Социальные издержки экономических реформ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание

Показатели социально-экономического развития Российской Федерации основываются на результатах - достигнутых в сфере макроэкономики государства за период 2012 года и на производных от этого изменениях в социальной сфере.

Работа состоит из  1 файл

институц .doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

3. Социальные  издержки экономических реформ  в России

Показатели  социально-экономического развития Российской Федерации основываются на результатах - достигнутых в сфере макроэкономики государства за период 2012 года и на производных от этого изменениях в социальной сфере.

Впоследствии  на основе данных о социально-экономическом  развитии России за период 2012-го года Государственная  Дума принимает проект бюджета Российской Федерации на 2013-й год.

Основные макроэкономические показатели России [РФ] за 2012-й год:

  • Рост Валового Внутреннего Продукта [ВВП] составил 3,5 %.
  • Рост [розничного] товарооборота составил 6,1 %.
  • Рост промышленного производства составил 3,6 %:
  • рост обрабатывающей промышленности составил 4,8 %.
  • рост добывающей промышленности составил 0,9 %.
  • рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 1,6 %.
  • Рост производства сельскохозяйственной продукции составил -4,4 %.
  • Рост цен [инфляция] на потребительские товары составил 7 %.
  • Рост реальной заработной платы составил 9,1 %.
  • Рост реальных [денежных] доходов населения составил 3 %.
  • Рост инвестиций в основном капитал составил 5,5 %.

Внешнеторговый  оборот России [РФ] за 2012-й год:

  • Экспорт российских товаров составил $ 534,2 млрд.
  • Импорт иностранных товаров составил $ 342,7 млрд.
  • [Положительный] Торговый баланс составил $ 191,5 млрд.
  • Рост экспорта составил 2,3 %.
  • Рост импорта составил 5,8 %.

Рост экономики  России [РФ] в 2012-м году обусловлен:

  • Ростом внутреннего спроса на отечественные товары потребления.
  • Замедлением роста импорта.
  • Расширением и ростом инвестиционного спроса.
  • Высокой динамикой в финансовой сфере.

Рост деловой  активности напрямую зависит от доступности  кредитных средств. Так летнее увеличение средневзвешенной кредитной ставки для нефинансовых предприятий на 0,2 % привело к замедлению прироста объёма кредитных средств:

  • В июле прирост объёма кредитных средств составил 23,2 %.
  • В августе прирост объёма кредитных средств составил 22,6 %.
  • В сентябре прирост объёма кредитных средств составил 22,1 %.

 

Средняя кредитная  ставка для нефинансовых организаций в РФ составляет 9,5 %

Одним из ключевых показателей социально-экономического развития РФ является уровень безработицы  в стране. С начала года намеченная положительная тенденция к уменьшению уровня безработицы продолжает иметь  место. В промежутке между вторым и третьим кварталом 2012-го года уровень безработицы [среди трудоспособного населения] в РФ составлял 5,4 %, но в августе данный показатель опустился до 5,2 %.

Уровень безработицы  в РФ за 2012 год составил 5,9 %.

Рост розничного товарооборота РФ по итогам 2012-го года составил 6,1%.

Данный показатель мог быть более высоким, если бы не эскалация темпов инфляции во втором полугодии и снижение роста потребительского кредитования.

Снижение объёмов  производства сельскохозяйственной продукции в 2012-м году привело к удорожанию продуктов питания фактически сразу по результатам сбора текущего урожая. По данным Росстата индекс цен на продукты питания [по состоянию на сентябрь 2012-го года] вырос до 105 пунктов. Дополнительным стимулом инфляции в России послужили цены на продовольственные товары на мировых рынках, в особенности повышение цен на зерно. Также к росту инфляции привела индексация тарифов и цен на услуги инфраструктурной отрасли, в частности на услуги ЖКХ. Как итог:

Инфляция в  России [РФ] по итогам 2012-го года составила 7%.

Объёмы поступлений  средств в государственный бюджет Российской Федерации напрямую зависит  от цен в нефтегазовой сфере.

Cтоимость нефти  марки “Urals” к концу 2012-го  года составит $ 109/баррель.

 

Рыночная экономика, несмотря на все препятствия, которые могут чинить и нередко чинят власти, так или иначе формирует достаточно влиятельные группы людей. Их объединяют общие социальные, а затем и политические интересы. Конкуренция между ними и отражающими их интересы политическими партиями должна привести к трансформации государства в нужном всем нам направлении.

Пока же российская экономика после резкого (более  высокого, чем в других сегментах  глобальной экономики) спада в 2008-2009 гг. вошла в режим роста. В России уже длительное время наблюдается весьма позитивная динамика многих важных фундаментальных макроэкономических характеристик. После периода высокой инфляции с двузначным темпом прироста в 2001-2008 гг. мы уже третий год имеем рост потребительских цен заметно ниже 10%. В то же время в 2009-2012 гг. экономика нашей страны растет с темпом около 4% в год. Внешний долг (около 41 млрд. долларов) и госдолг в целом (примерно 155 млрд. долларов или менее 10% ВВП) сейчас у нас весьма низкие по теперешним мировым меркам. Золотовалютные резервы Центрального Банка России составляют около 515 млрд. долларов. Дефицит федерального бюджета в текущем году не превысит \ 30 млрд. рублей, т.е. будет не более 0,1% ВВП.

Однако, за всем этим внешним благополучием кроются  очень и очень серьезные проблемы.

Это, во-первых, структурные  диспропорции. Наличие собственных  природных богатств уже давно  превратилось из нашего конкурентного  преимущества на мировом рынке в  тормоз экономического прогресса, сделав возможной сырьевую ориентацию отечественной экономики. В 2000-е годы доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве у нас не только не выросла, но и сократилась. Сегодня топливно-энергетический комплекс определяет \ почти треть валового внутреннего продукта страны и около 40% всех налоговых и таможенных поступлений в бюджет. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет лишь 15%. Экспорт из России почти на 75% обеспечивается нефтью, газом, углем, металлами и минеральными удобрениями. В то же время страна критически \ зависит от импорта многих потребительских товаров и продовольствия, компьютеров и оргтехники, современных видов машин и оборудования.

Отечественные предприятия  неконкурентноспособны на внешних  рынках, так как не владеют современными технологиями. Российских компаний нет среди 200 глобальных фирм, зарегистрировавших в 2010 г. наибольшее число патентов. Доля новой (не только для нашей страны, но и для мирового рынка) продукции в общем объеме производства российских предприятий составляет 0,5% (в Финляндии – 27,2%, в Германии – 7,1%). Производительность труда у нас отстает от ее уровня США и других развитых стран по разным оценкам в 3-5 раз.

Что касается макроэкономической устойчивости, то и она сегодня  вызывает серьезные вопросы. Без  учета доходов от нефти и газа дефицит федерального бюджета в ближайшие три года может составить 10%. Это означает, что все наше макроэкономическое благополучие критически зависит от цены углеводородов на мировом рынке.

Предпринимательская активность в стране и приток иностранных  инвестиций тормозятся высокими институциональными барьерами (Слайд 4). Главные из них - незащищенность прав частной собственности, недобросовестная конкуренция (зачастую административный ресурс заменяет инновации), отклонения от верховенства закона и неудовлетворительное судопроизводство, высокие транзакционные издержки, коррупция.

Охарактеризованные выше процессы, факторы и явления объясняют, почему обладая весомыми конкурентными  преимуществами (природные ресурсы, 8-е место в мире по размеру  внутреннего рынка, интеллектуальный потенциал) и даже добившись высоких темпов экономического роста (в 2001-2007 гг. около 7% в среднем за год), Россия (Слайд 5) находится в восьмом десятке по размеру ВВП на душу населения: 15100 долларов на человека (по ППС). Уровень бедности (число россиян, получающих доходы ниже прожиточного минимума) уже пять лет, с 2006 г. не меняется и составляет 13-15% от общей численности населения. Качество же таких социальных благ, как услуги здравоохранения (и платного, и особенно бесплатного), общего и профессионального образования за последние 10 лет только снижалось. По обобщающему индексу развития человеческого потенциала Россия занимает 71-е место в мире.

Результат такого положения дел весьма печален. По данным ВЦИОМ, который провел весьма репрезентативный опрос населения в 46 регионах страны, число россиян, желающих эмигрировать, достигло 21%. Больше всего желающих выехать из страны среди людей в возрасте 18-24 года – 39% и среди высокообразованных респондентов – 29%. К сожалению, процесс уже «пошел»: по официальным данным за 3 года из России уехало более 1,2 млн. человек, 40% из них – с высшим образованием.

Наряду с потерей  трудовых ресурсов Россия теряет и  частный капитал. По данным ЦБ РФ, чистый отток (превышение вывоза над ввозом) капитала из частного сектора составил в 2011 г. 84,2 млрд. долларов США, а за 5 месяцев текущего года – уже 46,5 млрд. долларов.

Таким образом, и труд, и капитал «голосуют  ногами» против складывающихся в  стране социально-экономических отношений.

В этой ситуации в ближайшее время нам предстоит пройти развилки, сопоставимые по своей значимости с теми, которые мы проходили в 1992-1993гг. В 80-е годы Горбачев отказался от империи и пошел по пути демократизации. В 90-е годы Ельцин отказался от командно-административной системы и начал рыночные реформы. В 2000-е годы Путин отказался от олигархического капитализма и построил бюрократическую вертикаль с теми социально-экономическими отношениями, о которых сказано выше. Сегодня мы стоим перед выбором: постепенное движение по инерции или решительная модернизация всей нашей социально-экономической системы.

На мой взгляд, инерционный сценарий ведет в  тупик. В стране нет единства влиятельных  политических элит, а потому постепенные реформы вполне могут быть заблокированы правящей бюрократией.

Необходима решительная  модернизация, которая предполагает согласованное продвижение по трем направлениям: политика, институты, экономика.

Первое направление  – политика. В ходе политической модернизации предстоит перейти от государственного патернализма к социальному партнерству на основе Общественного договора типа испанского пакта Монклоа. При этом, поскольку без политической конкуренции не может быть конкуренции экономической, необходим «пакет либеральной демократии»: ликвидация патерналистского режима; многопартийность; верховенство права; общественный контроль за бюрократией и бизнесом; децентрализация и развитие местного самоуправления.

Второе направление – модернизация институтов. Здесь минимально необходимый пакет включает: защита прав собственности, справедливая конкуренция, верховенство закона.

И, наконец, третье направление – модернизация экономики.

Чтобы понять, что  она означает для России, стоит  еще раз проанализировать причины  мирового кризиса, начавшегося в 2008г. Его часто называют «Великой рецессией» (в отличие от «Великой депрессии» 1929г года) и обычно объясняют провалом на ипотечном рынке и «сдуванием пузыря» на рынке недвижимости США. Распространение разного рода финансовых инноваций и ослабление контроля за движением финансовых инструментов на американском и глобальных рынках привели к трудностям в страновых и международной денежно-кредитных системах, а затем и к экономическому спаду. Чтобы стимулировать деловую активность, большинство развитых стран наращивали госрасходы, в том числе за счет бюджетного дефицита и госдолга. Это способствовало фрагментарному восстановлению мировой экономики в 2010 г., но уже в 2011 г. ее рост замедляется с, примерно, 5% в 2010 году до менее чем 4% в 2011 и до, примерно, 3,5% в 2012 г. Показательно, что снижение темпов роста в этот период сопровождается еще и высокой, причем ускоряющейся из года в год инфляцией (с 1,5%-2,0% в 2010 г. до 3%-4% в 2012г.).

Многие эксперты у нас в стране и за рубежом, и я с ними полностью согласен, приходят к выводу, что ответом на кризис должно быть не усиление вмешательства в экономику на страновом и межгосударственном уровне, а глубокие структурные реформы и переход к новой модели роста – «new normal».

Лично для меня главным основанием для такого вывода является объяснение кризиса 2008 г. не только и не столько событиями, имевшими место на финансовых рынках, а отставанием мирового технологического процесса от глобального спроса на ресурсы. В последней четверти прошлого и начале этого века во всем мире экспоненциально росли цены на продовольствие (особенно, белки животного происхождения) и углеводороды (нефть, газ). Тем самым рынок сигнализировал мировому сообществу, что спрос на них резко превышает предложение. Поначалу этот сигнал вроде бы был услышан – ведущие ученые мира в 1972г. подписались под докладом т.н. Римского клуба «Пределы роста». Однако в реальной жизни дополнительные доходы, генерировавшиеся высокими ценами на продовольствие и углеводороды, направлялись не на разработку новых технологий производства и улучшение эффективности использования глобальных дефицитных ресурсов, а на расширение спектра и повышение уровня потребления. Этому в значительной мере, особенно в 2000-е годы способствовало появление и распространение деревативов и других финансовых инструментов, которые позволяли обслуживать быстро возрастающий товарный оборот. Но ведь еще в XVI веке польский астроном, экономист и математик Николай Коперник и английский финансист Томас Грешем сформулировали экономический закон, гласящий: «Деньги, искусственно переоцененные государством, вытесняют из обращения деньги, искусственно недооцененные им». Или еще проще: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Отсюда – все эти лопнувшие в 2008 году финансовые пузыри.

Постепенно мировое  сообщество осознает всю опасность  игнорирования отрыва спроса от ресурсно-технологических  возможностей.

За последние  годы по данным Мирового банка рост энергопотребления резко замедлился. Еврокомиссия в марте 2011 года приняла весьма ответственные \ решения, направленные на экономию первичных энергоресурсов. В частности, намечается к 2030 г. более половины всех перевозок пассажиров и грузов на расстояние более 300 км осуществлять водным или железнодорожным транспортом, а к 2050 г. в городах ЕС не должно остаться автомобилей с бензиновым и дизельным двигателями.

Сегодня добыча сланцевого газа из мифа превратилась в одно из главных  направлений энергетической стратегии. В США и Европе производство и транспортировка сжиженного природного газа становятся обычным технологическим процессом. Несмотря на аварию на Фукусиме, Россия, США и Япония намерены активно использовать атомную энергию. Во всем мире вкладывается все больше средств в освоение возобновляемых источников энергии – воды, ветра, солнца, геотермальной энергии. В США, европейских странах, России разрабатываются новые технологии промышленного и жилищного строительства, ориентированные на экономию энергоресурсов.

Информация о работе Социальные издержки экономических реформ в России