Социально-экономическое развитие Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:30, практическая работа

Описание

Правительством РК разработан план мероприятий по реализации стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг.
Главной целью Стратегии является достижение устойчивого развития страны, способствующего отходу от сырьевой направленности, путем дальнейшей модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.
Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Стратегия направлена на наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ.

Содержание

1.Основные приоритеты социально-экономического развития в Казахстане
2.Целеполагание и экономические регуляторы

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

1.Основные приоритеты  социально-экономического развития  в Казахстане

2.Целеполагание и экономические  регуляторы

 

1. Правительством РК разработан план мероприятий по реализации стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг.

Главной целью  Стратегии является достижение устойчивого развития страны, способствующего отходу от сырьевой направленности, путем дальнейшей модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.  
Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Стратегия направлена на наращивание  научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ.

Суть новой социально-экономической  стратегии и стержень концепции реформирования-в постепенном, поэтапном движении Казахстана к собственному варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной , динаминой рыночной экономики при значительной регулирующей роли государства.

Основными приоритетами экономического развития являются:

- развитие обрабатывающей промышленности

- новых наукоемких и высокотехнологических производств

- современной инфраструктуры и  информационных технологий

- инновационного малого бизнеса

- а так же науки и образования

Реализация этих приоритетов  основывается на предлагаемой правительством комплексной системе мер, направленных на стимулирование интенсивного обновления производственно-технологического аппарата промышленности, освоение высоких переделов, внедрение производства товаров и услуг с более высокой добавленной стоимостью, способных повысить конкурентоспособность казахстанской экономики в мировом хозяйстве.

Учитывая сложившуюся ситуацию в области инвестиционной политики, считаем важным поддержание стабильности контрактов и нормативно-правового  регулирования, продолжение дерегулирования  экономики, сужение круга лицензируемых видов деятельности, упрощение процедуры согласования инвестиционной документации, повышение качества трудовых ресурсов через кардинальное реформирование системы профессионального образования, совершенствование транспортной, телекоммуникационной, энергетической и информационной инфраструктуры, систематизацию работы по привлечению потенциальных инвесторов, усиление защиты прав собственности и инвесторов, кредиторов, а также миноритарных акционеров, ускорение перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности.

Параллельно необходимо дальнейшее совершенствование налогового режима, включая стратегический курс на общее снижение налоговой нагрузки. Целесообразно рассмотреть возможность  введения ускоренной амортизации основных фондов в обрабатывающей промышленности.

При этом также необходимо создать условия для привлечения  инвестиций в сектор естественных монополий, государству - отказаться от предоставления индивидуальных привилегий, преференций  отдельным субъектам хозяйствования, отраслям промышленности, стимулировать развитие биржевой торговли как мощного механизма формирования и поддержки конкурентной среды.

Существенные изменения необходимы и в области таможенного регулирования - такие, как совершенствование администрирования  и упрощение процедур, банкротство или смену собственника; снижение пошлин на ввоз высокотехнологичного оборудования, а также сырья и материалов для обрабатывающей промышленности; снижение импортных пошлин, вынуждающее собственников неконкурентоспособных предприятий идти на кардинальную реструктуризацию производства.

Правительство также считает, что  проблема межрегиональных диспропорций развития не должна стать оправданием  для нерационального и искусственного размещения производств и создания неравных конкурентных условий, что приведет к прямому экономическому ущербу. Программа предусматривает стимулирование рационального регионального размещения производственных мощностей при соблюдении принципов экономической свободы и главенства рыночных сил; обеспечение географической мобильности и гибкости производственных факторов (в частности капитала и трудовых ресурсов) с целью их свободной межрегиональной циркуляции; предотвращение формирования монополистических структур, анклавности, вызванной неразвитостью транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, создание условий для максимальной вовлеченности всех регионов в индустриальное развитие.

Внешнеэкономическая политика направлена на предотвращение дискриминации  казахстанского экспорта путем развития региональных интеграционных процессов (в т. ч. в рамках единого экономического пространства), а также продолжение  скоординированной с основными  торговыми партнерами подготовки к вступлению в ВТО. 

 

Предусмотрены меры по либерализации  экспорта национального капитала, необходимого для освоения иностранных рынков, его активного участия в международном  разделении труда и диверсификации рисков.

Внутренняя и экспортная конкурентоспособность отечественной промышленности сегодня напрямую зависит от интеграции Казахстана в международную систему ISO. Вместе с тем важно и внедрение региональных и отраслевых стандартов, в частности стандартов ЕС поскольку наша внешняя торговля все больше ориентируется на страны Евросоюза. В производстве оборудования и материалов для нефтяной промышленности нужно ускорить внедрение стандартов API. В отношении противодействия трансфертному ценообразованию, необходимо ускорить процедуру сертификации казахстанских производителей на Лондонской бирже металлов.

Для реализации всех планов необходимо принять ряд институциональных  мер. Исходя из условий отечественной  экономики, с одной стороны, а  также из опыта ведущих и быстроразвивающихся стран мира, с другой, предлагаются следующие меры поддержки. Для развития экспорта товаров и капиталов необходимо создание государственной корпорации экспортного страхования, а также оказание помощи казахстанским экспортерам в продвижении товаров на экспортные рынки, включая создание торгово-инвестиционных представительств. Такие представительства, помимо содействия казахстанскому экспорту и защиты интересов экспортеров, будут проводить также активную работу по ориентированию потенциальных инвесторов в отношении инвестиционных возможностей в Казахстане, ведению с ними первоначальных переговоров и выяснению условий их инвестирования.

Малый инновационный  бизнес должен быть поддержан созданием  инновационных технопарков с  развитой инфраструктурой и недорогим  предоставлением услуг малым инновационным фирмам.

Для государственного финансирования наиболее приоритетных проектов, в  частности в области инфраструктуры, предполагается создание государственного инвестиционного фонда.

В области НИОКР, для  финансирования перспективных научных разработок, вплоть до их внедрения в производственный процесс, необходимо участие государственного инновационного фонда, который в процессе коммерциализации отечественных и иностранных разработок мог бы тесно взаимодействовать с технопарками, интернациональным венчурным капиталом и научно-технологическими центрами.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ — экономические рычаги, косвенно воздействующие через механизм интересов на участников экономических процессов, хозяйствующих субъектов (например, цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции и пр.).

По способу воздействия на регулируемый объект можно выделить прямые и косвенные регуляторы:

Прямые регуляторы - это регуляторы, которые жестко регламентируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Это законы, указы, приказы, постановления, распоряжения и т.д. Прямое экономическое регулирование осуществляется путем финансирования и субсидирования государством отдельных сфер и секторов экономики, отдельных предприятий.

Косвенные регуляторы – допускают вариантность действий и проявляются, прежде всего, в мотивационном характере поведения регулируемого объекта (материальная заинтересованность, моральное удовлетворение и т.д.).К ним относятся условия налогообложения, уровень цен, тарифов, таможенных пошлин, процентов за кредит, нормы амортизации и т.д. К косвенному экономическому регулированию относятся формы воздействия государства на рыночные регуляторы через управление валютным курсом, процентными ставками, таможенными пошлинами и др.

Административные и экономические регуляторы – по существу отожествляя административные с прямыми, а косвенные – с экономическими регуляторами, на самом деле и административные и экономические регуляторы используют одни и те же рычаги, оставаясь при этом либо прямым либо либо косвенным воздействием на регулируемый объект.

В регулировании экономической  жизни задействованы все ветви  государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и все уровни (федеральный, региональный, местный). В нем участвует вся система  государственных институтов и прежде всего органы экономического управления как на уровне национальной экономики в целом, так и отдельных сфер, секторов и отраслей.

 


Информация о работе Социально-экономическое развитие Казахстана