Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:38, контрольная работа
Дать определения следующим понятиям:
Социально-ориентированная экономика.
Многоукладность экономики.
Открытая экономика.
Трансформация административно-командной системы в рыночную систему.
Портфельные инвестиции.
Интенсивный тип экономического роста.
Прирост ВВП.
Таможенный союз.
Специальные права заимствования (СДР).
Вертикальная диверсификация.
НРС – наименее развитые страны;
СВиЦВ – страны Восточной и Центральной Европы;
МВВП – мировой валовой внутренний продукт;
РС –
развивающиеся страны.
Расположить
страны в порядке возрастания
ВВП на душу населения от самой бедной
страны к самой богатой. Определить, какие
страны относятся к группе стран с высоким
доходом, к группе стран со средним доходом,
с низким доходом. Обратить внимание на
методику расчета ВВП (по официальным
валютным курсам или по паритету покупательной
способности (ППС)).
1 место: | Германия | - 23 400.00 |
2 место: | Малайзия | - 10 300.00 |
3 место: | Россия | - 7 700.00 |
4 место: | Бразилия | - 7 400.00 |
5 место: | Латвия | - 7 200.00 |
6 место: | Турция | - 6 800.00 |
Для определения
ВВП на душу населения использованы
расчеты на основе паритета покупательной
способности доллара вместо простого
пересчета данных ВВП в национальной валюте
в доллары США по обменному курсу.
17
декабря 1992 года заключен договор
о Североамериканской зоне
НАФТА — первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.
В
то же время асимметричность
НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).
В НАФТА процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения. Форма интеграции НАФТА – это зона свободной торговли. В нее входят 430 млн.чел., составляет 40% мирового ВВП и 20% мировой торговли.
Следует подчеркнуть, что в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.
Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США — 3,6 млрд. долларов, в Мексике — 2,4 млрд. долларов, в Канаде — 1,6 млрд. долларов.
В результате устранения части тарифов общий оборот торговли США с Канадой и Мексикой за период 1993-2000 гг. вырос в 2 раза. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильных запчастей из Мексики.
Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Другим положительным эффектом реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций, основанных на официальных данных государственных органов статистики Канады.
Углубление
интеграции дало возможность всем странам
НАФТА с большей эффективностью
использовать свои сравнительные преимущества.
США, например, увеличили количество высокооплачиваемых
работников в производстве и сфере услуг.
В результате подписания соглашения США
потеряли некоторое количество неквалифицированных
рабочих мест, но при этом увеличилось
производство товаров, снизились их цены
благодаря использованию дешевой мексиканской
рабочей силы.
Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и добились к настоящему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Они учредили Общий рынок стран Южного конуса МЕРКОСУР в 1991 году. МЕРКОСУР – это субрегиональный торгово-экономический союз.
Реализация
положений Асунсьонского
Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.
За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки.
МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.
МЕРКОСУР – это таможенный союз и тоже время зона свободной торговли с Чили и Боливией. В МЕРКОСУР входят 226 млн. чел.; и составляет 5,8% мирового ВВП и 1,2% мировой торговли.
Создание
МЕРКОСУР привело к резкому увеличению
взаимной торговли, расширению торгово-экономического
сотрудничества с другими региональными
торговыми группировками. Заметно
возросла взаимная инвестиционная активность,
нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная
деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное
влияние на политическую стабильность
в регионе.
Корпорация | Активы | Продажи | Занятость | Индекс транснациональности | ||||
1 | General Electric | 82,8 | 272,4 | 21,1 | 79,2 | 84000 | 239000 | 30,7 |
2 | Shell, Royal Dutch | 82,1 | 124,1 | 71,1 | 128,3 | 79000 | 101000 | 66,6 |
3 | Ford Comp | 79,1 | 258,0 | 65,8 | 147,0 | - | 371702 | - |
4 | Exxcon Corp | 55,6 | 95,5 | 102,0 | 117,0 | - | 79000 | - |
5 | General Motors | 55,4 | 222,1 | 50,0 | 158,0 | 221313 | 647000 | 30,3 |
6 | IBM | 41,4 | 81,1 | 46,6 | 75,9 | 121655 | 240615 | 54,3 |
7 | Toyota | 39,2 | 113,4 | 51,7 | 109,3 | 34837 | 150736 | 35,0 |
8 | Volkswagen Group | - | 60,8 | 41,0 | 64,4 | 123042 | 260811 | - |
9 | Mitsubishi Corp | - | 77,9 | 50,2 | 127,4 | 3819 | 8794 | - |
10 | Mobile Corp | 31,3 | 46,4 | 53,1 | 80,4 | 22900 | 43000 | 62,3 |
Для характеристики ТНК применяются определенные экономические показатели. В 1990 г. было введено понятие «индекс транснациональности компании», который определяется как сумма доли зарубежных активов компании, доли зарубежных продаж и занятости работников за рубежом в общем числе занятых.
Расчет индекса транснациональности ведется по следующей формуле:
I T = 1/3 ( A I /A + R I /R + S I /S) x 100% ,
где
I T — индекс транснационализации, %;
A I — зарубежные активы;
A — общие активы;
R I — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
R — общий объем продаж товаров и услуг;
S I — зарубежный штат;
S — общий
штат работников компании.
ВВП (в млрд. долл.) | Экспорт (в млрд. долл.) | Импорт (в млрд. долл.) | |
Мир в целом | 28854 | 5405 | - |
США | 8211 | 680 | 905 |
Китай | 961 | 187 | 154 |
Россия | 447 | 74 | 53 |
Экспортная квота (Эк/ВВП*100%) | Импортная квота (Им/ВВП*100%) | Внешнеторговое сальдо (Эк-Им) | Внешнеторговый оборот (Эк+Им) | Коэффициент
покрытия импорта экспортом
K = ∑Э / ∑И |
Удельный вес экспорта (Эк/Экм*100%) | |
Мир в целом | ||||||
США | 8,3 | 11,0 | -225 | 1585 | 0,751 | 12,6 |
Китай | 19,4 | 16,0 | 33 | 341 | 1,214 | 3,5 |
Россия | 16,6 | 11,9 | 21 | 131 | 1,396 | 1,4 |