Социальная защита в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:56, реферат

Описание

Социальная защита населения как социальный институт имеет большое значение в жизни человечества, поскольку является неотъемлемой частью социума на всех этапах его существования и развитии.

Работа состоит из  1 файл

Раздел 1.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

 

1 Главная  цель социальной защиты в РБ. Сущность и    принципы         устойчивого развития

1.1Понятие и цели развития системы социальной защиты населения.

   Социальная  защита населения как социальный  институт имеет большое значение  в жизни человечества, поскольку является неотъемлемой частью социума на всех этапах его существования и развитии.

   Республика  Беларусь, провозгласив себя в  ст.1 Конституции социальным государством, деятельность которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека, выделила социальную функцию в качестве основополагающего элемента конституционного порядка, определив тем самым, ее доминирующее положение среди других направлений деятельности государства, в связи с чем, на законодательном уровне осуществляется регулирование реализации социальных прав, установление дополнительных гарантий по социальной защите отдельных категорий граждан.

   Конституционно-правовое закрепление обязательств означает, что деятельность, осуществляемая государством по отношению к гражданам, нуждающимся в защите, необходимо рассматривать не как акты государственной милости, а как законное притязание личности требовать от государства предоставления данных услуг.

      По мере экономического роста главной целью деятельности социального государство является создание благоприятных социальных условий для граждан, что определяет социальную защиту населения как первоочередную и наиболее важную.


   Таким образом, социальная защита представляет собой деятельность Государства направленную на материальное обеспечение,  и деятельность по проведению мероприятий, направленных на профилактику социального неблагополучия, создание оптимальных условий жизнедеятельности, защиту прав и интересов различных социальных групп и категорий населения.

   Социальную защиту можно рассматривать в двух аспектах:  

  1. в широком смысле - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности

законодательно  закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав;

    2) в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

   Под системой социальной защиты  следует понимать совокупность институтов и

 

 

 

 

 

 

мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия. В свою очередь под социальными рисками следует понимать риски, возникающие по причинам общественного характера, которые предопределены объективными социально-экономическими условиями и мало зависят от воли отдельного человека. Следовательно, система социальной защиты охватывает защиту от рисков, связанных с временной или длительной нетрудоспособностью, несчастным случаем, старостью, потерей кормильца и др.          В них входят следующие составные части:

  1. Медицинское страхование;
  2. Страхование по старости и смерти;
  3. Страхование от несчастных случаев на производстве;
  4. Страхование по безработице;
  5. Страхование по инвалидности.

   К системе социальной  защиты наряду с приведенными  выше элементами принадлежат также минимальные социальные обеспечения и социальные трансферты в рамке жилищной, образовательной и семейной политики. Под социальными трансфертами понимается деньги, которое государство направляет для оказания безвозмездной помощи нуждающимся.

   Необходимость государственной социальной защиты обусловлено рядом факторов, к которым можно отнести следующие. Во-первых, это особенность организации современного индустриального общества, в котором значительное число его членов является наемными работниками. Временная или длительная нетрудоспособность может привести к потере трудящимся источников существования. Во-вторых, одной из основных причин возникновения социальной защиты является характер современной семьи, размер которой по сравнению с семьей доиндустриального общества слишком мал, чтобы служить неформальным институтом защиты против социальных рисков. В-третьих, из-за большого числа нуждающихся в социальном обеспечении ни церковные, ни коммунальные, ни общественные или другие подобные организации не способны предложить в современных условиях удовлетворительной социальной поддержки. В-четвертых, снижение социальных рисков путем индивидуального страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемые частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям. Последним фактором, обусловливающим необходимость социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающих в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальные услуги при наступлении страхового случая.(пун.1.1,стр.11-13)

 

 

 

 

 

Система социальной защиты


 

 

 

 

  • Обусловлена социальным риском

 

 

 

 

  • Гуманность
  • Дифференцированность
  • Гибкость
  • Надежность и др.


 

 

 

Денежная

Натуральная


 

 

 


 

 

 

Схема 1

Система социальной защиты населения(пун.2.6, стр.209)

 

   Основной целью системы социальной защиты населения является избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность  и принципы устойчивого развития системы социальной защиты населения в РБ.


 

  Сущность система социальной защиты населения состоит в принятии мер по защите населения. Развитие системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально- психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

   При рассмотрении  системы социальной защиты необходимо  выделить, что сущность системы социальной защиты проявляется в её функциях: экономической, политической, демографической, социально-реабилитационной.

   Экономическая функция  заключается в замещении заработка  (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказания минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

   Политическая функция  способствует поддержанию социальной  стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

   Демографическая  функция призвана стимулировать  воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

   Социально-реабилитационная  функция направлена  на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых слоев населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.(пун.2.7,стр.545-547)

          Национальная система социальной защиты сформировалась с учетом специфики экономического, социального и культурного развития страны.

   Система социальной защиты Беларуси строится на следующих принципах:

  • Адресность, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным лицам (семьям) с учетом их индивидуальной потребности;
  • Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи;
  • Финансовая устойчивость на основе перехода к использованию в ресурсном обеспечении социальных стандартов;
  • Приоритет активных мер социальной защиты граждан;
  • Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько её видов;
  • Динамичность оказания социальной защиты, предусматривающий регулярный пересмотр социальных нормативов по мере роста показателей стоимости жизни;
  • Всеобщность, предусматривающая одинаковую для каждого возможность получения помощи при наступлении трудной жизненной ситуации;
  • Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты;
  • Участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

   Основной и  традиционной системой принципов  социальной защиты,  международными договоренностями определены: равноправие всех граждан, независимо от половой, расовой принадлежности или миграционного статуса; солидарность социальных групп и поколений; обязательность в участии в финансировании; ответственность государства за управление и надзор за институтами социальной защиты. (пун.2.8,стр.32)

   В целях приведения традиционной системы принципов современных тенденций необходимо дополнить ее следующими принципами: принцип индивидуальной ответственности и социальной справедливости, предполагающая прямую пропорциональность взносов и выплат при финансирования системы социальной защиты, а также возможность достижения желаемых уровней социальной защищенности; принцип равной возможности доступа к институтам и инструментам социальной защиты, предполагающая  создание равных возможностей для различных социальных групп получить равный уровень социальной защищенности; принцип экономической эффективности использования всех ресурсов системы социальной защиты, предполагающий оценку эффективности функционирования и инструментов по заданным критериям.

   Рассматривая принципы системы социальной защиты с позиции минимизации социальных рисков, можно отметим несколько важных моментов:

  • Принцип равноправия призван минимизировать социальные риски доступа (интеграции) на рынок труда и, тем самым, минимизироватъ риск неполучения дохода или риск несправедливого дохода неадекватного вложенному труду.
  • Принцип солидарности направлен на минимизацию риска несправедливого дохода неадекватно вложенному труду.
  • Принцип солидарности направлен на минимизацию риска хронически низких доходов, а так же рисков утраты трудоспособности за счет диверсификации эти рисков, как по социальным группам этого общества, так и между поколениями.
  • Принцип участия в финансировании также призван минимизировать социальные риски утраты доходов, однако природа этих рисков отлична от природы интеграционных рисков в рынок труда. В данном случае минимизируется риск попадания за черту бедности из-за недостаточности финансирования системы социальной защиты, это с одной стороны, при рассмотрении перераспределительных систем. С другой стороны, при рассмотрении накопительных систем, это дополнительная возможность диверсификации рисков с привязкой к рынку капитала, а не только уровню заработной платы.
  • Принцип государственной ответственности за регулирование деятельности институтов социальной защиты и демократизации управления ими направлен на минимизацию рисков утраты доходов и имеет два аспекта: Государственное гарантирование адекватного экономической ситyaции уровня социальной защиты, а так же государственное регулирование и надзор за предоставлением установленных социальных стандартов.
  • Принцип личной ответственности и социальной справедливости относится к разряду понятий несвойственных традиционным системам социальной защиты, оговоренных в международных документах. Вместе с тем, этот принцип направлен на мотивацию населения к активной трудовой и жизненной позиции за счет чего минимизируются риски бедности вследствие осознанного и ответственного отношения и понимая собственной роли в обеспечении достойного уровня социальной защищенности в соответствии с личной потребностью. При этом, больший вклад в создание системы социальной защиты должен поощряться и большей отдачей.
  • Принцип равновесного доступа к институтам и инструментам социальной защиты призван минимизировать и уровнять социальные риски различных групп за счет предоставления возможностей получить равный уровень социальной защищенности.

Информация о работе Социальная защита в РБ