Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 04:42, контрольная работа

Описание

Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Китай (1).doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Социально-экономические  сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Завершение  Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа  социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства. Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличение экспорта капитала в Китай, в увеличение роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918 г. составили 1691 млн. ам. долларов, то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы – 3016 млн. Это обострение межимпериалистического соперничества которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии. Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с китайским капиталом. К позиции Англии была близка и позиция США, чьи капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в послевоенные годы все это вело к образованию империалистических группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на исторические судьбы Китая. Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма. Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-экономических процессов аграрной сферы. В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%). Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак), а также развитие животноводства. Наиболее же важным фактором роста сельскохозяйственного производства оставалось увеличение рабочей силы, обеспечиваемое за счет прироста сельского населения. Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия.

Социально-экономическая  политика нанкинского  правительства 1928-1937.

Социально-экономическая полтика правительства тех лет может быть охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества. Главной особенностью этой политики была все возрастающая роль государства в экономическом строительстве.  В это время успешно провели восстановление таможенной автономии, а затем радикально воздействовали, используя ее, на развитие внутреннего рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностранной конкуренции. Развитию национального рынка способствовало и решение правительства (17 мая 1930) о ликвидации внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).   Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание государственной банковской системы. Начало ее положено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, созданного исключительно на правительственные средства, без участия частного национального или национального капитала. Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк. Эти банки стаи важным правительственным рычагом воздействия на экономику страны, позволив, прежде всего, постепенно пойти по пути реформирования денежной системы. Проведя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монет и запретило хождение серебра в слитках (ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была объявлена радикальная валютная реформа – с этого времени единственным законным платным средством становились банкноты правительственных банков, все остальные банки, включая и иностранные, теряли право денежной эмиссии, и их банкноты обменивались на банкноты Центрального банка, а их наличное серебро в монетах и слитках также подлежало обмену. Результатом денежной реформы было укрепление положения национальной валюты и общая стабилизация китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской экономики.К определенному плановому регулированию подталкивали и серьезные экономические трудности, вызванные влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на Китай. Правительство проводит ряд мероприятий антикризисного регулирования в спичечной, цементной, сахарной, шерстоткатской, угольной и некоторых других отраслях промышленности, наиболее пострадавших от кризиса. Направленные, прежде всего на стимулирование национального капитала, все эти мероприятия вели в то же время к постепенному складыванию государственного сектора, к созданию довольно сильного механизма государственного вмешательства, к зарождению некоторых предпосылок монополизации важных отраслей промышленности. Производство 15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с 1926г. на 86%, т.е. среднегодовой прирост промышленной продукции равнялся 6,4%. При этом рост произошел в основном за счет деятельности национального капитала.   Активно сказалась правительственная экономическая политика на развитие транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился паровый флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых условиях железные дороги строились уже на 2/3 на китайские капиталы (прежде на национальный капитал приходилось лишь менее 1/10 вкладов в это строительство).   Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая. Под воздействием общего экономического оживления значительно изменился импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия – этих традиционных для предшествующих десятилетий предметов импорта резко сократился. Мировой экономический кризис и потеря Манчжурии резко сократили китайскую внешнюю торговлю. Однако весьма примечательные последующие изменения в товарообороте – происходит постепенное снижение ввоза при постепенном росте вывоза товаров. Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавших как «аграрная реконструкция»: введение системы круговой поруки (баоцзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и образования, помощью в создании различных форм кооперации.

Социально-экономическое  развитие оккупированных районов

В годы войны японские захватчики попытались реализовать свои колониальные планы на китайской земле, что существенно изменило характер социально экономического развития некоторых районов Китая. Хозяйственная активность японских захватчиков, стремившихся превратить Манчжурию в свою военно-промышленную базу, принципиально изменила экономический облик этой части Китая, причем экономические процессы, наметившиеся еще в предвоенное время, годы войны ускорились и углубились. Прежде всего, дальнейшее развитие получила тяжелая промышленность. Добыча угля и железной руды утроилась, а выплавка чугуна и стали, возросли в пять раз, быстро развивалась цветная металлургия. Особенно большое развитие получило машиностроение: значительно расширился выпуск промышленного оборудования и станков, увеличилось производство локомотивов и автомобилей. Естественно, что захватчики особое внимание уделяли производству различных видов вооружения и боеприпасов, в том числе производству такого сложного вооружения, как самолеты и танки. В ином положении находились отрасли, производившие потребительские товары – большие японские капиталовложения сюда не поступали. Исключение составляли текстильная и бумажная промышленности, в которых была заинтересована японская армия, и которые значительно выросли в этот период. В годы войны продолжалась и политика интенсификации сельского хозяйства Манчжурии, его дальнейшего подчинения интересам оккупантов. Выразилось это, прежде всего в расширении посевов технических культур, в росте производства которого японцы были особенно заинтересованы. Так , за годы войны производство хлопка удвоилось , а сахарной свеклы выросло даже в десять раз. За счет китайского крестьянства Манчжурии снабжалось оккупационная армия, в значительных количествах продовольствие и сельскохозяйственное сырье вывозилось в Японию. Постепенно все сельскохозяйственное производство было поставлено под строгий японский контроль, колонизаторы фактически забирали весь урожай. Крестьянство постепенно теряло заинтересованность в увеличение производства.Итогом 14-летнего хозяйничества Японии в Манчжурии было принципиальное изменение социально – экономической структуры этой части Китая. Из отсталой аграрной окраины Манчжурия превратилась в индустриально – аграрный район с развитой инфраструктурой и преобладанием тяжелой промышленности. Манчжурия стала действительно промышленной колонией, ибо основные экономические интересы захватчиков лежали именно в промышленной сфере. Манчжурия была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии. Под свой полный контроль японцы стремились взять не только промышленное производство и транспорт оккупированных районов, но и кредитно-банковскую систему, создав с этой целью резервные банки, контролировавшие денежный рынок.

Социально – политическое развитие неоккупированных районов 

Характер  экономической политики в это  время определяется нуждами войны. Война сделала неизбежным возрастание государственного вмешательства в экономику. Сложнейшей проблемой военной экономики была инфляция, во многом определявшая весь хозяйственный климат страны. Вполне естественный значительный рост правительственных военных расходов , с одной стороны , и потеря основных источников доходов, заставляли правительство чем дальше, тем больше обращаться к необеспеченной денежной эмиссии: уже в 1941 г. печатный станок работал почти в 10 раз энергичнее, чем до войны, а в начале 1945 г. – уже почти в 300 раз. Если в первые два-три года войны инфляция носила весьма умеренный для военного времени характер и реформированная в 1935 г. денежная система справлялась со своими функциями, то постепенно инфляция нарастала, приняв к концу войны катастрофический характер – цены 1945 г. более чем в 1000 раз превышали цены предвоенного года. Одной из наиболее трудных экономических проблем являлось налаживание налоговой системы военного времени. На нужды войны правительство пыталось перестроить и банковскую систему. Основные направления этой перестройки – централизация управления государственными банками и увеличение их роли в хозяйственной жизни, дальнейшая специализация банковской деятельности, усиление контроля за частными и местными банками. Эти мероприятия способствовали мобилизации финансовых средств для решения промышленного производства как в государственном , так и в частном секторе. Большую роль в укрепление финансовых и экономических позиций правительства сыграла внешнеэкономическая поддержка. Всего за годы войны Китай получил внешнеэкономической помощи на сумму около 1,5 млрд. дол. Для решения задач войны сопротивления особое значение имело промышленное развитие западных районов. Оно начиналось почти с нуля. Основой создания в этих отсталых районов промышленности послужили предприятия, эвакуированные из городов, захваченных японцами. По мере роста промышленности в ней происходили важные структурные изменения, главное из которых – превращение государственного предпринимательства в ведущую и преобладающую силу. В годы войны быстро росла и частная промышленность, однако частный сектор развивался при поддержке правительства и под его контролем. Правительство оказало значительную финансовую и техническую помощь предпринимателям, стремясь увеличить вклад частнокапиталистического сектора в развитии обороной промышленности. Новый принципиально важный момент в экономической политике в годы войны – стремление поставить под полный государственный контроль внешнюю и внутреннюю торговлю страны. Таким образом, за восемь лет войны принципиально изменилась роль государственного регулирования экономики и государственного предпринимательства. Из второстепенной экономической силы они превратились в важнейший фактор социально-экономического развития неоккупированного Китая.

После войны

Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были: консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода. К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. Китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были

сокращены государственные  инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной. Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов.

Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7% годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" (1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хозяйства, отмену стимулирования труда заработной платой, сооружение примитивных сталеплавильных домен и подавление частной

инициативы, ввергло Китай в начале 60-х  годов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из страны в августе I960 г. советских специалистов и прекращением помощи вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономического роста последовала "культурная революция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая экономику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования, свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению образования. Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на семейный подряд привел не только к существенному росту объемов производимой в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный толчок (эффект мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на транспорте и т.д. Итогом первых этапов преобразований стало создание более благоприятных условий для функционирования многообразных по формам собственности типов хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на

Информация о работе Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг