Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции, ее классификацию, ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Инфляция: понятие, теории и причины её возникновения..….6
2 Виды и формы инфляции. Измерение инфляции …………………….11
3 Экономические и социальные последствия инфляции……………………….27
4 Антиинфляционная политика: понятие, теоретические концепции…….31
5 Особенности преодоления инфляционных процессов в Республике Беларусь..35
Заключение………………………………………………………………………...40
Список использованных источников………………………………………….…42
Приложение А……………………………………………………………….…….43
Приложение Б…………………………………………………………………...…44
Приложение В…………………………………………………………….……….45
Приложение Г…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 160.47 Кб (Скачать документ)

Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции  или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся  реализовать.

Положительное влияние на бизнес оказывает комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции. Худший вариант  сочетание несбалансированной и непредвиденной.

4. Следует также отличать  ожидаемую инфляцию от неожидаемой.

• Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она планируется правительством страны.

Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как

• Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. Если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. В случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Когда внезапный скачок цен  происходит в экономике» не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает  так называемый "эффект Пигу": резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен и на краткосрочность явления. Вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия. Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что этот эффект описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.

5. С точки зрения проявления (степени вмешательства государства  в рыночные процессы) различают  «открытую» и «подавленную» инфляцию.

• Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы, то есть экономика со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.

• Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.

• Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.

В результате подавленной  инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного  процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике  диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при  подавленной инфляции только часть  денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих  денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в  условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные  цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение  продавцов и покупателей.

6. Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня  цен происходит с одновременным  сокращением производства, т.е. цена  и объем выпуска изменяются  в разных направлениях.

Таким образом, в зависимости  от разных факторов выделяют различные  виды инфляции. В экономике чаще всего происходит взаимодействие и  переплетение этих видов, и она развивается  как полномасштабная инфляция.

В экономической науке  различают такие формы инфляции: инфляция спроса, инфляция расходов (издержек) и структурная инфляция

 Q2-Q1- дефицит спроса.

Инфляция спроса -  наступает когда свободный спрос больше свободного предложения.

Причины:

1) Экономика не может увеличивать производство товаров и услуг, а спрос растет.

2) Государство субсидирует или неоправданно кредитует то или иное производство.

3) Военные расходы. Взвинчивание спроса без соответствующего товарного накопления.

4) Чрезмерная эмиссия.

Инфляция издержек - вызывается ростом издержек произвосдтва: из-за увеличения минимальной ЗП, цен на энергоносители и сырье. Рост издержек побуждает фирмы либо прямо поднимать цены на свою продукцию, либо сокращать производство при существующем уровне цен из-за того, что она стало менее прибыльным. Часто рост издержек приобретает характер цепной реакции и возникает инфляционная спираль: ЗП - цены.

Инфляция спроса (Приложение В). Суть этой формы: совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение. Инфляцию спроса можно понять, если проследить взаимосвязь совокупного спроса, занятости и цен. Увеличение совокупного спроса на рынке продуктов и услуг (С + G + I + X) на отрезке 1 вызывает увеличение реального объема производства (реальный ВНП - Q). Достигается это за счет увеличения использования ресурсов, включая рабочую силу. Но так как они остаются определенное время неисчерпанными и мобильными, то цены на них поддерживаются приблизительно на одном уровне. Это продолжается до достижения объема реального ВНП, равного Qo, когда некоторые виды ресурсов становятся дефицитными.

На отрезке 1 из-за постоянства  цен реальный и номинальный ВНП  растут с одинаковым темпом за счет увеличения объема производства. Отрезок 2 называется переходным и отражает неравномерное распределение ресурсов, т.е. в одних отраслях их лимит  исчерпан, в других — нет. Иначе  говоря, дефицит не носит глобального  характера, а наблюдается лишь в  отдельных отраслях. Дальнейшее увеличение спроса на продукцию не может компенсироваться за счет роста объема производства, поэтому в соответствии с законом  спроса и предложения приходится увеличивать цены Р. Кроме того, привлечение все большего числа работников ведет к росту стоимости рабочей силы, так как она становится дефицитным ресурсом. В результате увеличиваются заработная плата и издержки, которые служат дополнительным источником роста цен. При исчерпании ресурса квалифицированных работников приходится привлекать кадры с более низким уровнем подготовки, использование которых ведет к росту издержек.

Инфляция расходов (издержек) (Приложение Г) характеризуется воздействием ряда неденежных факторов на процессы ценообразования. Рассмотрим некоторые из них:

во-первых, лидерство в  ценах. Оно наблюдается, когда крупные  компании при формировании и изменении  цен ориентируются на цены, установленные  компаниями-лидерами, то есть наиболее крупными производителями в конкретной отрасли или в пределах локально-территориального рынка;

во-вторых, снижение роста  производительности труда и падение  производства;

в-третьих, ускорение прироста издержек и особенно заработной платы  в расчете на единицу продукции. При этом характерно, что активность профсоюзных организаций, как правило, не позволяет крупным компаниям  снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования  крупные компании компенсируют потери за счет ускоренного роста цен, то есть разворачивается спираль «заработная  плата - цены»;

в-четвертых, энергетический кризис, связанный с резким удорожанием  топлива, которое представляет собой  одну из важнейших составляющих себестоимости  продукции.

Структурная инфляция – это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая её как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен для развивающихся стран.

По существу, структурная  инфляция – это перемещение спроса. Суть данного экономического процесса состоит в том, что на товары, пользующиеся повышенным спросом потребителей, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые снижается: цены либо не падают, либо снижаются несущественно. Вследствие этих тенденций происходит: рост средних цен; сокращение или полное прекращение выпуска дешёвых товаров; снижение качества товаров при стабильных ценах на них.

Таким образом, структурная  инфляция – это вариант инфляции спроса или инфляции издержек, вызываемой неравномерным спросом или давлением  со стороны издержек в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки и др.

Из-за невозможности определения  первопричины появления инфляции бывает трудно провести границу между инфляцией, вызванной ростом издержек производства, и инфляцией спроса.

Примером такого положения  может служить, например, инфляция, вызванная повышением спроса над  предложением в результате увеличения правительственных расходов. В то же время увеличение  издержек  производства (с точки зрения предпринимателя) – это инфляция издержек. В первом случае инфляция будет продолжаться до тех пор, пока совокупный спрос  будет превышать производственные возможности страны. Но инфляция издержек носит ограниченный характер, поскольку  ведёт к сокращению предложения, что в свою очередь будет сдерживать давление на цену со стороны издержек.

На первом шаге инфляция может генерироваться из двух противоположных  источников: со стороны спроса (с  роста цен на конечный продукт, который (рост цен) распространяется затем на инвестиционные товары и сырьевые ресурсы), со стороны предложения (с роста  цен на сырьевые ресурсы, распространяемого  затем по цепочкам вплоть до конечного  продукта).

Единственный след исходного  различия источников инфляции, который  последняя сохраняет на всем протяжении своего существования - это продолжительность  периода дезинфляции, т.е. различия во времени, в течение которого инфляция, лишенная поддержки институтов, регулирующих объем денежной массы, обречена исчезнуть. Период дезинфляции в случае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляции спроса.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100.

Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов.

Существует  три способа измерения инфляционных процессов: [5]

Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен.

Обратим внимание на то, что  при оценке инфляции как макроэкономического  явления не используются цены на отдельные, даже особо важные товары. Для измерения  инфляции используются темпы прироста цен, то есть соответствующие индексы:

А) индекс цен на потребительские  товары (ИПЦ) (индекс стоимости жизни);

Для вычисления индекса цен  берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определённого  набора («рыночной корзины») для  временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной  группы товаров и услуг в базовом  периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах.

Таким образом индекс потребительских цен можно определить по формуле:

 

То есть:

;

где Р -- цены потребительских товаров в потребительской корзине;

Q -- объем потребительских товаров в потребительской корзине;

t -- текущий период;

o -- базовый период.

Данный индекс является наиболее широко распространенным официальным  показателем инфляции.

Б) чистый индекс потребительских  цен (учитываются только свободные  цены, также исключается влияние  косвенных налогов и субсидий);

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика