Социальное партнерство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:45, реферат

Описание

В данной работе описывается пути становления социального партнерства и его развитие в РФ.

Работа состоит из  1 файл

глава 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

     В России сегодня сложилась разветвленная  многоуровневая система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

     В настоящее время система социального  партнерства в Российской Федерации представлена:

  • Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации, заключенным на 2008-2010 годы;
  • отраслевыми тарифными соглашениями;
  • трехсторонними региональными соглашениями;
  • соглашениями, заключенными в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам;
  • коллективными договорами.

     Вступивший  с силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации повысил  значимость коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, передав в эту систему многие вопросы социально-трудовой сферы. Кодекс предоставил дополнительные возможности по повышению эффективности этого процесса и созданию целостной системы коллективно-договорной кампании.

       Особенности системы социального партнерства в РФ:

     - размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;

     - отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Трудовой Кодекс в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей; 

     - сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т. д.;

     - рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;

     - преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;

     - в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ.

     Регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, организацию контроля за их исполнением в субъектах Федерации обеспечивают областные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, районные (городские) трехсторонние комиссии.

     Одним из основных направлений деятельности трехсторонних комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений является заключение трехсторонних региональных, отраслевых тарифных соглашений на областном и районных уровнях, а также территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и осуществление контроля за их выполнением.

     Трехсторонними  региональными соглашениями устанавливаются  главные цели и показатели социально-экономического развития региона, задачи и приоритетные направления социально-экономической политики, а также механизмы ее реализации, предусматриваются взаимные обязательства сторон в сфере экономических и производственных отношений, в вопросах занятости, социальной защиты населения, оплаты и охраны труда и др.

     Контроль  за выполнением соглашений осуществляется сторонами социального партнерства и областными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Итоги выполнения соглашений рассматриваются ежегодно.

     В 2008 г. в республиках, краях, областях и автономных округах РФ действовало 6,7 тыс. соглашений. Из них: 79 региональных (трехсторонние соглашения между администрациями регионов, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей), 3687 отраслевых, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 1287 территориальных и 1699 иных соглашений.

     Из  общего количества соглашений, действующих  в 2008 г. в субъектах Федерации, на региональном уровне заключено 954 соглашения, на территориальном уровне - 2733.

     По  данным субъектов Федерации, в организациях всех форм собственности действовало около 207 тыс. коллективных договоров (на 8% больше, чем в предыдущем году). Уведомительную регистрацию в органах по труду прошли 177 тыс. коллективных договоров. По состоянию на 1 января 2006 г. коллективными договорами было охвачено 27,3 млн. человек, или 62% общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики.  

     В 2007 г. особое внимание региональные трехсторонние  комиссии уделяли вопросам регулирования социально-трудовых отношений, оплаты труда и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости населения, а также охраны труда и экологической безопасности.

     Большое значение придавалось созданию территориальных  трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях, деятельность которых направлена на снижение социальной напряженности на соответствующих территориях. Результатом их работы явилось заключение территориальных трехсторонних соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей и администрациями районов, которые определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, способствуют дальнейшему развитию процесса заключения отраслевых территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

     Территориальными  трехсторонними комиссиями муниципальных  образований рассматривались вопросы разработки и выполнения территориальных соглашений, развития коллективно-договорного регулирования и вовлечения в этот процесс организаций малого и среднего бизнеса, соблюдения трудового законодательства, создания безопасных условий труда на производстве, своевременности выплаты заработной платы, развития рынка труда и занятости населения.

     В соответствии с заключенными в субъектах Федерации соглашениями разрабатываются прогнозы основных направлений социально-экономического развития регионов, территорий и муниципальных образований; совершенствуется законодательная база для развития социально-трудовых отношений и повышения инвестиционной активности; осуществляются мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

     Обращение РТК способствовало повышению внимания субъектов Федерации к вопросам обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда, к разработке программ совместных действий органов государственной власти, областных объединений профсоюзов и областных объединений работодателей.

     В целях усиления контроля за исполнением требований трудового законодательства в части повышения уровня, своевременности и полноты выплаты заработной платы во всех регионах созданы областные (республиканские, краевые) межведомственные комиссии по погашению задолженности по заработной плате, в состав которых входят представители органов исполнительной власти, объединений работодателей, объединений профсоюзов, Государственной инспекции труда, управления внутренних дел, прокуратуры, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики. На заседания комиссий приглашаются руководители предприятий и организаций, допустившие задолженность по заработной плате. Работа комиссий освещается в средствах массовой информации. Аналогичные комиссии созданы практически во всех муниципальных образованиях, которые занимаются вопросами погашения задолженности по заработной плате на территориальном уровне.

     В планы работ региональных трехсторонних  комиссий на 2009 г. включены вопросы реализации приоритетных национальных проектов Президента Российской Федерации, эффективности проводимой в регионе инвестиционной деятельности, а также вопросы поэтапного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечения занятости молодежи.

     Особую  роль в развитии социального партнерства  играют коллективные договоры на предприятиях. В результате переговоров при заключении коллективных договоров работодатели устанавливают более высокие по сравнению с действующим законодательством трудовые и социально-экономические условия и гарантии.

     Органами  по труду субъектов Федерации совместно с социальными партнерами осуществляется контроль за выполнением коллективных договоров, заключенных в организациях и на предприятиях. Согласно представленным материалам, в целом по федеральным округам за 2008 г. произошло незначительное уменьшение количества заключенных коллективных договоров, что обусловлено главным образом реструктуризацией многих предприятий. В Северо-Западном федеральном округе количество заключенных колдоговоров уменьшилось на 7%, в Южном ФО - на 4%, в Уральском ФО- на 3%, в Дальневосточном ФО - на 1%.

     В 47 субъектах Федерации количество заключенных колдоговоров выросло. В Центральном ФО - на 15%, в Приволжском ФР - на 9%, в Сибирском ФО - на 27%.

     В целом по Российской Федерации более 177 тыс. коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию в органах по труду (86%). В Центральном ФО зарегистрировано 85%, Северо-Западном - 85%, Южном - 97%, Приволжском - 79%, Уральском - 82%, Сибирском - 90%, Дальневосточном - 83% общего количества заключенных в этих округах коллективных договоров.

     Все коллективные договоры  100% зарегистрированы в Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Оренбургской, Самарской, Тамбовской областях, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Усть - Ордынском Бурятском и Корякском АО. Еще в 39 субъектах Российской Федерации удельный вес зарегистрированных коллективных договоров превышает 90%.

     Охват работников коллективными договорами в 2005 г. в среднем по РФ составил 62%, в Центральном ФО - 56%, Северо – Западном ФО - 49%, Южном ФО - 65%, Приволжском ФО - 70%, УФО - 75%, Сибирском ФО - 66%, Дальне – Восточном ФО - 56%.

     Наибольший  охват (в среднем от 70% и более) работников коллективными договорами отмечен в Белгородской, Брянской, Курганской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Омской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Свердловской, Сахалинской, Тамбовской, Томской, Ульяновской областях, республиках Дагестан, Кабардино - Балкария, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Алтайском крае.

     Как и прежде, максимальное количество коллективных договоров (57%) заключается  на предприятиях, относящихся к государственной  и муниципальной формам собственности. По отраслям экономики наибольшее их количество подписано в народном образовании, бытовом обслуживании населения, жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности, здравоохранении, культуре и искусстве.

     Менее активно работа по заключению коллективных договоров проводилась в строительстве, торговле и общественном питании, то есть в отраслях, основная доля предприятий которых относится к частной форме собственности (большинство работодателей частного сектора по-прежнему не желают брать на себя обязательства по социально-трудовым гарантиям наемных работников).

     Не  на всех территориях и в отраслях сформированы представительные объединения работодателей, что приводит к снижению эффективности влияния отраслевых и территориальных соглашений.

     Согласно  информации органов по труду субъектов  Федерации, основными факторами, сдерживающими развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, являются:

     -  неустойчивое финансово-экономическое  положение ряда организаций;

     -  отсутствие инициативы во вновь  создаваемых организациях, а также  в организациях малого и среднего  бизнеса, где не сформированы  представительные органы социального партнерства;

     - нежелание многих работодателей  брать на себя социальные обязательства в условиях экономической и финансовой нестабильности;

     - отсутствие на многих предприятиях  профсоюзных организаций; 

     - социальная пассивность работников, отсутствие стремления к объединению и коллективной защите своих интересов, недооценка ими роли коллективного договора.

     В 2008 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2007 г. снизилось с 48 до 41 (количество участников составило 42,5 тыс. человек), из них урегулировано 17, в том числе службой по урегулированию коллективных трудовых споров - 13.

     Основные  причины споров - низкий уровень  заработной платы, задержка ее выплаты, а также разногласия между  работниками и работодателями по вопросам выполнения условий и положений коллективных договоров.

Информация о работе Социальное партнерство в РФ