Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:45, реферат
В данной работе описывается пути становления социального партнерства и его развитие в РФ.
В России сегодня сложилась разветвленная многоуровневая система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
В
настоящее время система
Вступивший с силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации повысил значимость коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, передав в эту систему многие вопросы социально-трудовой сферы. Кодекс предоставил дополнительные возможности по повышению эффективности этого процесса и созданию целостной системы коллективно-договорной кампании.
Особенности системы социального партнерства в РФ:
- размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;
- отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Трудовой Кодекс в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей;
- сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т. д.;
- рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;
- преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;
-
в России не было, да и не могло быть теоретической
и социально-психологической подготовки
к восприятию социального партнерства,
нужна система пропагандистско-
Регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, организацию контроля за их исполнением в субъектах Федерации обеспечивают областные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, районные (городские) трехсторонние комиссии.
Одним из основных направлений деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений является заключение трехсторонних региональных, отраслевых тарифных соглашений на областном и районных уровнях, а также территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и осуществление контроля за их выполнением.
Трехсторонними региональными соглашениями устанавливаются главные цели и показатели социально-экономического развития региона, задачи и приоритетные направления социально-экономической политики, а также механизмы ее реализации, предусматриваются взаимные обязательства сторон в сфере экономических и производственных отношений, в вопросах занятости, социальной защиты населения, оплаты и охраны труда и др.
Контроль за выполнением соглашений осуществляется сторонами социального партнерства и областными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Итоги выполнения соглашений рассматриваются ежегодно.
В 2008 г. в республиках, краях, областях и автономных округах РФ действовало 6,7 тыс. соглашений. Из них: 79 региональных (трехсторонние соглашения между администрациями регионов, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей), 3687 отраслевых, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 1287 территориальных и 1699 иных соглашений.
Из общего количества соглашений, действующих в 2008 г. в субъектах Федерации, на региональном уровне заключено 954 соглашения, на территориальном уровне - 2733.
По
данным субъектов Федерации, в организациях
всех форм собственности действовало
около 207 тыс. коллективных договоров (на
8% больше, чем в предыдущем году). Уведомительную
регистрацию в органах по труду прошли
177 тыс. коллективных договоров. По состоянию
на 1 января 2006 г. коллективными договорами
было охвачено 27,3 млн. человек, или 62% общей
численности работников, занятых в реальном
секторе экономики.
В 2007 г. особое внимание региональные трехсторонние комиссии уделяли вопросам регулирования социально-трудовых отношений, оплаты труда и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости населения, а также охраны труда и экологической безопасности.
Большое значение придавалось созданию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях, деятельность которых направлена на снижение социальной напряженности на соответствующих территориях. Результатом их работы явилось заключение территориальных трехсторонних соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей и администрациями районов, которые определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, способствуют дальнейшему развитию процесса заключения отраслевых территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
Территориальными трехсторонними комиссиями муниципальных образований рассматривались вопросы разработки и выполнения территориальных соглашений, развития коллективно-договорного регулирования и вовлечения в этот процесс организаций малого и среднего бизнеса, соблюдения трудового законодательства, создания безопасных условий труда на производстве, своевременности выплаты заработной платы, развития рынка труда и занятости населения.
В соответствии с заключенными в субъектах Федерации соглашениями разрабатываются прогнозы основных направлений социально-экономического развития регионов, территорий и муниципальных образований; совершенствуется законодательная база для развития социально-трудовых отношений и повышения инвестиционной активности; осуществляются мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.
Обращение РТК способствовало повышению внимания субъектов Федерации к вопросам обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда, к разработке программ совместных действий органов государственной власти, областных объединений профсоюзов и областных объединений работодателей.
В целях усиления контроля за исполнением требований трудового законодательства в части повышения уровня, своевременности и полноты выплаты заработной платы во всех регионах созданы областные (республиканские, краевые) межведомственные комиссии по погашению задолженности по заработной плате, в состав которых входят представители органов исполнительной власти, объединений работодателей, объединений профсоюзов, Государственной инспекции труда, управления внутренних дел, прокуратуры, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики. На заседания комиссий приглашаются руководители предприятий и организаций, допустившие задолженность по заработной плате. Работа комиссий освещается в средствах массовой информации. Аналогичные комиссии созданы практически во всех муниципальных образованиях, которые занимаются вопросами погашения задолженности по заработной плате на территориальном уровне.
В планы работ региональных трехсторонних комиссий на 2009 г. включены вопросы реализации приоритетных национальных проектов Президента Российской Федерации, эффективности проводимой в регионе инвестиционной деятельности, а также вопросы поэтапного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечения занятости молодежи.
Особую роль в развитии социального партнерства играют коллективные договоры на предприятиях. В результате переговоров при заключении коллективных договоров работодатели устанавливают более высокие по сравнению с действующим законодательством трудовые и социально-экономические условия и гарантии.
Органами по труду субъектов Федерации совместно с социальными партнерами осуществляется контроль за выполнением коллективных договоров, заключенных в организациях и на предприятиях. Согласно представленным материалам, в целом по федеральным округам за 2008 г. произошло незначительное уменьшение количества заключенных коллективных договоров, что обусловлено главным образом реструктуризацией многих предприятий. В Северо-Западном федеральном округе количество заключенных колдоговоров уменьшилось на 7%, в Южном ФО - на 4%, в Уральском ФО- на 3%, в Дальневосточном ФО - на 1%.
В 47 субъектах Федерации количество заключенных колдоговоров выросло. В Центральном ФО - на 15%, в Приволжском ФР - на 9%, в Сибирском ФО - на 27%.
В целом по Российской Федерации более 177 тыс. коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию в органах по труду (86%). В Центральном ФО зарегистрировано 85%, Северо-Западном - 85%, Южном - 97%, Приволжском - 79%, Уральском - 82%, Сибирском - 90%, Дальневосточном - 83% общего количества заключенных в этих округах коллективных договоров.
Все коллективные договоры 100% зарегистрированы в Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Оренбургской, Самарской, Тамбовской областях, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Усть - Ордынском Бурятском и Корякском АО. Еще в 39 субъектах Российской Федерации удельный вес зарегистрированных коллективных договоров превышает 90%.
Охват работников коллективными договорами в 2005 г. в среднем по РФ составил 62%, в Центральном ФО - 56%, Северо – Западном ФО - 49%, Южном ФО - 65%, Приволжском ФО - 70%, УФО - 75%, Сибирском ФО - 66%, Дальне – Восточном ФО - 56%.
Наибольший охват (в среднем от 70% и более) работников коллективными договорами отмечен в Белгородской, Брянской, Курганской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Омской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Свердловской, Сахалинской, Тамбовской, Томской, Ульяновской областях, республиках Дагестан, Кабардино - Балкария, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Алтайском крае.
Как и прежде, максимальное количество коллективных договоров (57%) заключается на предприятиях, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности. По отраслям экономики наибольшее их количество подписано в народном образовании, бытовом обслуживании населения, жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности, здравоохранении, культуре и искусстве.
Менее активно работа по заключению коллективных договоров проводилась в строительстве, торговле и общественном питании, то есть в отраслях, основная доля предприятий которых относится к частной форме собственности (большинство работодателей частного сектора по-прежнему не желают брать на себя обязательства по социально-трудовым гарантиям наемных работников).
Не на всех территориях и в отраслях сформированы представительные объединения работодателей, что приводит к снижению эффективности влияния отраслевых и территориальных соглашений.
Согласно информации органов по труду субъектов Федерации, основными факторами, сдерживающими развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, являются:
-
неустойчивое финансово-
-
отсутствие инициативы во
-
нежелание многих
-
отсутствие на многих
- социальная пассивность работников, отсутствие стремления к объединению и коллективной защите своих интересов, недооценка ими роли коллективного договора.
В 2008 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2007 г. снизилось с 48 до 41 (количество участников составило 42,5 тыс. человек), из них урегулировано 17, в том числе службой по урегулированию коллективных трудовых споров - 13.
Основные причины споров - низкий уровень заработной платы, задержка ее выплаты, а также разногласия между работниками и работодателями по вопросам выполнения условий и положений коллективных договоров.