные показатели уровня жизни населения за 2006 – 2009 года
2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | |||
416,9 | 503,9 | 648,2 | 753,6 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | |||
582,3 | 694 | 868,2 | 981,6 |
Средний размер назначенных (пенсий на конец года), тыс. руб. | |||
277,6 | 328,2 | 389,4 | 429,5 |
Удельный
вес населения с уровнем | |||
11,1 | 7,7 | 6,1 | 5,4 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | |||
117,8 | 113,2 | 111,8 | 102,7 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году | |||
117,3 | 110 | 109 | 100,1 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году | |||
123,4 | 105,4 | 104,7 | 100,2 |
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 года № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 года размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб. Хотя это и выше, чем в России, но данная МЗП не может в полной мере выступать в качестве нижней границы цены рабочей силы.
Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Особенно много проблем накопилось в программах социального страхования, включая пенсионное обеспечение и социальной помощи.
Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь построена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребность населения пенсионного возраста.
Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26 %) — лица пенсионного возраста.
Большинство пенсионеров республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном — 35% фонда оплаты труда) и работников (1% индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства — на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.
В последнее время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2010 – 136,2 тысячи человек.
Накопилось некоторые проблемы и в программах социальной помощи. Среди них: высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходов на развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям; отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан, оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.
Что
касается безработицы, то она удерживается
в социально допустимых пределах — 0,8
— 0,9 процента к экономически активному
населению (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Уровень зарегистрированной безработицы
|
Замедлились
темпы сокращения численности населения.
Ожидаемая продолжительность
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
На основании главы можно сделать следующие выводы: Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.
Сегодня
наиболее важными социальными проблемами
в республике являются: повышение уровня
жизни населения, устранение бедности,
рост доходов населения, обеспечение занятости
населения, охрана и безопасность труда,
социальная защита нетрудоспособных и
малообеспеченных граждан и их семей,
государственное регулирование социальной
сферы. Своевременное их решение будет
не только способствовать более полному
включению всего населения в рыночные
реформы, но и позволит самому процессу
перехода придать социальную направленность
и тем самым реализовать его конечные
цели — создание благоприятных условий
и обеспечение высокого качества жизни
для каждого человека, семьи, населения
в целом.
Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.
Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Основой
для формирования гибкой системы
социальной защиты, которая позволит
предупреждать возможные
Согласно
данным ООН, индекс развития человеческого
потенциала за 2010 год в Германии
и Швеции равен 0,885, в Беларуси –
0,732, в России – 0,719. Таким образом, Швеция
и Германия относятся к странам с высоким
ИРЧП, а Беларусь и Россия – к странам
со средним ИРЧП.
Информация о работе Социальная политика в развитых странах и Республике Беларусь